Найти в Дзене
Техносуверен

Путешествия и образы Севера на выставке в Пушкинском музее

   ТВЦ/СКРИНШОТ
ТВЦ/СКРИНШОТ

Выставка «Курс на Север» в ГМИИ им. А.С. Пушкина раскрывает историю освоения и художественного осмысления Крайнего Севера через призму экспедиций, путешественников и творческих поисков XIX–XX веков. Она предлагает посетителям погрузиться в атмосферу далёких, порой недосягаемых земель, где заканчиваются карты и начинается неизвестность.

«Смотрю я на карты, на картах Архангельск, а за картами нет ничего…», — так описывал свои впечатления о Северных просторах художник Валентин Серов в путевых заметках, подчёркивая необъятность и загадочность региона. В те времена Архангельск оставался в тени, а путь к нему был труднодоступен для мореплавателей, которые рисковали добраться до пределов известных карт.

Российский промышленник и меценат Савва Мамонтов, по согласованию с государственной элитой, организовывал исследовательские экспедиции, приглашая учёных и художников для изучения и визуального запечатления северных территорий. Художники и близкие друзья Мамонтова Валентин Серов и Константин Коровин участвовали в этих сложных походах, создавая зарисовки и воспоминания о жизни на Крайнем Севере — от ледяных айсбергов и северного сияния до сцен охоты на белых медведей и китов. Эти изображения способствовали популяризации региона, привнося в сознание публики образ сурового, но притягательного края.

По итогам этих экспедиций на Нижегородской ярмарке был построен павильон, посвящённый Крайнему Северу, служивший рекламой богатств и возможностей этих земель. Константин Коровин оформил залы павильона в холодных и сдержанных тонах, которые стали характерной палитрой для многих произведений выставки. Эта цветовая гамма подчёркивает атмосферу северного пространства и эмоциональное восприятие художников.

Особое место на выставке занимает собрание работ американского художника и путешественника Рокуэлла Кента из фондов Пушкинского музея. Его картины, подаренные советскому народу, дополняют общую картину восприятия Севера и показывают, что интерес к этим территориям был международным.

Кроме того, в экспозиции представлен раздел, посвящённый «северному изобразительному стилю», который сформировался в работах студентов Института народов Севера, основанного в 1929 году. Этот стиль отражает особенности художественного видения и культурного наследия народов Севера, что подчёркивает продолжение традиций и развитие темы в советский период.

Завершают выставку произведения современных художников — Эрика Булатова, Алёны Кировой и Нелли Фроловой, которые продолжают исследовать и интерпретировать тему Севера в искусстве XXI века.

Выставка «Курс на Север» в ГМИИ им. А.С. Пушкина становится не только художественным представлением Северных территорий, но и историческим обзором их исследования и культурного осмысления, начиная от первых экспедиций до современного взгляда на этот край.