Интересный факт: Хотя в составе у «Пармы» было немало высокорослых игроков (а с февраля ещё и Матео Пеллегрино – специалист по игре в воздухе), команда в среднем делала меньше всего навесов за матч (5,9 по данным), а также сделала меньше всего навесов всего за сезон (223). Если же смотреть только на удачные навесы в штрафную, «Парма» тоже на последнем месте (60 — на четыре меньше, чем у «Венеции»).
ПРИШЛИ: Матия Фриган (пунта, правый ала), Кристиан Ордоньес (чентрале, медиано, треквартиста), Мариано Троило (центральный защитник), Оливер Соренсен (чентрале, правый/левый эстерно), Абдулайе Ндияйе (центральный защитник), Тьяш Бегич (левый/правый ала), Саша Бритшги (правый/левый терцино).
УШЛИ: Джованни Леони, Анж-Иоан Бонни, Симон Сом, Деннис Ман, Валентин Михайла, Антуан Эно, Йордан Осорио, Дрисса Камара.
«Парма», вернувшаяся в Серию А в прошлом сезоне, пассчитывала на спокойное сохранение прописки — во многом благодаря инвестициям американских владельцев и тому, как команда Пеккьи доминировала в Серии B 2023/24. Стартовая победа над «Миланом» внушала оптимизм, но затем команда стала терять слишком много очков. Нестабильность результатов и травмы ключевых игроков, таких как Бернабе, привели к тому, что «Парма», шедшая в середине таблицы в 14-м туре, оказалась втянутой в борьбу за выживание.
После того как в период с января по февраль «Парма» набрала всего 2 очка в семи турах, Пеккья был отправлен в отставку. Его место неожиданно занял дебютант Кристиан Киву, который, моментально навел порядок в тактике самым классическим методом для Серии А — перейдя на игру с тремя защитниками.
«Парма» в схеме 3-5-2 с длинными вертикальными передачами на двух мощных нападающих — Пеллегрино и Бонни — сумела выстроить надёжную оборону и при этом показать достаточную остроту в атаке, чтобы добывать важные очки: ничьи с «Интером» и «Фиорентиной» и победу над «Ювентусом». Команда Киву, ставшая более компактной, не пала духом даже двух подряд поражений на финише чемпионата (от «Комо» и «Эмполи»), а спаслась благодаря неожиданной ничьей с «Наполи» и победе в последнем туре над «Аталантой». По плану руководства (клуб принадлежит американцу Кайлу Краузе) Киву должен был остаться на скамейке «джаллоблу», но поступил звонок из «Интера», и «Парма» вытащила из цилиндра ещё одно неожиданное имя — ассистента Артеты в «Арсенале», дебютанта, совсем молодого испанца Карлоса Куэсту.
Нашел работу через твиттер, считает, что футболисты не должны думать, а Гвардиола переоценен. Карлос Куэста — новый 29-летний тренер «Пармы»
Куэста приехал в Парму, уже владея итальянским языком — во многом благодаря опыту работы в юношеской системе «Ювентуса», когда Федерико Керубини (сейчас – генеральный директор «Пармы») входил в руководство клуба. В «Арсенале» он был одним из главных ассистентов Артеты, причём имел наиболее тесный контакт с раздевалкой — благодаря своей эмпатичности и небольшой разнице в возрасте с игроками. По словам Куэсты, самое важное для футболистов — чтобы тренер был честным и умел помогать им становиться лучше. Говоря о том, чему он научился за годы рядом с Артетой, Куэста отметил стремление создавать культуру команды и внимание к деталям.
К методу работы Куэсты было огромное любопытство: в первые дни сбора журналисты рассказывали о тренировках на уменьшенном поле, дуэлях два на два или три на три, упражнениях на прессинг и быстрых розыгрышах мяча внизу. Ключевые слова — высокий ритм и интенсивность. На занятиях появились и почётные гости: тренеры Давиде Баллардини и Леонардо Семпличи. Однако товарищеские матчи не дали полного представления о «Парме» Куэсты — сказывались и недостаточная готовность игроков, и то, что трансферный рынок ещё продолжался.
Сам Куэста пробовал разные варианты в плане схемы — возможно, и для того, чтобы самому понять, какая команда у него в распоряжении. Начал сбор с обороны в четыре и двумя ала, затем перешёл на систему с тремя защитниками и двумя эстерно по всей бровке. Этот модуль был использован и в дебюте Серии А против «Ювентуса» и, любопытно, почти не отличался от того, с которым «Парма» завершала сезон при Киву. Как будто Куэста решил пока не трогать то, что уже работало.
Состав тоже сильно изменился по сравнению с началом прошлого сезона, что ещё больше подчеркнуло разрыв с циклом Пеккьи. Ушли важные игроки последних лет: по сути, кроме Сузуки и Бернабе, все футболисты, на которых был спрос. Среди них — и те, у кого впереди, вероятно, ещё лучшее время в карьере, как Бонни и Сом, и те, кто, возможно, уже подходил к концу своего цикла в Парме, как Ман и Михайла. Как отметил сам Керубини, продажа юного центрального защитника-сенсации Леони не входила в его планы, но сумма, предложенная «Ливерпулем», стали для «Пармы» «исторической».
В итоге доходы от продаж достигли 80 миллионов, и именно в последние недели стартовала агрессивная трансферная кампания по созданию новой команды Куэсты. У «Пармы» есть чёткая стратегия скаутинга, которая делает особый акцент на рынках Северной Европы и Аргентины — там клуб ищет игроков хорошего уровня, которые ещё полностью не раскрылись. Поэтому в команду пришли футболисты, находящиеся пока не на пике своей карьеры и которые, в идеале, должны совершить качественный скачок вместе с «Пармой».
Например, чтобы заменить Леони, «Парма» отправилась в Аргентину и подписала Мариано Троило — высокого и мощного центрального защитника 22 лет, с жёстким стилем игры, идеально подходящим под схему с тремя защитниками, к тому же практически одинаково владеющего обеими ногами. Этим летом он как раз попал в обойму сборной Аргентины. Чтобы его заполучить, «Парма» обошла «Пизу», которая вела переговоры несколько недель: эмильяне сразу выложили «Бельграно» требуемые 8 миллионов.
Уход Бонни вынудил «Парму» искать ещё одного нападающего, учитывая, что только Матео Пеллегрино рассматривался как несомненный игрок стартового состава. В начале лета клуб, казалось, сделал ставку на Коломбо, но тот ушёл в «Дженоа». Не удалось и вмешаться в переговоры по Себастьяно Эспозито, который твёрдо решил перейти в «Кальяри». Тогда «Парма» переключилась на варианты из-за рубежа и всего за несколько дней подписала Матия Фригана из бельгийского «Вестерло». Он должен был стать настоящим сюрпризом сезона, если бы не порвал крестообразные связки левого колена всего через четыре дня после подписания контракта.
Ещё два новичка прибыли уже во время предсезонного сбора: 20-летний аргентинский полузащитник Кристиан Ордоньес и центральный защитник из Сенегала Абдулай Ндияйе, пришедший из французской Лиги 2. Больше шансов заиграть имеет Ордоньес, сразу попавший в основу благодаря своему типично аргентинскому стилю: динамичному и техничному, что полностью совпадает с требованиями Куэсты.
Недавно также к команде присоединился 23-летний датчанин Оливер Соренсен — преемник Сома, тоже динамичный и универсальный полузащитник, один из лучших игроков прошлого чемпионата Дании. Он идеально вписывается в зоне левого треквартисты, где в предсезонке играл Ордоньес, и, возможно, именно он станет основным, учитывая больший опыт. Появление Лёвика было неожиданно на позиции правого терцино в матче Кубка Италии с «Пескарой», и показало, что для Куэсты ещё не зафиксировано окончательно иерархии в составе.
В этом контексте остаётся непонятным статус талантливого Адриана Бенедычака, недавно оправившегося от тяжёлой травмы: в предсезонке он подтвердил, что обладает уровнем, позволяющим быть в основе «Пармы». Среди сюрпризов лета выделяется и 22-летний словенский ала Тьяш Бегич, прошлый сезон проведший в аренде в «Фрозиноне», который, похоже, раньше других уловил идеи Куэсты. Позитивное впечатление оставил и 19-летний атакующий полузащитник Элия Пликко, воспитанник «Пармы» и игрок сборной Италии U19, недавно продливший контракт до 2028 года. Оба могут оказаться полезными в течение сезона.
На данный момент у Куэсты есть лишь одна несомненная константа: центрфорвардом будет Матео Пеллегрино, на котором и будет держаться атакующая игра команды. Возможно, именно поэтому тренер выбрал схему с двумя эстерно, где слева действует Эмануэле Валери, поставленный специально, чтобы навешивать на голову аргентинской «девятке». В прошлом сезоне Пеллегрино, проведя в сумме меньше девяти полных матчей, забил три гола, но показал всё своё умение доминировать в верховых единоборствах. Куэста весьма поступил мудро, сделав на него ставку.
Товарищеские матчи показали, что в плане игры с мячом Куэста стремится к позиционному футболу: он предпочитает сохранять устойчивую структуру при продвижении вперёд, чтобы облегчить игрокам принятие решений. При этом обязательны вертикальные движения, и не только по флангам — перемещения есть и в центральной зоне полузащиты, между медзалами и оттянутым форвардом.
Конструирование атаки идёт от тройки центральных защитников (Дель Пратo, Чиркати, Валенте), медиано Кейта и одного из двух – Бернабе или Ордоньеса, которые поочерёдно опускаются вниз в зависимости от того, куда выходит мяч. Благодаря этому модуль можно трактовать и как 3-4-2-1, и как 3-5-2. Наилучшим образом этот механизм работает тогда, когда Бернабе в ударе: именно он — главный балансир, задающий темп передачи мяча.
Неудачей лета стала травма Якоба Ондрейки в товарищеском матче против «Вердера», которая выведет его из строя как минимум до декабря. Швед начал в основе первую предсезонную игру и казался одним из игроков, на которых Куэста собирался делать ставку. Концовка прошлого сезона в его исполнении — 5 голов в 7 последних турах чемпионата — наводила на мысль, что он станет одним из ключевых футболистов нового цикла. Его место в составе занял Ордоньес.
В игре без мяча сразу стало заметно новое свойство команды — агрессивность, с которой «Парма» идёт в отбор. Это серьёзное отличие от прошлого сезона и прямое наследие работы Куэсты в «Арсенале». Команда поднимается в прессинг «один в один» в зависимости от того, как соперник начинает выход из обороны. У бровки часто можно увидеть Куэсту, жестикулирующего и подсказывающего своим игрокам, куда бежать. «Я сказал это с первого дня, как только оказался здесь: мы хотим атаковать и защищаться вдесятером плюс вратарь», — отметил он, отвечая на вопрос о высоком прессинге после дебютного матча сезона с «Пескарой».
В последние дни казалось, что «Парма» закрыла сделку по Джио Рейне — это стало бы большим подспорьем. Обсуждалась сумма около 8 миллионов, включая бонусы, — по сути, настоящая удача для футболиста, который сразу стал бы одним из лучших в составе «Пармы». Однако в итоге Рейна договорился с «Боруссией» Менхенгладбах, и теперь предстоит понять, вернётся ли клуб на рынок в поисках ещё одного крайнего форварда. Тем временем эмильяне подписали молодого швейцарского терцино Сашу Бритшги (всего четыре матча на профессиональном уровне) и, по слухам, ведут переговоры с «Фиорентиной» по Лукасу Бельтрану, который может закрыть несколько позиций в атаке.
Этот сезон станет для «Пармы» проверкой серьезности намерений американского проекта Краузе. Состав был основательно перестроен с целью открыть новый цикл, в котором борьба за выживание в последний момент должна остаться в прошлом. Амбиции клуба — уже в краткосрочной перспективе закрепиться в середине таблицы Серии А. Но вся эта конструкция держится на самой большой неизвестной — молодом тренере-дебютанте, факторе, который уже дороге обходился «Парме» в недавнем прошлом.
Наиболее вероятный результат: «Парма» рискует вылететь из Серии А. Даже при благоприятном развитии событий вряд ли команда легко сохранит прописку.
Подписки: