В 1973 году музыканты легендарной британской рок-группы Status Quo сочинили и записали свой незабываемый хит «Forty-Five Hundred Times». Правда, этот хит на синглах никогда не выходил, но зато он стал постоянным номером почти на всех концертах группы, а в 1991 году был даже перезаписана с новым составом для альбома «Rock 'til You Drop».
У британской рок-группы Status Quo есть шикарные альбомы, а есть откровенно нудные. Нудных альбомов, правда, гораздо больше, чем шикарных, но зато те, которые шикарные – те шикарные по-настоящему. О лучших альбомах Status Quo я уже писал, ссылки на те публикации – ниже.
Однако даже на нудных альбомах группы есть по одной, а то и две совершенно шикарные песни, и появляется недоумение – а как такие алмазы попали на такую мусорную пластинку?
На видео: песня "Rock 'til You Drop", концертный вариант 1984 года
Один из таких альбомов был «Hello!» 1973 года. Ну, просто унылый альбом, почти все, что на нем появилось, уже давно было группой сыграно и записано в предыдущие годы. Нет, саунд на альбоме шикарный, как и весь саунд «Статусов», и в некоторых композициях даже гитарные соляки просто убийственные. Но вот сами песни – тьма сумрачная, нечем вдохновиться.
Ну, кроме одной песни.
Нет, это не песня, а целая пьеса на 10 минут, в которой собрано всё прекрасное, чем до этого и после этого прославилась группа Status Quo. Это композиция «Forty-Five Hundred Times», которая из всего творчества группы меня поражает больше всего остального.
На аудио: оригинал песни "Forty Five Hundred Times" с альбома "Hello!" 1973 года
Что это за пьеса – словами не описать, напеть не могу, поэтому прилагаю сразу несколько роликов с ней в разных исполнениях. Вообще-то я, как виниловый фанат, считаю только те варианты каких-то песен каких-то групп, которые выходили исключительно на виниле, вот поэтому представляю три варианта, которые выходили именно на виниле, а четвертое исполнение привел только как визуальную иллюстрацию, хотя, этот вариант и уступает оригиналу.
В общем, я считаю эту песню группы Status Quo лучшей в их репертуаре, и не я один так считаю. В разные времена в Великобритании, некоторых странах Европы и в Японии проводились голосовлки по песням «Статусов», и «Forty Five Hundred Times» неизменно занимала в этих опросах первое место.
На аудио: песня "Forty Five Hundred Times" - вариант, вошедший на концертный альбом "Live" 1977 года
Кстати, и лидер группы Френсис Росси тоже постоянно утверждал, что это одна из его любимых песен Status Quo. Покойный Рик Парфитт, ритм-гитарист группы, который эту песню в целом и сочинил, тоже высказался по ней, в частности, он сказал, что импровизированный джем в конце трека – его самый любимый гитарный момент во всей творческой истории группы.
Что касается записи песни, то он вспоминал: «Усилители были расставлены по всей комнате, и мы просто сидели в кругу и обменивались вибрациями. Никто не знал, куда кто направится, и в те времена было плевать на переливы, поэтому усилители были включены на полную мощность. Это было просто волшебно».
На аудио: песня "Forty Five Hundred Times" - вариант, перезаписанный для студийного альбома 1991 годв "Rock 'til You Drop"
Я нашел перевод текста песни, но ничего не понял, наверное, ментально этот текст не для русского языка. По поводу названия – «Четыре тысячи пятьсот раз», я только понял, что герой песни что-то кому-то втолковывает как раз именно четыре тысячи пятьсот раз, но по какому поводу – ничего не понятно. То ли он напился до чертиков, то ли из дурдома сбежал, но, кажется, он и сам не знает, чего от кого-то хочет.
Короче, дело тут не в смысле текстов, а именно в музыке, под которую можно написать стихи даже на русском языке, хоть совсем бессмысленные, но внимание будет привлекать только музыка, и всё.
А музыка тут просто восхитительная. Не зря эту пьесу все фанаты Status Quo считают лучшей в истории группы. Мало того – это выдающаяся музыкальная композиция, возможно, даже самая лучшая в своем роде среди всей рок-музыки 70-х. Нет, я уверен, что она именно самая лучшая. А вот в каком стиле она исполнена - пусть каждый решает для себя сам.
Всякие справочники причисляют «Forty-Five Hundred Times» и к хард-року, и к блюз-року, и к прогрессиву, но я склонен считать, что это чистейший ритм-энд-блюз, как минимум в основной своей части. Ну, а раз это ритм-энд-блюз, то так и получается, что это самый ядерный ритм-энд-блюз в ту эпоху. А если кто-то считает иначе, то пусть покажет другой образец такого же ядерного ритм-энд-блюза 70-х.
В заключение по традиции я представляю очередной архивный материал, взятый из старого советского журнала «Комсомольская жизнь». Этот материал был приурочен к посещению группой Status Quo Москвы в рамках большого гастрольного тура. Концерты были даны в спорткомплексе «Олимпийский» с 15-го по 31 августа 1988 года, и вот, по-комсомольски скупой отчет по этим концертам - перед вами.
Я не знаю, исполняла группа на этих концертах композицию «Forty-Five Hundred Times», или нет – у меня нет никаких данных по этому поводу. Сам я на тех концертах не был, и не знаю никого, кто посетил хотя бы один из них, а в Интернете по этому поводу просто зияющая пустота.
Журнал «Комсомольская жизнь», 1988 г.
Статус Кво:
«МЫ ОЧЕНЬ ЖДАЛИ ВСТРЕЧИ С МОСКВОЙ…»
Автор: Татьяна СЕКРИДОВА
Почти на каждую песню, звучавшую со сцены «Олимпийского», зал бурно реагировал. Кто-то пытался соскакивать с кресел в свободное пространство между рядами, но их тут же водворяли на место: все проявления восторга разрешаются только в кресле. Но как тут усидишь на месте, если на сцене «Статус Кво», известнейшая английская группа впервые показывает москвичам свою программу «Сборник великих хитов «Статус Кво», если звучат композиции в стиле группы, которую история рок-н-ролла давно уже зачислила в когорту великих?.. Правда, когда зазвучала песня «Ты теперь в армии» и почти весь зал стоя подхватил вместе с музыкантами, эмоции не мог сдержать уже никто...
Именно с альбома «Ты теперь в армии» началось второе рождение группы летом 1986 года. Дело в том, что многим любителям рок-музыки памятны кадры с того прощального концерта, посвященного 20-летию группы, который состоялся два года назад на стадионе в Бирмингеме в присутствии королевы. Группа ушла «на пенсию», распалась. И поклонники их динамичной музыки и песен в стиле старомодного, но привлекательного буги-вуги просто не ожидали, что гитаристы Фрэнсис Росси и Рик Парфитт найдут силы возродить группу и начать все сначала.
Своим рождением «Статус Кво» обязан Фрэнсису Росси, сыну итальянца-мороженщика, увлеченному джазом, сначала одержимому идеей создать «бэнд» типа диксиленда, но остановившемуся на составе: ударные, две гитары и орган. Это было в начале 60-х. Обычное начало - запись синглов в студии, равнодушие к ним покупателей, смена одного названия группы, другого... и поиск собственного лица, репертуара. И наконец, в августе 1967 года появляется имя, а затем приходит успех: «Статус Кво» - положение, существующее в данный момент.
Конечно, успех был связан не только с именем. Песня «Картинки спичечных коробков» Фрэнсиса Росси занимает 12-е место в хит-парадах США и 7-е - в Англии. В это же время в группе появляется гитарист Рик Парфитт, и группа выпускает альбом «Живописные спичечные послания» и «Статус квотэйшен», которые выглядели как бы вне стиля, без привычного в то время рокового напора и мощи. С этого времени и происходит в группе поворот в сторону простоты - как одежды (музыканты до сих пор выходят на сцену в потертых джинсах и баскетбольных кедах), так и музыки, хотя незатейливость мысли и отсутствие в музыке каких-либо усложнений еще не означает примитивизм, как известно: все гениальное - просто...
До сих пор в репертуаре группы звучат композиции из их альбомов начала 70-х: «Пайлдрайвер», «Хэлло» и «Во»; кстати, композиция «Вниз, вниз» в 1974 году была лидером английского хит-парада. Затем был феноменальный успех диска «Рок по всему миру» в 1977-м, и английская газета «Дейли миррор» называет по опросу читателей «Статус Кво» группой года. Творчество группы приобретает яркую антивоенную окраску, выходят альбомы с требованиями прекратить гонку вооружений: «Как и предполагалось» и «Никогда не поздно».
- Мы очень довольны, что удалось начать свое новое мировое турне с гастролей в Советском Союзе,- говорит Ф. Росси.- После московских концертов нас ждут съемки на телевидении ФРГ, гастроли в США, по Скандинавии и Западной Европе...
В заключение представлю всех участников возрожденного «Статус Кво»: ветераны - гитаристы Фрэнсис Росси и Рик Парфитт, а также Энди Баун - клавишные, Джефф Рич - ударные инструменты и Джон Эдвардс - бас-гитара.
КОНЕЦ ОЧЕРКА.
И ЕЩЕ КОЕ-ЧТО О ГРУППЕ STATUS QUO НА МОЁМ КАНАЛЕ:
«Heavy Traffic», 2002 г. ~ убойное возвращение Status Quo на рок-музыкальный Олимп