Найти в Дзене
muscult.ru

Джазовая среда с Юлией Шегай. НОВООРЛЕАНСКИЙ ДЖАЗ

НОВООРЛЕАНСКИЙ ДЖАЗ (традиционный джаз) – стиль ранней джазовой музыки, который появился в первом десятилетии XX века в Новом Орлеане, на юго-востоке США. Основанный в 1718 году как французская колония на территории штата Луизиана, в дельте реки Миссисипи, город Новый Орлеан со временем стал важным морским портом и местом продажи и покупки темнокожих невольников, вывезенных из Африки, что продолжалось до начала XIX века. Город соединил в себе множество культурных традиций и влияний: французских, испанских, английских, немецких, итальянских, а также индейских, карибских и африканских, которые, в свою очередь, дали почву для возникновения местной оригинальной культуры. Музыкальные традиции афроамериканской культуры развивались в либеральной атмосфере города, бережно сохранялись и распространялись первоначально среди темнокожего населения. Здесь проходили такие народные праздники с ритмичной музыкой африканских барабанных и шумовых оркестров, такие, как карнавал Марди Гра. Приблизительно
На фото: King Oliver’s Creole Jazz Band
На фото: King Oliver’s Creole Jazz Band
НОВООРЛЕАНСКИЙ ДЖАЗ (традиционный джаз) – стиль ранней джазовой музыки, который появился в первом десятилетии XX века в Новом Орлеане, на юго-востоке США.

Основанный в 1718 году как французская колония на территории штата Луизиана, в дельте реки Миссисипи, город Новый Орлеан со временем стал важным морским портом и местом продажи и покупки темнокожих невольников, вывезенных из Африки, что продолжалось до начала XIX века. Город соединил в себе множество культурных традиций и влияний: французских, испанских, английских, немецких, итальянских, а также индейских, карибских и африканских, которые, в свою очередь, дали почву для возникновения местной оригинальной культуры.

Музыкальные традиции афроамериканской культуры развивались в либеральной атмосфере города, бережно сохранялись и распространялись первоначально среди темнокожего населения. Здесь проходили такие народные праздники с ритмичной музыкой африканских барабанных и шумовых оркестров, такие, как карнавал Марди Гра. Приблизительно в начале XX века возник и оформился новый музыкальный стиль, вобравший в себя фольклор, рэгтайм, спиричуэлз, рабочие песни, блюз, представления менестрелей и духовых оркестров.

В Новом Орлеане свои первые музыкальные шаги делали Джо «Кинг» Оливер, Джелли Ролл Мортон, Луи Армстронг, Кид Ори.

Бадди Болдена  1900 года. Болден - второй слева в заднем ряду.
Бадди Болдена 1900 года. Болден - второй слева в заднем ряду.

Некоторые историки считают родоначальником джаза орлеанского корнетиста Бадди Болдена.

Героическая, пионерская эпоха новоорлеанского джаза представлена творчеством первого поколения его звезд, в число которых входили Бадди Болден, Кларенс Уильямс, Тони Джексон, Оскар Селестин и Эммануэль Перец. Им на смену пришло более многочисленное второе поколение, чье исполнительское мастерство уже было запечатлено на грампластинках, сохранивших для истории представление о стиле и манере исполнения, характерных для джаза той эпохи. Наиболее значительными представителями второй волны джазовых пионеров были Вили «Банк» Джонсон, Джо «Кинг» Оливер, Сидней Беше, Кид Ори, Луи Армстронг, Кид Рена, Джелли Ролл Мортон, Альфонс Пику. Первым знаменитым джазовым оркестром классического новорлеанского стиля считается «Рэгтайм Бэнд», руководителем которого был Бадди Болден. В состав этого оркестра в период примерно 1893 года кроме самого Болдена, игравшего на корнете, входили: Уилли Корниш (тромбон), Фрэнк Льюис (кларнет), Том Адамс (скрипка), Брок Ампри (гитара), Тейб Като (контрабас) и Луи Рэй(барабаны).

В связи с эпохой раннего новоорлеанского джаза следует упомянуть и креольский оркестр «Олимпия Бэнд», в котором можно было встретить кларнетиста Альфонса Пику, корнетистов Фредди Кеппарда и Оскара Селестина, а позднее и Джо «Кинга» Оливера (корнет) и Сиднея Беше (кларнет). В период своей наивысшей славы этот оркестр достойно соперничал с «Рэгтайм Бэндом» Болдена, обеспечив дальнейшее развитие новоорлеанского джазового стиля.

Характерной особенностью стиля было исключительно высокое мастерство коллективного исполнения с параллельной импровизацией одной и той же темы несколькими исполнителями одновременно. Импровизационные пассажи музыкантов были одновременными, но не случайными. В игре музыканты придерживались определённых, наработанных оркестром шаблонов и исполнительских стилей.

Импровизируя, музыканты неуклонно следили за игрой партнёров, прислушиваясь к общему звучанию, не отклоняясь от заданных импровизационной схемой (шаблоном) мелодических и гармонических линий. При таком подходе очевидна необходимость коллективного чувства и быстроты музыкального рефлекса. Сама импровизация часто называлась «хот» (англ. горячий, жаркий) для подчёркивания выразительности, горячности музыкального проявления импровизаторов.

По мере развития стиля новоорлеанского джаза претерпевал изменения инструментальный состав оркестров. Постепенно из архаических инструментальных форм, ядро которых составляли ритмические инструменты, музыканты перешли к комбинации ритмических и мелодических инструментов, объединённых в секции. Главными новшествами в ритм-секции стали замена тубы контрабасом и появление ударной установки, позволившей сосредоточить в лице одного музыканта-барабанщика все функции многочисленных исполнителей — ритмиков эпохи архаичного джаза. Это, даже при исключительной ловкости барабанщика, сужало возможности для богатых тонкими нюансами ритмических комбинаций, характерных для афроамериканской ритм-музыки фольклорного периода. При этом древняя африканская ритм-музыка превращалась в ритмический аккомпанемент, в котором отсутствовала полиметрия, полиритмия упрощалась до исполнения ритмических фигур одним исполнителем, а исполнительский стиль базировался только на контрасте «бит-офф-бит».

К другим изменениям инструментального состава ритм-секции стала замена банджо на гитару и постепенное внедрение фортепиано, поначалу в качестве подчёркивающего гармонии ритмико-мелодического инструмента.

Наиболее значительным структурным изменением стало оформление мелодических (пока только духовых) инструментов в самостоятельную секцию. Создаётся вышеупомянутый классический триумвират — корнет/труба, кларнет, тромбон. Руководящая роль в этой секции принадлежала корнету/трубе, имевшим наиболее громкий голос, лучше всего подходивший для звукового воплощения скольжения (четвертьтоновые глиссандо), граул-эффектов (подражание голосу) и задания основной мелодии (темы) пьесы. Однако новоорлеанский джаз базировался исключительно на коллективной импровизации, что требовало от корнетиста, как ведущего мелодического голоса, большого искусства в части умения приспособить эти индивидуальные оттенки интерпретации к общему звучанию секции и всего оркестра. Наряду с Болденом, большими мастерами своего дела в этом смысле были Фредди Кеппард и Джо «Кинг» Оливер.

Фредди Кеппард
Фредди Кеппард

Совместившись по времени с началом рэгтайма, новоорлеанский джаз вызвал настоящий взрыв на музыкальной сцене первых двух десятилетий 20-го столетия. Документальные примеры первых образцов новоорлеанского джаза, записанные на грампластинки, относятся к записям знаменитого «Оригинал Диксиленд Джаз Бэнда», сделанные этим ансамблем с 1917 по 1920-е годы, когда технология звукозаписи стала более доступной. Хотя авторство Livery Stable Blues, композиции «Оригинал Диксиленд Джаз Бэнда», считающейся первой записью в истории джаза, и принадлежит белым музыкантам, но тем не менее чёрные музыканты Нового Орлеана в течение многих лет играли гораздо больше подлинного, оригинального джаза. Однако звуковые свидетельства их мастерства в те годы не сохранились только потому, что в распоряжении первых джазменов не было никаких средств для проведения записи в городе, родившем джаз. По общему мнению, блестящий новоорлеанский корнетист Бадди Болден никогда не делал записи, а музыкальные ноты Мемфисской музыки У. К. Хэнди были изданы и исполнены на публике прежде, чем мир узнал о джазе или услышал первые записи «Оригинал Диксиленд Джаз Бэнда». Корнетист Фредди Кеппард и его ансамбль «Оригинальные Креолы» должны были сделать запись за несколько месяцев до первых сессий «Оригинал Диксиленд Джаз Бэнда», но, по рассказам очевидцев, Фредди Кеппард не принял предложение лейбла из-за опасения, что запись облегчит копирование его исполнительских приёмов для его соперников.

Фактически первым чёрным музыкантом, сделавшим запись джазовой музыки, был тромбонист Кид Ори, который уехал из Нового Орлеана в Калифорнию в поисках новых возможностей для работы. Та запись 1922 года не была широко распространенной. За ней в 1923 году последовали студийные работы корнетиста Джо "Кинга" Оливера, сопрано-саксофониста/кларнетиста Сиднея Беше, пианиста Джелли Ролл Мортона и певицы Бесси Смит. На ранних записях Джо "Кинга" Оливера в качестве второго корнета ансамбля играл Луи Армстронг. Как и почти все знаменитые Новоорлеанские оркестры, ансамбль Джо "Кинга" Оливера уехал в Чикаго для записей и там получил известность.

Луи Армстронг, признанный джазовый классик, перед своим дебютом в качестве лидера в конце 1925 года записывался с Кларенсом Уильямсом, Флечером Хендерсоном, Бесси Смит и другими.

Джаз достиг более или менее высокой популярности в 1924 году после первых записей Пола Уайтмена. Как это ни парадоксально, но Пол Уайтмен (Paul Whiteman), игравший танцевальную, с лёгким налётом джаза музыку, был объявлен Королём Джаза. Развитие джазовой музыки в этот период сосредоточилось вокруг лидеров корнета и трубы Джо «Кинга» Оливера и Луи Армстронга. Стиль оркестра Оливера King Oliver's Creole Jazz Band ориентировался на ансамблевое исполнение и коллективную импровизацию. Игра в этом стиле строилась на мелодиях и гармониях, задаваемых трубачами и противомелодиях, «подбрасываемых» тромбонистом и/или кларнетистом. Секция ритма сформировалась в составе банджо, барабанов, тубы или контрабаса и фортепиано.

В целом сущность новоорлеанского джаза подчеркивала коллективное исполнение ансамбля больше, чем любого солиста. Музыка этого стиля процветала в течение 1920-х годов, но, в конечном счёте, была вытеснена возникшим к середине 1930-х годов стилем свинг, который вскоре заменил её. На этот же период приходится возникновение диксиленда, стиля, который придерживался основной структуры Новоорлеанского джаза. Хотя история джаза и началась в Новом Орлеане с наступлением нового века, но эта музыка пережила настоящий взлёт в начале 1920-х, когда трубач Луи Армстронг оставил Новый Орлеан, чтобы создать новую революционную музыку в Чикаго, называвшуюся многими «Горячий Джаз».

Что ещё почитать?

🔸Как легче запомнить текст песни на иностранном языке.
🔸
Как бороться с ленью?
🔸
Джазовая среда с наставником Музыкальной академии Юлией Шегай Джазовый стандарт DESAFINADO

О главных событиях в Музыкальной академии Ларисы Долиной можно прочитать в дайджестах на официальном сайте: https://muscult.ru/digest
Календарь предстоящих событий вы найдёте по ссылке: https://muscult.ru/calendar

Подписывайтесь на социальные сети Музыкальной академии. Там вы найдёте:

  • информацию о предстоящих мероприятиях и мастер-классах,
  • обучающие видео,
  • выступления,
  • советы от педагогов и многое другое!
ВКонтакте: https://vk.com/muscultru
Telegram: https://t.me/muscultru
Телеграм-чат: https://t.me/+zbGT7rKGa4g3YjQy
Джаз
2461 интересуется