Всем привет из столицы Севера от прототипа главного героя 500 Рублевой купюры: ведь именно памятник Петру Первому работы скульптора Марка Антокольского помещен на развороте пятисотрублевой банкноты (с другой стороны находится изображение здание старого Архангельского речпорта).
Столь фривольное обращение к великому историческому деятелю для нашей страны я позволила себе по той простой причине, что знакома с ним с детства и имела тесное общение с ним все 10 лет, что училась в школе. Ведь именно перед моей родной 4 средней школой города Архангельска тогда и стояла бронзовая статуя Петра Первого (впоследствии школа переехала, а здание долго стояло бесхозное). Поэтому каждый раз, завидя Петра Первого на банкноте, я невольно улыбаюсь и передаю привет себе маленькой и старому бронзовому знакомцу из окон школы моего детства.
История этой скульптуры настолько занимательна и полна исторических казусов, что не посвятить ей отдельную статью было бы с моей стороны сущим преступлением. Итак, исправляюсь.
Памятник Петру Первому установлен перед историческим зданием реального училища, в советские годы превращенного в мою родную 4 школу, на высоком гранитном постаменте 27 июня 1914 года (историческое фото прилагается).
Изображение памятника Петру I на 500-рублёвой купюре — это точная (правда немного уменьшенная) копия бронзовой статуи первого российского императора, отлитой по модели скульптора Марка Антокольского, который создал изначально гипсовую скульптуру Петра I для Политехнической выставки в Москве (1872 год). Для этой работы мастер провел тщательнейшее исследование, брал посмертные маски и фотографии прижизненных изображений императора, чтобы с максимальной точностью воссоздать облик Первого российского императора, заставившего весь мир по-иному взглянуть на задвинутую на задворки тогдашней политической жизни Московию и устрашиться Грозного соседа.
В дальнейшем гипсовая статуя с выставки использовалась как модель для множества памятников Петру I, отливавшихся из бронзы (доподлинно известно о семи копиях, размещенных в разное время в различных уголках нашей великой и необъятной). Особенность памятника первому российскому императору в Архангельске состояла в том, что статуя была выполнена в реальный рост Петра Алексеевича, который, как известно, был исполином.
Еще две точно такие же скульптуры с небольшими отличиями стоят в Таганроге (размер статуи 3,4 метра, установлен в 1903 году) и Санкт-Петербурге, а вернее Петергофе на пересечении Монплезирской аллеи и Марлинской перспективы. (величиной в 3 метра). Этот памятник был установлен раньше всех в 1884 году, но в годы Великой Отечественной войны он был утрачен, как впрочем, и многие другие сокровища Петергофа, занятого во время Великой Отечественной войны фашистскими войсками. Уже в советское время (1954 год) была изготовлена точная копия скульптуры Петра Первого и установлена на прежнем месте на сохранившемся постаменте.
Все города связаны с морем и обязаны созданию в своих границах морских портов первому российскому императору Петру Алексеевичу. Пётр Великий во всех случаях стоит на высоком берегу и смотрит на море или дельту рек, которые хорошо просматриваются с постамента, словно наблюдая за продолжением своих трудов.
Отличие архангельского памятника, в том, что на гранях постамента выбиты даты посещения первым российским императором Архангельска: 1693, 1694, 1702. Дата на лицевой стороне (1911) означает год проведения конкурса на проект постамента памятнику, прочие памятники стоят без дат.
Злопыхатели говорят, что единственный настоящий памятник Петру Первому находятся в Таганроге, а в Архангельске находиться лишь его уменьшенная копия. Спорить можно бесконечно долго, тем более оригиналом была все же гипсовая скульптура работы Антокольского. Но я точно знаю, что наш Архангельский Петр Великий самый настоящий: ведь именно в Архангельске с легкой руки первого российского императора были созданы морской порт и крепость , о которой я, кстати, подробно рассказывала в статье о первой в России морской крепости.
Впрочем, обе скульптуры по-своему уникальны и достойны того, чтобы о них знала широкая общественность. А памятников истории и архитектуры, мемориальных комплексов, музеев и музейно-выставочных комплексов в стране становилось все больше и больше.
Вот, к примеру, совсем свежий пример:
Жемчужина и культурное достояние целого региона (Курского области) — единственный в стране музей, посвящённый великому композитору Георгию Васильевичу Свиридову в ближайшем будущем получит новую жизнь. В здании музея композитор известных на весь мир мелодий «Время, вперёд!» и «Метель» появился на свет и провел ранние годы своей жизни. В здании, кроме музея, располагается и детская школа искусств, что весьма символично.
На днях Полпред Президента Российской Федерации в Центральном Федеральном округе Игорь Щеголев, побывав в Курской области и посетив значимые историко-культурные объекты, поддержал идею о создании на базе музея Свиридова филиала национального музея музыки - первого такого масштаба в регионе. Даешь больше достопримечательностей хороших и разных. Крутая задумка, как вы считаете?
Всегда ваша Морозова❤️🩹