Россияне — физлица — вложили в финансовые инструменты более 100 триллионов рублей. Это 2,5 годовых бюджета страны. И это в почти в три раза больше, чем до начала СВО. Не страшно ли хранить кровно заработанные под носом у государства, когда бюджет страны трещит по швам?
Екатерина Максимова
Как следует из обзора Ценробанка, свободные деньги граждане предпочитают хранить на рублевых депозитах в банках. За семь месяцев 2025 года вкладчики пополнили депозиты на 4,2 трлн рублей. Второе место заняли вложения в валюту (583,7 млрд рублей), третье — рублевые корпоративные облигации (470,3 млрд рублей).
Граждане, храните деньги в сберегательной кассе! Если, конечно, они у вас есть…
До начала СВО россияне держали на депозитах 27 трлн рублей (данные на начало 2022 года. — Прим. ред.). Начальник аналитического отдела инвесткомпании «Риком-Траст», к. э. н. Олег Абелев пояснял «НИ», что депозитная база банковской системы тогда была очень неоднородна.
«90% депозитов — это примерно 10% вкладчиков. Граждане с небольшими доходами, даже если они и растут в реальном выражении, вообще не пользовались депозитами», — говорит он.
Тенденцию изменила ключевая ставка, которую Центробанк три года держит на заградительном уровне. Теперь депозиты — популярный у рядовых россиян инструмент. Почти треть новых вкладчиков доверили банкам суммы до 100 тыс. рублей. По данным Агентства по страхованию вкладов, на 1 июля средний размер вкладов физлиц составлял 422 тыс. рублей. Суммы в диапазоне от 1,4 млн до 3 млн рублей под проценты отдали 11,3% вкладчиков.
За три с половиной года банковские вклады физлиц «потолстели» на 113%, с 27 трлн в январе 2022-го до 57,6 трлн к 1 августа текущего года.
Почти 40% от 57-триллионной депозитной подушки — краткосрочные депозиты. И если в начале 2022 года только 7% физлиц доверяли банкам свои деньги на срок от одного до шести месяцев, то сейчас население выбирает безопасные вклады с большой доходностью. Примерно столько же — 40% — составляет доля депозитов сроком от полугода до года.
Ставки по депозитам снижаются, вкладчики меняют стратегию
Пик вкладов пришелся на 2024 год, когда средневзвешенный размер банковской ставки достигал 22,1%. В середине текущего года выгода по краткосрочным вкладам опустились ниже 17%.
Статистика за минувший месяц показывает, что для рядовых вкладчиков (тех, кто отправляет на депозиты свои невеликие сбережения) самым привлекательным продуктом остаются среднесрочные депозиты (до 180 дней).
Однако в ожидании и после понижения ключевой ставки 25 июля депозитный поток начал сокращаться: 4,2 трлн за семь месяцев 2025 года против 5,6 трлн за аналогичный период 2024-го.
«Один из примеров, когда ключевая ставка работает не так, как должна: ставки по депозитам выросли, а приток средств на них сократился. Физлица впервые сберегли на депозитах меньше начисленных процентов», — прокомментировал экономист, автор проекта Truevalue Виктор Тунёв.
За прошлый год, напомним, россияне от процентов по депозитам совокупно получили доход более семи триллионов. Но щи у банкиров от этого жиже не стали: банковский сектор стабильно демонстрирует чистую прибыль. По итогам текущего года прибыль банковского сектора ожидается на уровне 2,7-3,2 трлн рублей.
Не пора ли закрывать депозиты?
Аналитик проекта bitkogan Иван Вербный отмечает, что после депозитного бума — 2024, когда ставки превышали 22%, хранить деньги у банкиров под проценты, а не под подушкой по-прежнему выгодно.
«Максимальные процентные ставки по вкладам дают около 16% годовых. При этом в абсолютном большинстве прогнозов, включая наш прогноз, годовая инфляция будет гораздо меньше: ближе к 4–5%. Поэтому держать деньги на депозитах выгодно, проценты с запасом компенсируют инфляцию», — говорит Иван Вербный.
Управляющий директор инвесткомпании «Риком-Траст» Дмитрий Целищев ожидает дальнейшего снижения ставок по вкладам при сохранении тренда на смягчение Банком России денежно-кредитной политики.
«При прогнозе возможного уровня ключевой ставки в 15-17% на конец года уровень банковских депозитов может составить 13-15% годовых соответственно.
Вклады останутся базовым вариантом размещения свободных средств гражданами, однако часть активов все же переместится из банковского сектора на фондовый рынок», — добавляет Дмитрий Целищев.
В целом эксперты не ожидают резкого обвала по депозитам даже с учетом дальнейшего понижения ключевой ставки. Ожидаемый отток, если ставка опустится ниже 10%, — несколько триллионов рублей в первые месяцы.
Заморозка вкладов — страшилка или реальная угроза?
Слухи о том, как вкладчики рискуют, играя с государством в финансовые игры, муссируются с 2024 года. Стране нужны деньги — вклады будут заморожены.
Главе комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолию Аксакову даже пришлось отбиваться: мол, это все манипуляции крупных девелоперов, которые после отмены льготной ипотеки таким образом пытаются «перекачать» деньги вкладчиков из банков в рынок недвижимости.
О том, что у российского бюджета сейчас проблемы, прямо говорит и глава Минфина Антон Силуанов.
Расходы стремительно растут (38,8 трлн рублей в первом полугодии), доходы за ними не поспевают (доходная часть госказны составила 35,2 трлн рублей). По итогам первого полугодия сформировался рекордный дефицит в 3,6 трлн рублей.
Но у государства еще есть порох в пороховнице. Даже при сокращении нефтегазовых доходов (-17% за первое полугодие, или 4,7 трлн рублей) казну сейчас пополняют вовсе не нефть и газ, а люди: ненефтегазовые доходы показали рост на 10% (30,5 трлн рублей).
Так, непосредственно россияне совокупно (НДФЛ и взносы) пополнили бюджет на 11 трлн. Если с разбивкой, то доля НДФЛ повысилась на 12% (за полугодие собрано 3,7 трлн), настолько же выросли страховые взносы (собрано 7,4 трлн рублей). Это почти 32% от ненефтегазовых поступлений. Акцизы, налог на прибыль и НДС совокупно дали стране 13,2 трлн рублей.
В общем, Минфин на россиян не в обиде.
---