На рубеже прошлого и нынешнего веков Горьковский завод всячески старался продлить жизнь теряющей спрос Волге. На этой волне и появлялись оригинальные машины.
Для избранных
В СССР Волга всегда была главным автомобилем чиновничества – за исключением самых высоких руководителей. Члены Политбюро ЦК ездили на московских ЗИЛах. Министры и секретари обкомов партии — на Чайках горьковского производства.
В бурные перестроечные времена завод, задумав новую Волгу, тоже ориентировался в первую очередь на чиновничество. Ведь в 1989-м по указанию высшего руководства СССР с производства сняли номенклатурную Чайку ГАЗ-14.
Ее место и должен был занять ГАЗ-3105. Правда, позднее из этого автомобиля планировали сделать и более демократичную версию. Но основные силы направили именно на чиновничий автомобиль: просторный (длина – 5050 мм, база – 2870 мм) и мощный.
В машине практически все было новым: от кузова с невычурным и вполне гармоничным дизайном до полностью независимых подвесок и новых тормозов с применением лицензионных деталей.
Для автомобиля сделали и совсем новый двигатель V8 рабочим объемом 3,4 л мощностью 170 л.с., по поршневой группе унифицированный с мотором ВАЗ-2108. Заодно создали и оригинальную пятиступенчатую коробку передач. Разработали и полный привод с блокировкой дифференциала.
ГАЗ-3105 стал последней новой Волгой ХХ века. Производство потихоньку начали в 1992 году. Но чиновники, уже распробовавшие к тому времени иномарки, не горели желанием пересаживаться на ГАЗ-3105. Тем более что по цене автомобиль был сравним с иномарками, причем бизнес-класса. С 1992-1996 гг. выпустили лишь 55 автомобилей… и проект закрыли.
Последняя попытка сделать представительскую Волгу состоялась через десять лет. На базе ГАЗ-31105 соорудили удлиненную на 300 мм (по 150 мм на каждую дверь) версию — ГАЗ-311055. По техники автомобиль не отличался от стандартного, но получил регулируемую рулевую колонку и сильно переработанный интерьер.
Ажиотажа вокруг автомобиля тоже не было. Сделали всего несколько десятков машин. Принципиально улучшить судьбу Волги такая версия уж точно не могла.
Прямой наследник
Самая перспективная, как казалось в начале нынешнего века, Волга – ГАЗ-3111. Машину делали именно в качестве замены устаревшим серийным моделям ГАЗ-3110 и ГАЗ-3102. Впервые ГАЗ-3111 показали на выставке в Москве в 1998 году, а продавать понемногу начали в 2001-м. Машины малыми партиями делали в ПАМСе (производство автомобилей малых серий).
Дизайн оказался спорным, но явно оригинальным и запоминающимся. ГАЗ-3111 получил новую переднюю подвеску. Но сочетание этой подвески с задней рессорной и реечным рулевым управлением обеспечило Волге своеобразное и далеко не эталонное поведение на дороге.
Двигатель — 2,3-литровый ЗМЗ мощностью 130 л.с. и пятиступенчатая коробка передач оставались стандартными. Салон был новым.
Большого спроса на дорогой и недоведенный автомобиль не было. Тем более что автомобили, сделанные в ПАМСе, отличал еще и несколько кустарный вид из-за мелких огрехов подгонки и доводки кузовных и салонных деталей.
Госструктуры тоже не горели желанием приобретать ГАЗ-3111. Всего собрали около 500 экземпляров. Зато ныне ГАЗ-3111 (как и ГАЗ-3105) — мечта многих коллекционеров.
Первый раз в новый класс
Параллельно Горьковский завод попытался войти в новый для себя класс более компактных автомобилей. В том числе революционных для ГАЗа не только по дизайну, но и по шасси.
На выставках в конце 1990-х показывали симпатичные переднеприводный ГАЗ-3103 и унифицированный с ним ГАЗ-3104 с полным приводом. Но этим дело и ограничилось. На развитие проекта у завода, разбрасывающегося в то время на самые разные (в том числе сомнительные) проекты, сил и средств не было.
В 2003-м соорудили прототип Волга ГАЗ-3115. Автомобиль со скромным, но симпатичным дизайном, классической компоновкой и стандартным силовым агрегатом имел заднюю независимую многорычажную (!) подвеску. По классу эта Волга была близка к BMW 3-й серии и Mercedes-Benz С-класса. Но уже тогда всем (думаю, даже самим создателям этой Волги) было ясно: этой модели не бывать. Поздно!
.. — 9 редчайших Волг из недалекого прошлого
На рубеже прошлого и нынешнего веков Горьковский завод всячески старался продлить жизнь теряющей спрос Волге. На этой волне и появлялись оригинальные машины.
Давайте что-нибудь поменяем
Несколько удивительных, экстравагантных Волг сделали в начале нынешнего столетия в качестве выставочных шоу-стопперов.
Особенно ошеломила Волга-купе — очередная попытка сделать из устаревшего седана нечто экстраординарное, привлекающее внимание. Колесную базу укоротили на 200 мм, на столько же удлинили двери.
В салон водрузили роскошные спортивные ковшовые сиденья. Под капот поставили ЗМЗ-4064 с турбонаддувом мощностью 200 л.с. Автомобиль вызывал улыбку: у кого-то — добрую ироничную, у иных — желчно-саркастичную.
Примерно в те годы нам довелось покатать Волгу с турбомотором (правда, с кузовом седан) на полигоне. Ехала машина, конечно, резво. Но надежностью агрегат не отличался. По словам владельца машины, регулярно сгорали прокладки головки блока, особенно если использовать двигатель всерьез. А зачем он иначе нужен?
Не менее экзотической машиной стала выставочная Волга с дизайном известного московского ателье Cardi. С лица автомобиль напоминал… Rolls-Royce!
Кому-то нравилось. Но любая новая «одежда» (тем более столь экстравагантная) на старом шасси смотрелась, как доморощенный маскарадный костюм.
Самой консервативной Волгой оставался универсал с сохраняющейся десятилетиями (еще со времен ГАЗ-24) задней частью кузова и салоном за передними сиденьями, напоминающим грузовой фургон со складывающимися лавками.
На выставках показывали вариант Волги-универсала с заметно измененной внешностью. Но он, опять же, был не более чем интересным шоу-стоппером на отжившем свое шасси.
И даже грузовик!
Первые два фургона на базе ГАЗ-3102 сделали по заказу Управления делами президента.
Позже выпуск грузовиков на основе уже ГАЗ-31105 начал завод «Гидропривод» в Кимовске.
К усиленной передней части кузова приваривали полураму. Базу увеличивали на 400 мм. Делали версию 173100 – бортовой грузовик с тентом и 173108 – изотермический фургон.
Грузовую Волгу звали Трофим. Все бы ничего, но стоил автомобиль дороже ГАЗели, а вез – меньше.
Ну а вскоре строить модификации стало просто не из чего. А об оригинальных проектах по имени Волга забыли еще раньше.