Абстракционизм – это направление в искусстве, которое отказывается от изображения узнаваемых предметов и явлений реального мира. Вместо этого художники используют формы, линии, цвета и композицию, чтобы выразить свои чувства, идеи и представления, не привязываясь к конкретным образам.
Александр Иосифович Слесарев — талантливый художник и фотограф, работающий в направлениях абстракционизма, таких как геометрический абстракционизм и кубизм. Также в его работах присутствует сюрреалистический символизм.
Он является членом «Творческого союза художников России», «Евразийского Художественного Союза». Так же Александр был участником художественных выставок с 1980 года, в том числе абстрактного искусства. Имеет дипломы международных артпроектов «Восток – Запад» (2015), «Красное и черное» (2016).
Нельзя не упомянуть и заслуги: победа международных конкурсах: «Фестиваль абстракции» (2018, 2020, 2021, 2022),«Современный Авангард» (2019), «Неделя символического искусства, Италия» (2019), «Неделяискусств в Испании», (2020), «Арт Шоу в Анкаре, Турция» (2023), «Дзен Арт фестиваль» (2020,2021)
Александр Иосифович родился и живет в Москве. По воспоминаниям его творческие способности начали проявляться ещё в школе. Ему нравилось рисовать, однако в тот момент его работы имели более классический уклон, и ничто не предвещало задатков абстракционизма. Труды и рвение к искусству поощрял учитель рисования: он часто отправлял произведения Александра на различные конкурсы. До сих пор в доме хранится книга «Пейзажи Левитана», которую он получил за участие в школьных выставках.
После окончания школы и службы в армии Александр устроился на работу в отдел художественного конструирования. Параллельно с работой он решил развивать свои способности в специализированном учебном заведении. Выбор пал на Российский государственный художественно-промышленный университет имени С. Г. Строганова (ранее МВХПУ им. С.Г. Строгонова). В то время, как и сейчас, при поступлении на специальности, связанные с искусством, требовалось пройти творческий экзамен. Для Александра Иосифовича это стало настоящим испытанием, так как у него не было дополнительной подготовки. Он учился на очно-заочной (вечерней) форме обучения на направлении «Художник-конструктор». Такое обучение было удобно, поскольку днём можно было работать, получая дополнительную практику в сфере дизайна. Дипломной работой стало построение дирижабля необычной формы — проект, который ему пришёлся по душе. К окончанию института в 1977 году появился интерес к абстрактному творчеству.
Далее Александр Иосифович продолжил работу дизайнером, однако теперь имел ещё и теоретические знания, которых ему не хватало ранее.
На новые творческие успехи вдохновлял Пушкинский музей, который находится недалеко от дома. По его словам, особенно привлекали внимание картины с элементами импрессионизма. «В них было столько цвета!» — говорит Александр, поясняя, чем для него эти картины отличались от классической живописи. В импрессионизме часто используются чистые оттенки, поэтому они и вправду смотрятся намного ярче более классических произведений, где преобладают коричневые и тёмные оттенки. Среди художников, которые вдохновляли Александра Иосифовича, были Ван Гог и Поль Гоген. С работами Пита Мондриана Александр Слесарев ознакомился ещё до поступления в РГХПУ им. С.Г. Строганова.
Чтобы в полной мере оценить эволюцию стиля Александра Иосифовича Слесарева, следует начать с анализа его ранних работ, предваряющих увлечение фотографией. Именно с этих произведений, выполненных маслом, начинается его путь в мир искусства.
Одной из самых ранних работ является картина «Энергия неба», созданная в 1997 году. Примечательно, что в этот период Александр Слесарев работал исключительно с масляными красками, предваряя свои первые эксперименты в фотографии. Стиль «Энергии неба» скорее пейзажный, нежели абстракционистский. Любопытно, что именно эта работа послужила основой для создания новой картины – «Волна и Солнце». Как отмечает сам автор, работа с цветом представляла для него особый интерес. Яркие и насыщенные оттенки, использованные в «Энергии неба», у некоторых зрителей вызывали ассоциации с ядерным взрывом, что подчёркивает силу эмоционального воздействия, заложенного в полотне.
Продолжая погружение в период масляной живописи Александра Слесарева, нельзя обойти вниманием картину «Регби», созданную в 2003 году. Центральная форма композиции отчетливо напоминает снаряд для игры в регби, в честь которой, собственно, и названа работа. Полосы на главной фигуре отсылают к стилю ар-деко. Алесандр Слесарев делится, что отправлял свои работы на конкурс в честь исполнения этому направлению 100 лет в 2025 году.С точки зрения стиля, «Регби» представляет собой абстракционизм с элементами минимализма, что свидетельствует о постепенном отходе художника от реалистичных форм и его стремлении к более лаконичному выражению художественной идеи.
Картина «Белая ночь», написанная маслом в 2006 году, раскрывает еще одну грань таланта Александра Слесарева. По словам автора, красные элементы картины напоминали ему горящие «угольки». Работа с образами огня и связанных с ним элементов (пламя, уголь, пепел) была одной из его ранних и любимых тем. Общая цветовая палитра, состоящая из чёрного, алого и серого, довольно часто встречалась в его ранних произведениях, что говорит о сложившемся авторском почерке и приверженности определенным цветовым решениям.
Картина «Тревожный алый», написанная маслом в 2015 году, прежде всего, привлекает внимание сочетанием оттенков, столь полюбившемся её создателю. Как известно из психологии цвета, жёлтый способен вызывать беспокойство и усиливать нервозность, а алый в больших количествах может спровоцировать напряжение в глазах. Таким образом, данное произведение полностью оправдывает своё название и действительно способно вызвать ощущение надвигающейся угрозы. С точки зрения стиля, в «Тревожном алом» также прослеживаются отголоски минимализма. Сам Александр Слесарев подчёркивает, что несмотря на то, что он уже отошёл от активного использования масляных красок, эту работу он считает эффектной, и, несмотря на свой относительно небольшой формат (60*80 см), она прекрасно смотрится на выставках.
Созданная в 2018 году, – одна из самых любимых работ Александра Слесарева. Её можно назвать гибридом живописи и фотографии, а потому она стала переходным этапом в творчестве автора. В центре композиции располагается жёлтый многоугольник, от которого исходят лучи. Изначально это была живопись, но впоследствии художник сделал её фотографию и произвёл с ней увлекательную работу по обработке. Благодаря этим манипуляциям удалось придать изображению движение и изящество. «Волнообразные круги» – именно так характеризует это явление сам автор. «Новая звезда 2» производит впечатление своей контрастностью и, по мнению автора, выглядит весьма привлекательно. Однако, как отмечает Александр Слесарев, несмотря на свою необычность, данная работа пока не занимала призовых мест на конкурсах и не участвовала в выставках.
Название этой работы отсылает к морскому чудовищу Харибде из древнегреческой мифологии, чей образ ассоциируется с гигантским водоворотом. Данную картину можно сопоставить с более поздней работой «Странствия Одиссея». Обе они вдохновлены греческими мифами, и изначально в названии «Харибды» присутствовала отсылка к Одиссею. Стиль можно определить как абстрактный экспрессионизм в чистом виде. Картине присущи сильная динамика и яркие оттенки синего. Для Александра Иосифовича это был интересный эксперимент, в основе которого лежала фотография стекла. Его резкие грани помогли создать столь запоминающийся узор. Для удобства вначале был сделан эскиз маслом, чтобы в процессе обработки фотографии было на что опираться. Как отмечает сам создатель, «Харибда» особенно эффектно выглядит рядом с картинами в красных оттенках, они подчёркивают её выразительность.
Картина «Странствия Одиссея» принимала участие во многих выставках, в том числе и в Центральном Доме Художника (ЦДХ). Зрителям запоминается интересная линия горизонта и эффект водяного отражения. Мозаичный эффект также притягивает взгляд. Некоторые зрители даже улавливают в центре картины очертания лица, созданного игрой светлых линий. По словам автора, волны символизируют странствия. Трудно представить, что основой для картины стал снимок фольги, подсвеченной голубым светом. Эта работа стала отправной точкой для дальнейших экспериментов с фотографией и трансформацией изначальной формы снимков, а потому является важным этапом в творчестве Александра Слесарева. Ранее это произведение было одним из самых любимых у художника.
В выставках это полотно не участвовало. По стилю оно тяготеет к чистой абстракции, за исключением эффекта отражения, который перекликается со «Странствиями Одиссея». По атмосфере данное произведение отсылает к японским садам зимой. Сам автор не раз отмечал свою симпатию к азиатской тематике в творчестве. С первого взгляда трудно предположить, что изначальное фото изображало всего лишь пепел и костёр.
При первом взгляде на полотно сразу угадывается связь с костюмом знаменитого персонажа – Арлекина. Если же присмотреться, то можно различить и центральный образ картины. Работа соткана из разнообразных многоугольников. Несмотря на то, что эта картина заметно отличается от других произведений художника, её стиль остаётся верен абстракционизму.
«Ангел удивлённый» громко заявил о себе в 2024 году, заняв второе место на выставке цифрового искусства. В марте 2025 года картина была представлена на абстрактном фестивале «Я художник, я так вижу!», организованном при поддержке Евразийского художественного союза, и удостоилась третьего места. Как и во всех предыдущих работах, основой для создания «Ангела удивлённого» послужила фотография. Однако, по признанию самого Александра Слесарева, сегодня он считает, что изначальный снимок был не самым удачным, что, впрочем, не помешало картине завоевать признание. Стиль произведения можно определить как абстрактный экспрессионизм, в котором угадываются черты модернизма и авангарда.
Творческий путь Александра Иосифовича Слесарева – это впечатляющая эволюция от традиционной масляной живописи к смелым экспериментам в области цифрового искусства. Начав с пейзажей, художник постепенно пришел к абстракции, трансформируя случайные кадры в выразительные произведения. Его уникальный стиль, в котором органично сочетаются элементы абстракционизма, импрессионизма и авангарда, позволяет создавать образы, вдохновленные мифологией, природой и повседневностью. Главным стимулом к продолжению творческого пути является постоянное желание открыть что-то новое для себя: новую технику или способ создания работ. «До сих пор я продолжаю искать и находить что-то необычное», — упоминает Александр Иосифович.
Также и вопрос эстетики для него является основополагающим, так как в абстракционизме очень важна эффектность. Для творца важно оставить след в сознании смотрящего, вызвать в нём эмоции и желание самому интерпретировать увиденное.
===
Статья написана по поручению Евразийского Художественного Союза
Подписывайтесь и будьте в курсе:
1) Аккаунт в VKонтакте: https://vk.com/eurasianartunion (здесь проходят трансляции и публикуются фотографии)
2) Аккаунты в Telegram:
@eurasianartunioncom (https://t.me/eurasianartunioncom),
@artunions (https://t.me/artunions),
@eurasianarts (https://t.me/eurasianarts)
3) Новости и пресс-релизы Евразийского Художественного Союза: https://dzen.ru/eurasianartunion.com
4) Журнал "Арт-Биография": https://dzen.ru/artbio
5) Журнал "Победители": https://dzen.ru/winners (здесь публикуются все лауреаты конкурсов и выставок)
6) Официальный сайт Евразийского Художественного Союза: https://eurasianartunion.com
7) Ссылка на вступление в члены Евразийского художественного союза: https://eurasianartunion.com/index.php/ru/membership
8) Расписание и формы регистрации на проекты: https://artdata.pro/index.php/ru/schedule
Материал подготовлен студенткой РГУ им. Косыгина Д.А. Крепкой