Найти в Дзене

Обзор картин с кинофестиваля «Окно в Европу» / Делириум (2025)

Дебютный фильм Вячеслава Березовского сумел сделать то, что не под силу многим другим режиссёрам: выгнать из зала десяток зрителей и при этом заставить оставшихся долго переваривать увиденное. Это тот случай, когда шок и недоумение соседствуют с искренним интересом. История вращается вокруг Агнессы (Анжелика Неволина) — театрального хореографа, жизнь которой трещит по швам. Психологический излом превращает её и без того мрачную рутину в трагическую симфонию безумия, где каждая нота звучит болезненно лично. С первых кадров “Делириум” напоминает камерную театральную постановку. Действие разворачивается почти исключительно в пределах одной квартиры: герои переходят из комнаты в комнату, истерят, произносят заученные реплики. Но чем глубже мы погружаемся в историю, тем более сюрреалистичным и артхаусным становится повествование. Образы обретают метафорическую плоть, а визуальный язык всё сильнее отсылает к Ларсу фон Триеру (я не фанат режиссера, поэтому за замеченные параллели спасибо не м

Дебютный фильм Вячеслава Березовского сумел сделать то, что не под силу многим другим режиссёрам: выгнать из зала десяток зрителей и при этом заставить оставшихся долго переваривать увиденное. Это тот случай, когда шок и недоумение соседствуют с искренним интересом.

Делириум (2025), реж. Вячеслав Березовский
Делириум (2025), реж. Вячеслав Березовский

История вращается вокруг Агнессы (Анжелика Неволина) — театрального хореографа, жизнь которой трещит по швам. Психологический излом превращает её и без того мрачную рутину в трагическую симфонию безумия, где каждая нота звучит болезненно лично.

С первых кадров “Делириум” напоминает камерную театральную постановку. Действие разворачивается почти исключительно в пределах одной квартиры: герои переходят из комнаты в комнату, истерят, произносят заученные реплики. Но чем глубже мы погружаемся в историю, тем более сюрреалистичным и артхаусным становится повествование. Образы обретают метафорическую плоть, а визуальный язык всё сильнее отсылает к Ларсу фон Триеру (я не фанат режиссера, поэтому за замеченные параллели спасибо не мне). При этом сюжетная линия постепенно растворяется, оставляя зрителя в том же растерянном состоянии, в каком пребывает и сама героиня.

Свежесть фильма — в его неоднозначности и смелости. При всей его сюрреалистичности он способен задержать внимание зрителя, в откровенные сцены вызывают смешанные эмоции, которые формируют представление о всем фильме. Эта компиляция сцен, где личная драма Агнессы сплетается с медленным погружением в пучину безумия вызывает множество вопросов во время просмотра. Но логическая ясность здесь не самоцель: напротив, “Делириум” будто намеренно остаётся загадкой, вынуждая зрителя искать собственные ключи к смыслу.

Режиссёр поднимает сразу несколько болезненных тем: сложные отношения матери и сына, травмирующие связи между поколениями женщин, утрату веры в мужчин после сцены насилия, ощущение внутренней пустоты под гул критики и унижения. Всё это постепенно нарастает и в финале выливается в акт первозданного, почти ритуального искусства, наполненного эмоциональным катарсисом. Здесь явно чувствуется личный опыт автора — и именно он, парадоксальным образом, становится как главным достоинством картины, так и её обременяющим грузом.

Монтаж временами разрывает повествование, а ощущение, что фильм был заметно урезан, мешает зрителю полностью погрузиться в историю. В итоге перед нами скорее фильм-галерея визуальных образов, чем связное повествование. Эти образы — как ребусы, которые не каждый зритель захочет и сможет разгадать. Подготовленный к экспериментальному кино зритель найдёт здесь богатое поле для интерпретаций, но для неподготовленного — всё рискует остаться личной загадкой режиссёра.

Делириум (2025), реж. Вячеслав Березовский
Делириум (2025), реж. Вячеслав Березовский

Автор текста: Юра (t.me/thiswewatch)