ЧАСТЬ III.
Поскольку речь зашла о финансовом капитале, необходимо подробнее остановиться на том, как экологическая повестка способствует расширению сферы фиктивного капитала. На финансовых рынках торгуются не только «зелёные облигации». Всё чаще сам климатический кризис становится объектом финансовых спекуляций, в частности через инструменты, известные как катастрофные облигации (cat bonds, где cat — сокращение от catastrophe, то есть «катастрофа»). Эти облигации позволяют страховым и перестраховочным компаниям переложить риски природных бедствий — таких как ураганы, наводнения, землетрясения — на инвесторов. Если бедствие происходит, вложенные средства используются для возмещения ущерба. Если нет — инвесторы получают высокую доходность, обусловленную премией за риск. Согласно данным данным Artemis по рынку: «Эмиссия катастрофных облигаций уже побила главный годовой рекорд в 2025 году, поскольку новые сделки увеличили эту цифру до более чем 17,8 млрд. долларов США, побив прошлогодний рекорд и явно отметив рубеж в 20 млрд. долларов США» [5].
Тем самым финансовый капитализм демонстрирует свою способность коммерциализировать даже риски, связанные с климатическим кризисом. «Озеленение» капитализма способствует расширению рынка ценных бумаг, которые не представляют собой реальное воспроизводство, а функционируют как фиктивный капитал. Этот процесс сопровождается увеличением доли фиктивного капитала по отношению к реальному капиталу. Ранее говорилось о перераспределении собственности — прежде всего, на землю, — и здесь важно отметить: земля также становится фиктивным капиталом, если приносит владельцу доход в виде ренты, не будучи вовлечённой в реальное производство. Таким образом, капитализация земли и природы — важная часть «озеленённой» стратегии, усиливающей эксплуатацию и отчуждение.
Вернёмся к вопросу климатического кризиса и борьбы с его последствиями. Возникает вопрос, кто и каким образом оказывает поддержку странам Глобального Юга в проведении энергетического перехода? Под «помощью» в данном случае, как правило, подразумевается так называемое климатическое финансирование — механизм, включающий различные формы капитала, например, кредиты и инвестиции и в значительно меньшей степени гранты. Целью климатического финансирования в основном являются меры по смягчению последствий изменения климата, а именно сокращение выбросов углерода и финансирование мер по адаптации к изменению климата. На сокращение выбросов углерода уделяется больше всего финансирования.
Следует отметить, что климатическое финансирование осуществляется как из государственных, так и из частных источников. Однако зачастую государственного финансирования не хватает для реализации «зелёных» проектов, поэтому на первый план всё чаще выходят частные инвестиции, диктуемые в первую очередь логикой прибыли, а не интересами устойчивого развития. Под «зелёными» проектами обычно понимается инфраструктура, связанная с декарбонизацией экономики и смягчением последствий климатического кризиса — например, строительство солнечных и ветряных электростанций, модернизация сетей, переход на общественный экологичный транспорт.
Не трудно догадаться, кто именно контролирует основные потоки климатического финансирования. В роли ключевых «частных» финансовых игроков, фактически представляющих интересы транснационального капитала и международных институтов Севера, выступают такие структуры, как Всемирный банк (World Bank), Международный валютный фонд (МВФ), Африканский банк развития (AfDB), Зелёный климатический фонд (Green Climate Fund) и др. Эти финансовые организации активно участвуют в конференциях ООН по вопросам изменения климата (Conference of the Parties, COP), где, не только используют трибуну для выступлений, но и располагают собственными павильонами, проводят сессии, формируют повестку и активно участвуют в продвижении модели энергетического перехода. При этом в значительно меньшей степени финансирование зелёных проектов осуществляется через Группу международных партнёров (International Partners Group, IPG) — объединение государств Глобального Севера.
На 26-й Конференции ООН по вопросам изменения климата (COP26), прошедшей в Глазго с 31 октября по 12 ноября 2021 года, четырнадцать правительств и Европейская комиссия подписали обязательства по поддержке так называемого справедливого перехода (англ. Just Transition) — концепции, призванной объединить экологическую политику с социальной политикой. Как уже отмечалось, климатическая политика создает условия для энергетического перехода — поэтапного отказа от углеродоёмких источников энергии в пользу «чистых» альтернатив. Однако прежде чем она становится частью политического курса стран Глобального Юга, её ключевые положения вырабатываются именно в рамках климатических конференций ООН, где оформляются в виде деклараций, рекомендаций и механизмов транснационального финансирования. Энергетический переход предполагает свёртывание углеродоёмких отраслей, то есть отказ производителей от использования ископаемого топлива с заменой их на энергию с возобновляемых источников, что неизбежно затрагивает вопросы занятости и социальной справедливости в целом. Именно поэтому экологической политике сопутствуют вопросы социального характера. Однако социальная политика в этом контексте — не только меры по трудоустройству или компенсациям для рабочих потерявших работу. Её рамки включают адаптационные меры — такие как создание инфраструктуры, защищающей от последствий климатических катастроф, а также выплаты пострадавшим от наводнений, засух или других стихийных бедствий.
Поэтому на 26-й Конференции ООН по вопросам климата была принята Декларация о справедливом переходе: «Текст декларации был подготовлен в тесном сотрудничестве между руководителем программы «Справедливый переход» правительства Великобритании, ITUC (Международная конфедерация профсоюзов, МКП), Глобальным профсоюзом IndustriALL и IndustriAll Europe» [6]. Декларация состоит из шести принципов, приводить которые здесь не буду, лишь обобщенно передам их суть, это: обеспечение энергетического перехода без потери рабочих мест, с учётом социальной уязвимости и реального уровня развития отдельных стран. Однако, как показывает практика, социальная составляющая этих деклараций остаётся декларативной. Так, представитель Конгресса южноафриканских профсоюзов (COSATU) Боитумело Молете, участвовавшая в переговорах на COP26, заявила: «Большинство участников переговоров по климату совершенно оторваны от реалий жизни трудящихся из-за климатической чрезвычайной ситуации. Наши члены болеют и теряют доход во время аномальной жары, при этом их доступ к медицинскому обслуживанию и другим мерам социальной защиты ограничен. Особенно сильно от этого страдают женщины. Недавние наводнения в Восточной Капской провинции ЮАР привели к перемещению семей и разрушению домов. При этом не существует механизмов возмещения потерь и ущерба для восстановления. Сообщества брошены на произвол судьбы, без ресурсов, защиты и средств правовой защиты. Это не может быть мерами реагирования на изменение климата» [7]. Таким образом, реализация социальной части справедливого перехода в условии свободных рыночных отношений восходит к примирению экономического роста с экологической устойчивостью, что характеризирует роль профсоюзов, как сторонников «озеленения» капитализма, где они становятся проводниками идеологии, примиряющей интересы капитала и труда.
ИСТОЧНИКИ
[5] Phoenix CRetro. Catastrophe Bond Issuance Breaks Annual Record Already In 2025 At Over $17.8bn. 08.07.25. https://ils-course.com/2025/07/08/catastrophe-bond-issuance-breaks-annual-record-already-in-2025-at-over-17-8bn/
[6] Industriall. Just Transition declaration adopted at COP26. 05.11.21. https://www.industriall-union.org/just-transition-declaration-adopted-at-cop26
[7] Equal Times. Workers want a just transition at COP30 in Belém. 09.07.25. https://www.equaltimes.org/workers-want-a-just-transition-at?lang=en
#ЗеленыеФинансы #Устойчивое развитие #КлиматическийКризис #ВозобновляемаяЭнергия #CatBonds #ПростоПереход #ВымышленнаяКапитал #КлиматическаяСправедливостьСейчас #КритикаЗеленогоКапитализма #Бдительный_антикапиталист #Фиктивный_капитал #Зелёный_капитализм #Экология #Климатический_кризис #Энергетический_переход #Справедливый_переход #Транснациональный_капитал #ИзменениеКлимата