Найти в Дзене
Не после титров

Гений «Вечного сияния» вернулся с мистическим фильмом о призраках

Чарли Кауфман снова удивляет. Сценарист, подаривший миру незабываемое «Вечное сияние чистого разума», представит в Венеции свой новый короткометражный фильм. И это совсем не то, чего ожидают поклонники. Представьте: вы ждёте новый фильм от человека, который заставил Джима Керри играть драму в «Вечном сиянии», а получаете… что-то совершенно другое. «Как подстрелить призрака» — так переводится название новой работы Кауфмана How to Shoot a Ghost. Мировая премьера состоится 1 сентября на Венецианском кинофестивале, и критики уже предвкушают обсуждение. Это не привычный Кауфман с его лабиринтами сознания и философскими головоломками. На этот раз он обратился к абстрактному арт-хаусному кино. Словно автор «Быть Джоном Малковичем» решил поэкспериментировать с самим собой. Любопытно, что сценарий написан не самим Кауфманом. Автором выступила канадско-греческая поэтесса Ева Х.Д., с которой он познакомился в резиденции для художников в Нью-Гэмпшире. Забавный факт: поэтесса даже не знала о кинема
Оглавление

Чарли Кауфман снова удивляет. Сценарист, подаривший миру незабываемое «Вечное сияние чистого разума», представит в Венеции свой новый короткометражный фильм. И это совсем не то, чего ожидают поклонники.

Когда мастер меняет правила игры

Представьте: вы ждёте новый фильм от человека, который заставил Джима Керри играть драму в «Вечном сиянии», а получаете… что-то совершенно другое.

«Как подстрелить призрака» — так переводится название новой работы Кауфмана How to Shoot a Ghost. Мировая премьера состоится 1 сентября на Венецианском кинофестивале, и критики уже предвкушают обсуждение.

Это не привычный Кауфман с его лабиринтами сознания и философскими головоломками. На этот раз он обратился к абстрактному арт-хаусному кино. Словно автор «Быть Джоном Малковичем» решил поэкспериментировать с самим собой.

х/ф «Быть Джоном Малковичем» (1999)
х/ф «Быть Джоном Малковичем» (1999)

История знакомства, которая изменила всё

Любопытно, что сценарий написан не самим Кауфманом. Автором выступила канадско-греческая поэтесса Ева Х.Д., с которой он познакомился в резиденции для художников в Нью-Гэмпшире.

Забавный факт: поэтесса даже не знала о кинематографических заслугах Кауфмана.

«Я думала, что Чарли» — начинающий романист, — призналась она в интервью.

Но это знакомство оказалось судьбоносным. Одно из стихотворений Евы уже вошло в предыдущий фильм Кауфмана «Думаю, как всё закончить» на Netflix. А теперь их сотрудничество переросло в полноценный фильм.

х/ф «Думаю, как всё закончить» (2020)
х/ф «Думаю, как всё закончить» (2020)

О чём фильм, который снимали в Афинах

Сюжет «Как подстрелить призрака» прост и загадочен одновременно. Двое недавно умерших людей бродят по современным Афинам и фотографируют прохожих.

Главные роли исполнили Джесси Бакли («Чернобыль») и Йозеф Акики. Их персонажи сами не понимают — кто из них мёртв, а кто жив. И это ключевая особенность фильма.

Джесси Бакли в сериале «Чернобыль» (2019)
Джесси Бакли в сериале «Чернобыль» (2019)
«Нам нравится идея, что зритель не может быть уверен, призрак перед ним или нет», — объясняет соавтор Ева. Получается своеобразный «На последнем дыхании» для загробной жизни.

Для Кауфмана съёмки в Греции стали настоящим открытием.

«Это место, которое я не знал, где не говорю на языке. Было волнующе взаимодействовать с ним именно так», — признаётся режиссёр.

Почему Кауфман всегда возвращается к теме смерти

Если вспомнить фильмографию Кауфмана, тема смерти проходит красной нитью через все его работы. Особенно ярко это проявилось в «Нью-Йорк, Нью-Йорк», где главный герой одержимо воссоздавал город в попытке понять человеческую природу.

х/ф «Нью-Йорк, Нью-Йорк» (2008)
х/ф «Нью-Йорк, Нью-Йорк» (2008)
«Есть такая поговорка: „Отдохну, когда умру“. Но я не уверен, что это отдых», — размышляет Кауфман.

По его мнению, смерть — это не отдых, а ничто. Потому что отдых подразумевает сознание.

Персонажи нового фильма «мертвы, но всё ещё за что-то цепляются». Это метафора исторической памяти, считает Ева:

«Если попасть в страну, где когда-то был жестокий режим, там остаются следы. Там что-то есть — это и есть настоящие призраки».

Венеция как идеальная сцена для премьеры

Мировая премьера в Венеции станет символичной. Ведь этот город — один из самых мистических в мире. Атмосфера каналов и старинных палаццо создаёт ощущение присутствия прошлого.

Фильм войдёт в программу «Горизонты» среди короткометражных работ. Его продолжительность — всего 27 минут. Но даже за такое короткое время Кауфман обещает создать атмосферу, которая надолго останется в памяти зрителей.

Свобода творчества в коротком метре

«Одно из преимуществ создания короткометражных фильмов — возможность экспериментировать с формой», — говорит Кауфман. «У тебя нет обязательства зарабатывать деньги для финансистов, и никто не ожидает, что ты будешь».

Эта свобода позволяет автору «Аномализы» отойти от привычных схем. Вместо сложных нарративных конструкций — поэтичные образы двух душ, блуждающих по древнему городу.

м/ф «Аномализа» (2015)
м/ф «Аномализа» (2015)

Кауфман и Ева признаются, что с интересом ждут реакции зрителей. В конце концов, это всего лишь фильм. Но фильм от человека, который умеет превращать самые простые идеи в незабываемые переживания.

Когда «Как подстрелить призрака» появится в российском прокате — пока неизвестно. Но можно быть уверенными: это не последний эксперимент мастера, и впереди нас ждут новые сюрпризы от человека, который превращает простые истории в философские загадки.

А вы бы посмотрели фильм, где зрителю до конца не ясно — кто жив, а кто уже призрак?

Подписывайтесь на канал, чтобы не пропустить новые обзоры фестивальных премьер и неожиданные киноэксперименты.