«Эдем» Рона Ховарда, похоже, так и не выйдет в российский прокат. Выход переносился несколько раз, но на днях прокатчик объявил, что премьера отменена «по независящим от компании обстоятельствам», не уточняя – по каким именно. Я не думаю, что дело в отзыве прокатного удостоверения, это было бы странно, поскольку, при желании в фильме можно увидеть даже пропаганду традиционных ценностей, пусть и в несколько извращенном контексте. Что же с картиной не так? Попробуем разобраться.
Предыстория
По словам режиссера, он вынашивал идею экранизировать реальную историю, случившуюся на одном из островов Галапагосского архипелага, пятнадцать лет. Более того, по касательной он проходил рядом, когда в 2015-м снял «В сердце моря» – приключенческую драму про экипаж китобойного корабля «Эссекс» (чья история, кстати, вдохновила Германа Мелвилла на создание «Моби Дика»).
Один из реальных эпизодов того злополучного плавания – пожар, который устроили моряки на стоянке в месте действия «Эдема», Флореане, дотла спаливший полострова. Спустя сто лет безлюдный остров стал ареной других, не менее драматичных событий, которые теперь и вдохновили Рона Ховарда.
Об этом написаны тонны статей, доступных в сети, и даже две книги от непосредственных участников – но для чистоты восприятия перед просмотром фильма лучше воздержаться от знакомства с источниками, тем более, что общую канву событий фильм передает достаточно точно – вся тонкость здесь в нюансах и интерпретациях.
Предыстория заявлена титрами на фоне тревожной музыки Ханса Циммера. В конце 20-х годов прошлого века здесь поселяются отшельники, сбежавшие от суровых европейских реалий – философ, бредящий идеями Ницше и задумавший в уединении разработать и предложить миру новую доктрину и его подруга, страдающая рассеянным склерозом. Спустя какое-то время из той же Германии на остров приезжает еще одно семейство, намеренное не столько найти уединение, сколько в поте лица построить дом и «возделывать сад» вдали от жестокой цивилизации, а потом и взбалмошная молодая аристократка с двумя своими любовниками – в ее планах строительство на острове фешенебельного отеля.
Самое удивительное, что это не метафора и даже не аллегория – так все и было на самом деле. Три воплощения разных граней идеализма сталкиваются в замкнутом пространстве – и дальше на острове начинают разворачиваться события, которые, с одной стороны иллюстрируют классическое «человек человеку – волк», а с другой – демонстрируют, насколько бывают слабы любые идеи перед натиском реальности.
История
Надо сказать, что Ховард собрал для фильма умопомрачительный каст и каждый из актеров отрабатывает задачу, старательно балансируя на грани гротеска и драмы. Возможно, иногда бросается в глаза старательность, гротеск может быть слегка преувеличен, но драма и в самом деле разворачивается нешуточная. Джад Лоу, Ванесса Кирби, Ана де Армас, Даниэль Брюль, Сидни Суини отрабатывают здесь с ощутимым актерским удовольствием, что сценарный материал, безусловно, позволяет, а режиссер с оператором грамотно упаковывают.
Очень неожиданно появление почти неузнаваемого здесь Ричарда Роксбурга в небольшой но важной роли американского миллионера и филантропа, который, единственный здесь, демонстрирует рациональность и прагматичность (или трезвый, отстраненный взгляд американца на всех этих чокнутых европейцев). Этот, тоже существующий в реальности, исторический персонаж оставил в истории не только фотографии всех прототипов истории, но даже короткометражный немой фильм, в котором снял некоторых из них. Его можно полностью увидеть в документальной драме «Галапагосское дело: Сатана пришел в Эдем» 2013-го года, в которой о том, что случилось с первопоселенцами авторы попытались рассказать более-менее объективно.
Выводы
Итак, кажется, для хорошего фильма у Рона Ховарда, было все – проработанный сценарий, хороший (чтобы не сказать – блестящий) актерский состав, обилие противоречивых первоисточников, интригующая история, наконец – красочные локации. Но тщательно прорабатывая и воплощая отдельные сцены (а здесь есть без дураков сильные эпизоды), Ховард погребает фильм под величием собственного замысла.
Мысль о том, что реальность всегда будет сильнее любой идеи, а в жестоком конфликте всегда победит тот, что привязан к земле, а не витает в облаках – хороша, пусть и не сильно нова. Пробравшись к ней через версии «ненадежных рассказчиков» (двое из участников оставили свои противоречивые мемуары), и многочисленные интерпретации, Ховард решил рассказать «все обо всем», смешав жанры и визуальные решения, так и не определившись до конца – делает он взрослую версию «Повелителя мух» или просто пересказывает легенды и мифы.
Фильм, определенно хорош, но сам материал, как мне кажется, заслуживал более сурового, строгого (холодного, если угодно) воплощения. Лучшее, что можно сделать после просмотра – найти в сети документальные описания драмы, развернувшейся на Флореане, острове, который до сих пор, кажется, хранит следы событий столетней давности. По крайней мере, несколько туристов, побывавших там, говорят о том, что атмосфера там до сих пор слишком мрачна и негостеприимна для тихоокеанского курорта.
Уже посмотрели «Эдем»? Поделитесь вашими впечатлениями и читайте на этом канале обзоры других фильмов, которые все обсуждают.