Найти в Дзене
Из точки А в точку Б

Минтранс хочет пересадить нас на беспилотные автобусы. Но только через 25 лет

Минтранс продлил транспортную стратегию России сразу до 2050 года. Главная новость из документа — в ней впервые прямо прописано: к середине века половина всего транспорта в стране должна быть беспилотной. Для пассажира это звучит двояко. С одной стороны — футуризм. С другой — ещё дожить бы. Чтобы цель не выглядела фантастикой, чиновники приводят примеры уже действующих проектов: У идеи массового перехода на беспилотный транспорт есть не только плюсы, но и очевидные трудности: Законодательство пока не отвечает на главный вопрос: кто виноват в аварии беспилотника? Несмотря на громкие заявления про 2050 год, массового перехода на беспилотный транспорт в ближайшие годы ждать не стоит. Эксперты говорят о постепенной схеме внедрения. Сначала — грузовые перевозки. Уже сегодня КАМАЗ тестирует фуры без водителя на трассах М-11 и М-12, и именно на междугородних маршрутах такие машины появятся быстрее всего. Там проще инфраструктура и меньше рисков для пассажиров. Затем — пригородные электрички
Оглавление

Минтранс продлил транспортную стратегию России сразу до 2050 года. Главная новость из документа — в ней впервые прямо прописано: к середине века половина всего транспорта в стране должна быть беспилотной.

Для пассажира это звучит двояко. С одной стороны — футуризм. С другой — ещё дожить бы.

Изображение сгенерировано в Midjourney 7
Изображение сгенерировано в Midjourney 7

Чтобы цель не выглядела фантастикой, чиновники приводят примеры уже действующих проектов:

Риски и сомнения

У идеи массового перехода на беспилотный транспорт есть не только плюсы, но и очевидные трудности:

  • Инфраструктура. Российские дороги и железнодорожные пути далеки от идеала. Для беспилотников нужна разметка, датчики, обновлённые светофоры и система связи между машинами и дорогой. Пока такие условия обеспечены только на отдельных трассах (М-11, М-12).
Изображение сгенерировано в Midjourney 7
Изображение сгенерировано в Midjourney 7
  • Технологии. Сейчас беспилотные автобусы и грузовики работают в «тепличных» условиях — на закрытых маршрутах или при постоянном контроле инженеров. Для реальной эксплуатации нужны более надёжные алгоритмы, устойчивые к снегу, дождю, гололёду и плохой видимости.
  • Право и ответственность.
Законодательство пока не отвечает на главный вопрос: кто виноват в аварии беспилотника?
  • Производитель, оператор или пассажир, нажавший кнопку «поехали»? Эти нормы только начинают разрабатывать.
  • Социальный фактор. Транспортная сфера — одна из крупнейших по числу рабочих мест в России. Если часть водителей и машинистов станет невостребованной, это вызовет социальные напряжения.

Когда это станет привычным

Несмотря на громкие заявления про 2050 год, массового перехода на беспилотный транспорт в ближайшие годы ждать не стоит. Эксперты говорят о постепенной схеме внедрения.

Сначала — грузовые перевозки. Уже сегодня КАМАЗ тестирует фуры без водителя на трассах М-11 и М-12, и именно на междугородних маршрутах такие машины появятся быстрее всего. Там проще инфраструктура и меньше рисков для пассажиров.

Затем — пригородные электрички и автобусы. Это следующий шаг, где можно добиться выгоды за счёт регулярных рейсов и снижения издержек. Первые пилоты уже проходят, но пока только в тестовом режиме.

Изображение сгенерировано в Midjourney 7
Изображение сгенерировано в Midjourney 7

Городской транспорт — в последнюю очередь. Здесь сложнее всего: пробки, пешеходы, непредсказуемые ситуации. Эксперты предполагают, что массовые беспилотные трамваи и автобусы — это скорее история 2035–2040 годов.

Формулировка «50% транспорта» — это не конкретное обещание, а ориентир. Минтранс зафиксировал задачу, но успех будет зависеть от технологий, инфраструктуры и законов.

👉 А вы бы доверились автобусу без водителя? Или спокойнее, когда за рулём человек?