Найти в Дзене
Святые места

Бога надо любить или бояться?

Вопрос: Почему говорят, что надо бояться Бога? Разве мы не должны любить его? Протоиерей Павел Кондраков: Конечно, мы должны любить Бога. Это самое высшее счастье для человека, когда он всей полнотой своего существа откликается на любовь Бога. Но, видите ли, человек — существо падшее. У человека бывают разные степени отношений с Богом. Бывают рабские отношения, бывают отношения слуги и бывают сыновние отношения. Христианство всех нас призывает как раз к отношениям с Богом, как сыновей и дочерей со своим Отцом. Мы не зря же в молитве «Отче наш» говорим: «Отче наш». Мы обращаемся к Отцу Небесному. Вот только подумайте, какова высота призвания христиан, если они обращаются к Богу как к Отцу Небесному. И, конечно же, к Отцу Небесному невозможно относиться со страхом и с каким-то, знаете, отношением слуги, когда я выполняю всё, а ты мне помоги в жизни. Конечно, это отношение любви. То есть, я тебя люблю всей душой, всем своим существом. Но ведь страх бывает и Божий. А Божий страх предпол

Вопрос:

Почему говорят, что надо бояться Бога? Разве мы не должны любить его?

Протоиерей Павел Кондраков:

Конечно, мы должны любить Бога. Это самое высшее счастье для человека, когда он всей полнотой своего существа откликается на любовь Бога. Но, видите ли, человек — существо падшее. У человека бывают разные степени отношений с Богом. Бывают рабские отношения, бывают отношения слуги и бывают сыновние отношения.

Христианство всех нас призывает как раз к отношениям с Богом, как сыновей и дочерей со своим Отцом. Мы не зря же в молитве «Отче наш» говорим: «Отче наш». Мы обращаемся к Отцу Небесному. Вот только подумайте, какова высота призвания христиан, если они обращаются к Богу как к Отцу Небесному.

И, конечно же, к Отцу Небесному невозможно относиться со страхом и с каким-то, знаете, отношением слуги, когда я выполняю всё, а ты мне помоги в жизни. Конечно, это отношение любви. То есть, я тебя люблю всей душой, всем своим существом.

Но ведь страх бывает и Божий. А Божий страх предполагает, что я боюсь оскорбить своего небесного Отца. Я боюсь сделать такие дела, допустить такие мысли и такие слова в свою жизнь, когда я могу его обидеть, когда я могу его как-то презреть своим поведением. Поэтому вот этот страх, страх Божий, нужен каждому из нас. Когда мы чувствуем, что мы ходим перед очами Божьими, Он всё видит: что мы говорим, как мы мыслим, что мы делаем.

Этот страх как раз немножечко направляет и сдерживает нас в тех порывах, которые бывают в нашей жизни. Поэтому, братья и сёстры, не надо путать страх человеческий, когда мы боимся всем существом какого-то человека, и мы его не любим.

Потому что, как говорил апостол Иоанн Богослов: «В любви нет страха». Но совершенная любовь изгоняет страх. Мы, братья и сёстры, должны понимать, что когда мы боимся Бога обидеть или оскорбить Его, мы Его любим. Мы показываем, что для нас это самое дорогое существо, которое только может быть в этом мире.

Потому что Бог всегда с нами, и Он никогда нас не бросает. Он нас слышит и видит лучше, чем кто бы ни был на этой земле. Даже говорит псалмопевец Давид, что если и жена забудет дитя своё, то «Аз не забуду тебя», — говорит Господь.

И это очень важно помнить и всю свою жизнь посвящать Богу без страха именно человеческого, а именно со страхом Божьим, боясь Его обидеть и показывая Ему то, что мы любим Его всем своим существом.

Текст основан на видео с канала Экзегет.ру. Читайте ещё: