Найти в Дзене
Джедай из Шира

15 величайших фильмов антиутопий всех времён (номер 1 постоянно пересматриваю)

Антиутопические триллеры дают кинематографистам возможность показать ужасающее будущее или подвергнуть критике существующие социальные условия, доведя их до крайности. Такие фильмы существуют с самых истоков кинематографа, и уже в эпоху немого кино такие научно-фантастические шедевры, как «Метрополис», демонстрировали мрачные, угнетающие картины грядущего. На протяжении десятилетий режиссёры использовали антиутопический жанр, чтобы обратить внимание на коррупцию властей и предупредить о возможных последствиях их действий. Благодаря выдающемуся художественному оформлению и мастерскому использованию жанровых приёмов эти фильмы либо становятся сокрушительным напоминанием о том, что нас может ожидать, либо прославляют тех, кто не сдаётся перед лицом огромных трудностей и систематического угнетения. За несколько лет до того, как Пон Джун Хо получил «Оскар» за «Паразитов», он снял антиутопический триллер «Сквозь снег». Фильм основан на французском комиксе и рассказывает о мире, находящемся
Оглавление

Антиутопические триллеры дают кинематографистам возможность показать ужасающее будущее или подвергнуть критике существующие социальные условия, доведя их до крайности.

Такие фильмы существуют с самых истоков кинематографа, и уже в эпоху немого кино такие научно-фантастические шедевры, как «Метрополис», демонстрировали мрачные, угнетающие картины грядущего.

На протяжении десятилетий режиссёры использовали антиутопический жанр, чтобы обратить внимание на коррупцию властей и предупредить о возможных последствиях их действий.

Благодаря выдающемуся художественному оформлению и мастерскому использованию жанровых приёмов эти фильмы либо становятся сокрушительным напоминанием о том, что нас может ожидать, либо прославляют тех, кто не сдаётся перед лицом огромных трудностей и систематического угнетения.

«Сквозь снег» (2014)

За несколько лет до того, как Пон Джун Хо получил «Оскар» за «Паразитов», он снял антиутопический триллер «Сквозь снег». Фильм основан на французском комиксе и рассказывает о мире, находящемся на грани краха во время нового ледникового периода.

Богатые и элита выживают в автономном поезде, состоящем из 1001 вагона, который непрерывно движется по Земле.

В этой антиутопической истории показано, как бедные и угнетённые люди пробираются в поезд, чтобы попасть в вагоны для скота, где у них почти ничего нет по сравнению с теми, кто живёт в вагонах среднего класса и в первом классе.

Легко провести параллели с современным обществом и его жёстким классовым разделением — и именно в этом заключается основная суть фильма.

Комикс, фильм, а затем и телеадаптация органично вписываются в жанр антиутопического хоррора, рассказывая зрителям то, что они, возможно, не хотят слышать — о том, как в мире унижают и оскорбляют людей.

«Дредд» (2012)

-2

«Дредд» — научно-фантастический боевик 2012 года, основанный на серии комиксов Джона Вагнера и Карлоса Эскерры. Действие происходит в антиутопической версии будущих Соединённых Штатов, известной как «Проклятая Земля», и в жестоком мегаполисе под названием Мегасити-1.

Единственными, кто поддерживает закон и порядок, являются Судьи.

Идея антиутопического будущего доведена до крайности: эти Судьи одновременно выступают в роли судьи, присяжных и палача во всех конфликтах, убивая любого, кто, по их мнению, представляет угрозу для общества — реальную или мнимую.

Однако, как и в большинстве антиутопических триллеров, даже герои этой истории не являются безупречными людьми, и невинные платят за это своей жизнью.

Фильм получился чрезвычайно жестоким — именно так, как и ожидали фанаты Судьи Дредда, — и стал значительным улучшением по сравнению с версией Сильвестра Сталлоне 1990-х годов. В нём много цинизма, что является неотъемлемой чертой антиутопий, и он наглядно показывает, как будущее может легко превратиться в авторитарный кошмар.

«Гаттака» (1997)

-3

«Гаттака» — антиутопический триллер 1990-х годов, который получил высокую оценку критиков за свой интеллектуальный взгляд на будущее. В этом фильме показано общество, в котором дети зачинаются только с помощью евгеники и генетического отбора, чтобы гарантировать, что у них будут лишь лучшие наследственные черты родителей.

Итан Хоук играет главную роль — человека, родившегося естественным путём, вне евгенической программы, который подвергается дискриминации и из-за этого сталкивается с огромными трудностями на пути к достижению своих целей.

Фильм поднимает темы естественного отбора, предвзятого отношения к различным социальным классам и того, как такие идеи могут разрушить саму концепцию судьбы.

В этом будущем считается, что подняться могут только те, кому общество изначально предоставило такую возможность, а любой, кто упорно работает и борется за своё место, автоматически исключается из числа претендентов на власть.

Как и в лучших антиутопиях, фильм говорит о классовом неравенстве и о том, что элита всегда поднимается — даже если не всегда этого заслуживает.

«1984» (1984)

-4

Роман-антиутопия Джорджа Оруэлла «1984» до сих пор остаётся одной из жемчужин жанра. В этой истории рассказывается о тоталитарном государстве, которое использует массовую слежку и репрессивную регламентацию для контроля над людьми и лишения почти всех граждан их прав.

В романе также показано, как правительство может манипулировать правдой и фактами, переписывая прошлое по своему усмотрению.

По этой истории было снято несколько фильмов, и лучшим из них стал фильм 1984 года с Джоном Хёртом и Ричардом Бёртоном в главных ролях.

В нём точно передаются основные темы романа: правительство использует свою огромную власть, чтобы преследовать тех, кто придерживается индивидуалистических взглядов, и навязывать обществу групповое мышление в соответствии с политическими предпочтениями.

По иронии судьбы, одной из ключевых тем романа является использование правительством цензуры для сокрытия информации от общественности. Сам Джордж Оруэлл был одним из самых подверженных цензуре авторов, и многие его книги запрещались.

«Странные дни» (1995)

-5

«Странные дни» — это захватывающий взгляд на антиутопическое будущее, особенно учитывая, что фильм вышел в 1995 году и рассказывал о мире, до которого оставалось всего четыре года. Этот фильм был одним из первых, посвящённых миллениуму, и, к счастью, реальный мир не погрузился в хаос, показанный в фильме Кэтрин Бигелоу.

Действие происходит в Лос-Анджелесе, превратившемся в опасную зону боевых действий. В фильме присутствуют элементы научной фантастики: существует нелегальная машина, которая записывает человеческие воспоминания на устройства хранения данных.

Однако в нём также затрагиваются реальные проблемы — усиление расизма, жестокость полиции, вуайеризм и злоупотребление властью.

«Странные дни» провалились в прокате, когда вышли на экраны, но со временем фильм оказался намного лучше, чем о нём отзывались критики в то время. Он стал культовым и предлагает более пристальный взгляд на насилие и авторитаризм.

«Тёмный город» (1998)

-6

Если и есть антиутопический триллер, во многом напоминающий классические нуары, но действие которого происходит в антиутопическом обществе, то это «Тёмный город». Фильм режиссёра Алекса Пройаса рассказывает о человеке с амнезией, которого подозревают в убийстве.

Он отправляется на поиски своей истинной личности, чтобы очистить своё имя.

Фильм погружает зрителя в атмосферу неонуарного хоррора, когда группа людей, известных как Незнакомцы, начинает преследовать главный герой. «Тёмный город» — это интересное сочетание отсылок к шедеврам нуара, таким как «Мальтийский сокол», и очевидного влияния эпизодов «Сумеречной зоны».

В «Тёмном городе» много аллегорий, связанных с идеей о том, что жители города — пленники, которые даже не подозревают об этом. В этом обществе существуют тёмные правители — существа, которые считают, что знают, что лучше для общества, и создали форму городских репрессий, из которой могут выбраться только просвещённые.

«Бегство Логана» (1976)

-7

Роман 1967 года «Бегство Логана» — это антиутопический триллер, в котором правительство приказывает всем людям умирать в свой 21-й день рождения, чтобы должным образом распоряжаться сокращающимися ресурсами мира. Большинство людей охотно соглашаются на казнь, но некоторые отвергают её и становятся Бегунами.

Главному герою, Логану, поручено уничтожить Бегунов до того, как они доберутся до мифического Убежища, где, по их мнению, они смогут жить вне правил общества. В фильме есть несколько существенных изменений: возраст главного героя увеличен с 21 до 30 лет, а концовка изменена, что полностью меняет смысл финала романа.

Книга заканчивается обнадёживающим прогнозом для Бегунов, в то время как фильм показывает более мрачную картину, раскрывая тот факт, что авторитарное правительство не всегда лжёт своему народу. Однако в обоих случаях речь идёт об обществе, находящемся под строгим контролем правительства, независимо от того, согласны с этим люди или нет.

«V — значит вендетта» (2005)

-8

Режиссёр Джеймс МакТиг и сценаристы братья Вачовски создали антиутопический триллер «V — значит вендетта», основанный на графическом романе Алана Мура и Дэвида Ллойда. Действие происходит в будущем тоталитарном обществе, захватившем Великобританию. В центре сюжета — молодая женщина (Натали Портман), вовлечённая в террористический заговор.

Хьюго Уивинг играет Ви — загадочную фигуру в маске, вдохновлённую образом Гая Фокса, человека, который планировал взорвать здание парламента в Ночь Гая Фокса. Общество в этом фильме показано в ужасном свете: иммигранты, представители ЛГБТК+ и приверженцы альтернативных религий подвергаются тюремному заключению или казни.

Это блестящий антиутопический триллер, потому что он показывает восстание и то, как один человек с глубокими убеждениями может вдохновить целую нацию на борьбу с деспотичным и жестоким тоталитарным правительством и поставить его на колени.

«Робокоп» (1987)

-9

Пол Верховен мастерски воплощает свои убеждения в фильмах, но зрители часто неправильно их интерпретируют.

Антиутопический триллер 1987 года рассказывает о полицейском, погибшем при исполнении служебных обязанностей, но возрождённом в виде киборга под именем Робокоп, который начинает свою кампанию по борьбе с преступностью любыми средствами.

Несмотря на то, что в фильме много насилия и Робокоп — главный герой, сцены, в которых расстреливают коррумпированных чиновников, управляющих государством, раскрывают истинную суть фильма.

«Робокоп» рассказывает об опасности, которую представляют корпорации, влияющие на решения правительства, и о том, что, когда они получают контроль, это происходит за счёт обычных граждан. Верховен берёт своего суперкопа-киборга и заставляет его показать всё, что не так с его существованием, а затем он низвергает корпорации.

«Королевская битва» (2000)

-10

За много лет до того, как «Голодные игры» стали серией романов или фильмов, японский режиссёр Киндзи Фукасаку снял антиутопический триллер «Королевская битва» по одноимённому роману Косюна Таками. В нём рассказывается о тоталитарном японском правительстве, которое заставляет группу учеников младших классов сражаться насмерть.

Этот фильм особенно страшен, потому что его герои — в основном дети младшего и среднего школьного возраста, оказавшиеся в ситуации, где им приходится убивать или быть убитыми. Фильм мгновенно стал культовым, и его не хотели выпускать в прокат в США из-за опасений, что он вызовет споры или судебные иски из-за своей тематики.

Квентин Тарантино похвалил «Королевскую битву», заявив, что сам хотел бы снять такой фильм. Этот фильм так пугает, потому что он показывает общество, которое считает, что убийство детей друг другом — лучший способ остановить преступность среди несовершеннолетних.

«Особое мнение» (2002)

-11

«Особое мнение» — это антиутопический триллер другого типа. Действие происходит в мире, который снаружи выглядит нормальным. Однако роль полиции приобретает пугающие очертания, лишающие людей свободы воли и заменяющие её предопределённостью — ключевой чертой антиутопий.

Неудивительно, что идея будущего, в котором полиция арестовывает людей до совершения преступления, основываясь на предсказаниях, принадлежит Филипу К. Дику. Поскольку вероятность ошибки высока, правительство игнорирует этот риск и решает, что эти предсказания будут определять судьбу и свободу людей, которые ещё не сделали ничего плохого.

Конечно, как и в лучших антиутопиях, фильм показывает, что происходит, когда система даёт сбой, а контролирующее её правительство отказывается признать свою неправоту. «Особое мнение» неожиданно вошёл в список лучших фильмов 21-го века по версии The New York Times, но его взгляд на будущее, в котором люди теряют всё больше прав, остаётся актуальным и сегодня.

«Бразилия» (1985)

-12

Терри Гиллиам снял несколько самых изобретательных и фантастических фильмов 1980-х и 1990-х годов.

Однако лишь немногие фильмы могут сравниться по оригинальности с его шедевром 1985 года — «Бразилией». Джонатан Прайс играет Сэма, мелкого чиновника, который оказывается втянутым в масштабный заговор после того, как невиновного человека арестовывают и убивают по ошибке.

Что делает «Бразилию» таким замечательным фильмом, так это то, что в нём показана бюрократическая ошибка и то, на что готово пойти правительство, чтобы скрыть её любыми способами. Одна из причин, по которой фильм так хорош, заключается в том, что главный герой — ничем не примечательный чиновник низкого ранга, но именно он становится лицом истории.

«Бразилия» провалилась в прокате, что неудивительно, ведь студия никак не могла продать её обычным кинозрителям. Однако критики высоко оценили фильм, и он остаётся одним из лучших культовых фильмов Великобритании. Это резкая критика тоталитарных правительств и их коррумпированных систем.

«Акира» (1988)

-13

«Акира» — один из самых значимых анимационных фильмов в истории кинематографа.

Он познакомил многих людей на Западе с аниме и популяризировал поджанр киберпанк в научной фантастике. «Акира» не только оказал влияние на все последующие анимационные фильмы, но и помог жанру научной фантастики выйти на новый, захватывающий уровень.

Действие «Акиры» происходит в антиутопическом футуристическом городе Нео-Токио, которым управляют коррумпированные политики, где происходят жестокие протесты и орудуют многочисленные байкерские банды. Главный герой, Тэцуо, состоит в одной из этих банд и обладает сверхъестественной силой, способной поставить на колени весь город и правительство.

Хотя действие фильма происходит в фантастическом, футуристическом, антиутопическом обществе, «Акира» — это нечто большее.

Этот фильм рассказывает о том, как мораль формирует силу личности и как один человек может положительно повлиять на морально испорченную вселенную и изменить её, даже если для этого придётся разрушить её, чтобы потом восстановить.

«Дитя человеческое» (2006)

-14

«Дитя человеческое» — антиутопия о будущем, в котором ни одна женщина не рожала на протяжении двух десятилетий, и население осознало, что человеческому роду грозит вымирание. Однако одно событие меняет всё и запускает сюжетную линию: одна женщина оказывается беременной, и её жизнь оказывается в опасности.

Фильм показывает, как общество может расколоться из-за травмы, и как каждый становится опасен для любого, кто может что-то изменить, даже если это означает спасение человечества. Все хотят заполучить молодую женщину Ки, и одного мужчину просят помочь защитить её и доставить в безопасное место.

«Дитя человеческое» берёт за основу реальные проблемы, в частности связанные с беженцами и государственными границами, и добавляет к ним религиозных фанатиков, жаждущих апокалипсиса.

«Бегущий по лезвию» (1982)

-15

Пожалуй, величайший антиутопический триллер в истории также считается одним из шедевров жанра научной фантастики.

В 1982 году на экраны вышел фильм Ридли Скотта «Бегущий по лезвию», который погрузил зрителей в мир, где люди создавали клонов — репликантов — для выполнения грязной и опасной работы. Однако, когда репликанты начали испытывать человеческие эмоции, их начали уничтожать.

Герою Рику Декарду поручено уничтожить репликантов, которые только что прибыли на Землю и уже убили нескольких человек. Однако тема фильма гораздо глубже. Хотя Рой Бэтти и является злодеем, он также не понимает, почему его жизнь не так важна, как жизнь «настоящих» людей.

Основанный на романе Филипа К. Дика, этот антиутопический триллер поднимает непростые вопросы — в частности, о том, что значит быть живым и какой ценой достаётся свобода. «Бегущий по лезвию» остаётся научно-фантастическим шедевром и идеальным произведением в жанре антиутопии для поклонников этого жанра.