Найти в Дзене
Easy Science

Вот как могли собраться первые белки, положив начало жизни.

Лабораторное исследование показывает, что РНК могла помочь аминокислотам соединиться без предшествующего белкового механизма. Современная жизнь зависит от белков – клеточных «рабочих лошадок», которые выполняют множество функций: от сокращения мышц до переноса кислорода. А белки, в свою очередь, зависят от РНК, которая содержит рецепты их синтеза и участвует в их сборке. В современных клетках крупные белковые ферменты помогают связывать фрагменты РНК с аминокислотами – строительными блоками белков. Затем клеточная машина, основанная на РНК и белках, называемая рибосомой, сшивает аминокислоты в белковую цепочку, считывая правильную последовательность с более длинной цепи матричной РНК. Но миллиарды лет назад, до появления ферментов и рибосомы, как могли быть созданы первые белки жизни? Исследователи утверждают, что им удалось разработать вероятный путь, посредством которого РНК и аминокислоты могли бы соединяться для сборки небольших белков, называемых пептидами, без участия сложных фер

Лабораторное исследование показывает, что РНК могла помочь аминокислотам соединиться без предшествующего белкового механизма.

Исследователи полагают, что щелочные озёра, такие как турецкое озеро Ярышли, могли быть подготовлены к образованию первых белков на Земле. EKREM SAHIN/ANADOLU VIA GETTY IMAGES
Исследователи полагают, что щелочные озёра, такие как турецкое озеро Ярышли, могли быть подготовлены к образованию первых белков на Земле. EKREM SAHIN/ANADOLU VIA GETTY IMAGES

Современная жизнь зависит от белков – клеточных «рабочих лошадок», которые выполняют множество функций: от сокращения мышц до переноса кислорода. А белки, в свою очередь, зависят от РНК, которая содержит рецепты их синтеза и участвует в их сборке. В современных клетках крупные белковые ферменты помогают связывать фрагменты РНК с аминокислотами – строительными блоками белков. Затем клеточная машина, основанная на РНК и белках, называемая рибосомой, сшивает аминокислоты в белковую цепочку, считывая правильную последовательность с более длинной цепи матричной РНК. Но миллиарды лет назад, до появления ферментов и рибосомы, как могли быть созданы первые белки жизни?

Исследователи утверждают, что им удалось разработать вероятный путь, посредством которого РНК и аминокислоты могли бы соединяться для сборки небольших белков, называемых пептидами, без участия сложных ферментов или рибосомы. Работа, опубликованная сегодня в журнале Nature, даёт представление о том, как РНК могла способствовать формированию первых простых белков, что могло бы подготовить почву для эволюции.

«Это первый шаг к тому, чтобы позволить молекулам жизненной информации кодировать пептиды», — говорит Мэтью Паунер, химик из Университетского колледжа Лондона (UCL), возглавлявший исследование. Томас Карелл, химик из Мюнхенского университета Людвига-Максимилиана, отмечает, что исследование «даёт замечательные идеи» для разгадки «одной из главных загадок пребиотической химии».

В основе взаимодействия белка и нуклеиновой кислоты лежит процесс, посредством которого РНК связывает аминокислоты. Аминокислоты естественным образом не образуют белки. Сначала их необходимо химически «активировать», после чего они соединяются, как вагоны в поезде. Сегодня биология ускоряет этот процесс с помощью крупных ферментов, которые заставляют аминокислоты реагировать с молекулой клеточной энергии, называемой АТФ. Это создаёт форму аминокислоты, которая может химически соединяться с РНК, образуя активированную комбинацию, известную как аминоацил-РНК. Только после этого эти соединения могут быть переданы рибосоме, которая отщепляет фрагменты РНК, связывая аминокислоты в пептиды.

С 1970-х годов многочисленные группы пытались использовать различные химические стратегии для получения активированных аминоацил-РНК в условиях, имитирующих примитивную среду, подобную той, что существовала на ранней Земле. Но реакции, как правило, работали плохо, если вообще работали, и часто приводили к образованию соединений, нестабильных в воде, что позволяет предположить, что они не обладали достаточной устойчивостью на ранней Земле, говорит Паунер.

В надежде на улучшение результатов Паунер и его коллеги обратились к богатому энергией соединению под названием пантетеин, которое участвует во множестве метаболических реакций в клетках и могло образоваться в озерной воде на ранней Земле, как сообщили исследователи в прошлом году. В новом исследовании исследователи добавили пантетеин в воду, содержащую аминокислоты. Аминокислоты вступили с ним в реакцию, образовав соединение, известное как аминоацилтиол, готовое к реакции с РНК. «Это заставляет аминокислоты реагировать с РНК, а не друг с другом», — говорит Моран Френкель-Пинтер, химик, занимающийся вопросами происхождения жизни из Еврейского университета в Иерусалиме.

РНК может принимать две формы: одноцепочечную или двухцепочечную молекулярную спираль. Когда Паунер и его коллеги пытались провести реакцию аминоацилтиолов с одноцепочечной РНК, аминокислоты связывались с ней хаотично по всей длине РНК. Но когда команда Паунера использовала двухцепочечную РНК, которая больше похожа на ту, что связывается с аминокислотами в клетках, реакции приводили к образованию активированных аминоацил-РНК со структурами, соответствующими структурам, обычно образуемым ферментами. «Это весьма впечатляющее достижение», — говорит Ник Лейн, специалист по химии происхождения жизни из Калифорнийского университета в Лондоне, не сотрудничающий с группой Паунера. «Похоже на химию жизни, хотя и немного отличается».

Паунер и его коллеги продвинули свой эксперимент ещё дальше. Когда они обогатили свой напиток сероводородом и соединениями, называемыми тиокислотами, которые, вероятно, также были широко распространены на ранней Земле, аминокислотные фрагменты аминоацил-РНК начали связываться в пептиды, и всё это без участия ферментов или рибосом.

Лейн предупреждает, что новая работа пока позволяет получать пептиды только со случайным расположением аминокислот, в отличие от генетически контролируемого порядка, осуществляемого рибосомами. «Они всё ещё не решили эту проблему», — говорит Лейн. Паунер соглашается, но отмечает, что текущая работа уже показывает, что некоторые РНК имеют небольшое предпочтение к взаимодействию с определёнными аминокислотами по сравнению с другими. «Это только первый шаг», — говорит он.

Несмотря на выдающуюся работу, Лейн считает, что новая работа помогает преодолеть разрыв между различными точками происхождения лагерей жизни. Десятилетиями одна группа исследователей подчёркивала центральную роль РНК, в то время как другая группа, так называемый лагерь «сначала метаболизм», утверждала, что самоподдерживающиеся химические сети должны были появиться до того, как самореплицирующиеся генетические молекулы, такие как РНК, смогли их использовать. С появлением новых доказательств ключевой роли богатых энергией соединений в связывании аминокислот с РНК, говорит Лейн, «вся эта область исследований постепенно сближается».