Найти в Дзене
Виктор Попов LIVE

III Дальневосточный научно-технический чемпионат как повод для гранта Фонда президентских грантов

Всем привет! Меня зовут Виктор Попов, и я периодически пишу гранты. О том, что из этого получается, какие проекты и как реализуются, как мы готовим заявки на различные грантовые конкурсы, я подробно рассказываю в серии подкастов и в своем telegram-канале. Этот текст является транскрипцией второго выпуска подкаста, который можно посмотреть на платформе VK video и YouTube или прочитать прям тут. А еще больше интересной информации можно подчеркнуть в моем telegram-канале. В этом выпуске мы поговорим о проекте, который получил поддержку у фонда президентских грантов в втором конкурсе 2025 года и называется «Третий дальневосточный научно-технический чемпионат». Темой нашего сегодняшнего видео является Третий Дальневосточный научно-технический чемпионат, который по календарному плану будет проведен в декабре 2025 года. Сегодня поговорим про него, как он получил поддержку Фонда президентских грантов, в чем особенности этого третьего чемпионата, и давай сделаем общие анонсы и краткое описание

Всем привет! Меня зовут Виктор Попов, и я периодически пишу гранты. О том, что из этого получается, какие проекты и как реализуются, как мы готовим заявки на различные грантовые конкурсы, я подробно рассказываю в серии подкастов и в своем telegram-канале.

Этот текст является транскрипцией второго выпуска подкаста, который можно посмотреть на платформе VK video и YouTube или прочитать прям тут. А еще больше интересной информации можно подчеркнуть в моем telegram-канале.

В этом выпуске мы поговорим о проекте, который получил поддержку у фонда президентских грантов в втором конкурсе 2025 года и называется «Третий дальневосточный научно-технический чемпионат».

Темой нашего сегодняшнего видео является Третий Дальневосточный научно-технический чемпионат, который по календарному плану будет проведен в декабре 2025 года. Сегодня поговорим про него, как он получил поддержку Фонда президентских грантов, в чем особенности этого третьего чемпионата, и давай сделаем общие анонсы и краткое описание и проекту, и как чемпионату.

Сам проект, получивший поддержку, носит название Третьего Дальневосточного чемпионата, хотя для нашей команды это уже девятый чемпионат, который мы проводим в сфере робототехники. История началась в 2017 году, проект пережил несколько смен названий, сначала это был чемпионат по робототехнике на Кубок Губернатора Сахалинской области, потом он стал Сахалинским чемпионатом по робототехнике, а затем география и количество направлений проекта росло, поэтому в какой-то момент он стал Сахалинским научно-техническим чемпионатом.

Три года назад он перерос уже в Дальневосточный научно-технический чемпионат, поскольку мы расширяем постепенно географию участников, и в этом году, в 2025 году, мы планируем привлечение большого количества участников, это 600 человек, 600 ребят в возрасте от 5 до 18 лет, из которых 150 участников — это участники дистанционного формата.

Собственно, мы сюда предполагаем подключение участников Дальневосточного федерального округа, а 450 человек — это участники очного формата, которые соберутся здесь на территории учебного центра «Активное Образование».

Вообще, если говорить о проекте, то проект, получивший поддержку, направлен непосредственно на проведение мероприятия. Поэтому смета проекта, по большей части, состоит из оформления и упаковки самого мероприятия.

Это различная раздаточная продукция, которая предназначена для участников, это обеспечение питания участников и обеспечение самого чемпионата всем необходимым реквизитом.

Чемпионат по робототехнике на Кубок Губернатора Сахалинской области (2017 год)
Чемпионат по робототехнике на Кубок Губернатора Сахалинской области (2017 год)

Особенностями этого чемпионата можно выделить привлечение работодателей. У нас несколько базовых треков — это мобильная робототехника, это графический дизайн в различных его вариациях, и это программирование.

Для продуктовых треков мы предполагаем привлечение работодателей для того, чтобы участники наши работали не только по разработанным и придуманным нами каким-то учебным игровым регламентам, а для того, чтобы мы могли привлечь реальных работодателей для разработки технического задания, например, на разработку фирменного стиля, на разработку макета сайта, и чтобы результаты работ наших участников работодателям были интересны, а работодатели могли забрать себе получившийся результат.

Для ребенка очень важно увидеть свое детище, свой результат, свой продукт уже в конкретном коммерческом использовании - увидеть свой баннер, нарисованный своими руками, увидеть брошюры, нарисованные его руками и так далее. То же самое касается у нас направления программирования. Здесь мы планируем работать с Министерством цифрового и технологического развития Сахалинской области и вместе с ними также составлять техническое задание на разработку ряда программных продуктов, которые также могут быть востребованы на территории Сахалинской области.

Одна из особенностей чемпионата — это работа с работодателями. Поэтому чемпионат уже становится чем-то средним между соревнованием и хакатоном, поскольку мы предполагаем получение конкретного законченного результата и его дальнейшее использование. Также в рамках этого чемпионата мы предполагаем проведение серии брифингов для тренеров и наставников, участников для того, чтобы участники знали, к чему им готовиться, чтобы это были не только сухие регламенты, выложенные на официальном сайте, на котором можно как раз посмотреть ближайшее расписание брифингов, а также примерно посмотреть, какая была история чемпионатов, какие были у нас до этого конкурсные задания.

Чемпионат по робототехнике на Кубок Губернатора Сахалинской области (2017 год)
Чемпионат по робототехнике на Кубок Губернатора Сахалинской области (2017 год)

Мы планируем после проведения чемпионата разрабатывать то, что называется авторским решением - каким мог быть дизайн, каким мог быть программный продукт, каким образом можно было решить или иные задачи в блоке «Мобильная робототехника».

Это для того, чтобы у участников и наставников оставался такой небольшой бэкграунд подготовки к следующему чемпионату, потому что раз уж мы его 9 раз проводим, наверняка 10 и прочие разы тоже будут - участники могут примерно готовиться, примерно понимать, что их ждет в следующем году.

Чемпионат традиционно будет проходить в течение двух дней. Обычно это в субботу-воскресенье. Первый день предназначен для участников из города Южно-Сахалинска, второй день предназначен для участников приезжих, и также в течение этих двух дней будут выступать и дистанционные участники.

Сделано это для того, чтобы мы могли в первый день для ребят из Южно-Сахалинска сделать открытие чемпионата, которое мы будем транслировать через интернет. Во второй день, когда здесь будут находиться все приезжие участники - закрытие и награждение пройдет очно, чтобы ребята получили свои кубки и свои медали здесь, непосредственно на площадках учебного центра после завершения соревнований.

Календарный план у нас рассчитан на несколько месяцев - с августа по декабрь. Сюда входит как разработка и актуализация конкурсных заданий, так и их выкладка, организация регистрации, проведение брифингов. Дальше — обучение экспертов, которые будут оценивать участников непосредственно на площадках чемпионата, проведение самого чемпионата и выкладка, соответственно, авторских решений.

То, что касается экспертов, это тоже отдельное мероприятие. Для того, чтобы обеспечить равную оценку всех участников, мы обучаем экспертов, как правильно читать наши конкурсные задания и критерии для того, чтобы у нас сама оценка проходила максимально прозрачно и объективно. Тем более, что мы стараемся всегда на чемпионатах привлекать тренеров, приехавших вместе с участниками, в качестве экспертов площадок и редко выходим сами непосредственно на оценку, чтобы обеспечить опять-таки чемпионату максимальную независимость и объективность.

Сахалинский чемпионат по робототехнике (2018 год)
Сахалинский чемпионат по робототехнике (2018 год)

У нас третий Дальневосточный научно-технический чемпионат. По истории у нас изначально чемпионат был по робототехнике. Все треки были только посвящены робототехнике в разных возрастных категориях. Давай поговорим про твой путь к этому чемпионату, в робототехнику в принципе, с чего начиналось, какие чемпионатные движения ты застал или, может быть, до сих пор участвуешь, какую экспертизу ты от них вынес для того, чтобы проводить свой чемпионат.

Сама по себе идея проведения собственного чемпионата появилась в 2017 году. Перед тем, как мы начали заниматься своим собственным чемпионатом, мы попробовали, что такое чемпионаты по робототехнике - что вообще существует в России, как это проводится, к чему готовиться. Здесь наш путь в такую чемпионатную робототехнику начался в 2015 году, когда только зарождались движения WorldSkills, JuniorSkills.

Первым нашим опытом было участие в отборочном чемпионате по Дальневосточному федеральному округу в 2015 году, когда мы нашу первую команду по робототехнике вообще куда-то вывезли. Начали вообще знакомиться с тем, что такое регламенты, что такое требования к роботу, какого размера он должен быть, что он должен уметь делать. Разбирались как наши ребята, так и мы сами с точки зрения тренеров.

В 2015 году мы заняли третье место по Дальнему Востоку. Решили, что в принципе направление олимпиадной робототехники можно развивать. Достаточно внезапно и достаточно скоро после этого мы узнали, что, в принципе, в России уже давно проводятся такие чемпионаты, как Робофест, проводится такой чемпионат, как Всероссийская робототехническая олимпиада. И в 2016 году получилось так, что мы посетили оба этих мероприятия.

С первыми самыми командами мы выезжали, тренеры выезжали еще в формате наблюдателей, они просто смотрели со стороны, как проходит чемпионат, что вообще в них присутствует, с какими заданиями ребята сталкиваются, какой уровень сложности у заданий. И, собственно, примерно в это время я подключился к педагогическому составу учебного центра уже в роли преподавателя робототехники.

Сахалинский чемпионат по робототехнике (2018 год)
Сахалинский чемпионат по робототехнике (2018 год)

Я постепенно начал разбираться с тем, как это все работает, что наборы позволяют делать, где там программирование какое, где какое конструирование и какие есть особенности подготовки к различным чемпионатам. После этого мы решили участвовать уже не только в федеральных чемпионатах. Одно из обязательных условий — это было проведение своих региональных чемпионатов. Где-то в 2017 году я получил сертификацию эксперта по Робофесту и по Всероссийской робототехнической олимпиаде.

Потому что с точки зрения тренера, чтобы понимать, к чему готовить участников, нужно неплохо разбираться в критериях, вообще посмотреть, как другие участники участвуют, как в себя ведут другие эксперты, другие тренеры, как они все это готовят, как они оценивают. То есть залезть в чемпионат внутрь для того, чтобы посмотреть, как это все проходит.

Для того, чтобы получить по Робофесту сертификацию, мне пришлось ехать в Самару на окружной фестиваль, там выступать в должности помощника судьи для того, чтобы верховный судья чемпионата написал мне характеристику, чтобы я прошел сертификацию.

В случае с Всероссийской робототехнической олимпиадой все было чуть проще. Была серия вебинаров по конкурсным заданиям и методике оценки. И потом была очень большая контрольная работа, которую, наверное, часа три писал со всеми методиками оценки, возрастными ограничениями и всем остальным.

И в 2017 году я, получается, выступил в роли оценивающего судьи уже на двух федеральных этапах. То есть помимо того, что мы провели региональные чемпионаты на Сахалине, у меня получилось попасть в оценочную группу как на Робофесте, так и на Всероссийской робототехнической олимпиаде.

Собственно, вот там на ВРО в городе Иннополис и сложилась такая знаковая встреча с людьми, с экспертами, которые проводили свои маленькие локальные региональные чемпионаты. Мне стало интересно, почему они проводят, а мы нет. Спустя два года опыта погружения, мы озадачились вопросом, почему бы нам свое такое же не проводить, потому что это было бы интересным ходом.

III Сахалинский чемпионат по робототехнике (2019 год)
III Сахалинский чемпионат по робототехнике (2019 год)

Что касается робототехники, как науки, как направления здесь в учебном центре, мы попробовали работать с большим количеством направлений для того, чтобы повысить свою экспертность, прокачать здесь преподавателей, чтобы эксперты у нас, судьи оценивающие, начали появляться. Мы несколько лет проработали с ВРО, до тех пор, пока оператором ВРО был университет Иннополис. С РобоФестом мы тоже долгое время дружили. По JuniorSkills проводили два года, мы региональные чемпионаты.

Потом перешли вообще в WorldSkills, совсем другим уровнем робототехники, где у тебя не готовый конструктор Lego, а набор из металлических балок, проводов и всего остального, и из этого нужно что-то достойное собрать. И получилось так, что, развиваясь в направлении робототехники через участие в различных чемпионатах, мы каждый год что-то интересное и новое начинали притаскивать уже в свой локальный чемпионат - как методику оценки, так и методику составления конкурсных заданий, самого смысла и схемы решения конкурсного задания.

Все время, что мы участвовали во всех этих чемпионатных движениях, всегда было что-то интересное, новое, что можно было найти и применить к нам. И это, наверное, было самое интересное и важное, что позволяло нашему чемпионату искать пути в будущем и развитии. То, что касается робототехники, закончилось тем, что мы отказались в какой-то момент времени от проведения РобоФеста, потому что это направление начало потихоньку сокращаться на территории Российской Федерации.

Всероссийская робототехническая олимпиада покинула университет «Иннополис», ушла к другому оператору. И сам РобоФест тоже начал разбираться на кучу разных направлений. Мы уже не стали притаскивать сюда дополнительные еще какие-то чемпионатные движения.

III Сахалинский чемпионат по робототехнике (2019 год)
III Сахалинский чемпионат по робототехнике (2019 год)

Мы сосредоточились в определенный момент времени на WorldSkills, на проведении регионального этапа и подготовке команды к национальным чемпионатам. Мы сосредоточились на развитии своего направления, своего чемпионата, и параллельно мы еще работали с чемпионатом движения «Абилимпикс», также по направлению «Робототехника». WorldSkills мы закончили в 2021 году, потому что там было достаточно серьезное изменение по инфраструктурным листам.

Набор на тот момент стоил в пределах 600 тысяч на одного участника. Для того, чтобы упаковать команду, нужно хороших 3−4 набора, хотя бы деталей. Мы на финале WorldSkills в Уфе получили медальон за профессионализм и на этом мы историю, связанную с робототехникой в WorldSkills у себя, прикрыли.

При этом, продолжал работать с движением «Абилимпикс». По нему я по итогу закончил международным экспертом по компетенции «Робототехнике». Мы готовились к международному чемпионату. Был тренером национальной сборной по этой компетенции. И был, собственно, главным национальным экспертом до того момента, пока компетенцию «Робототехника» не убрали из основных категорий. Это произошло пару лет тому назад. Сейчас идет работа по тому, чтобы робототехнику в качестве основной компетенции вернуть в «Абилимпикс».

Если это произойдет, соответственно, дальше продолжим по ней работать. Но самый большой вклад, который все эти чемпионатные движения сделали в наш локальный чемпионат — это возможность всегда что-то интересное, новое увидеть - чем живут другие движения, чем живут другие чемпионаты для того, чтобы себе найти интересные, хорошие, увлекательные способы разнообразить свое собственное мероприятие.

IV Сахалинский чемпионат по робототехнике (2021 год)
IV Сахалинский чемпионат по робототехнике (2021 год)

Давай вернемся к тому, как проходил самый первый чемпионат. Чем он запомнился? Почему решили, что подобное мероприятие можно проводить с помощью использования средств Гранта? На что конкретно просили поддержку? Где это проходило локально? И расскажи свои эмоции и воспоминания о нем.

Первый чемпионат у нас состоялся в ноябре, страшно сказать, 2017 года. Собственно, после знакомства и разговора с людьми, проводившими свои локальные чемпионаты в Иннополисе на ВРО, возник вопрос, а можем ли мы свой чемпионат провести. Что нам мешает проводить свои чемпионаты? Как раз посмотрев все движения чемпионатные, мы поняли, что есть определенный разрыв между ожиданиями от чемпионата и возможностями наших ребят.

Наших ребят - не только ребят учебного центра, а сахалинских ребят в принципе. И основным таким порогом входа была сложность заданий. То есть, если ты, например, берешь Робофест, окей, у тебя задание национального уровня, и ты по этим же заданиям проводишь региональный чемпионат. Ребята сразу сталкиваются с заданием федеральной сложности. Потом уже лучшие из них соберутся на площадках Робофеста, и методом жеребьевки еще получат усложнение задания.

Если мы говорим про Всероссийскую робототехническую олимпиаду, она вообще была частью Всемирной робототехнической олимпиады. То есть, те задания, которые сюда спускались на сахалинских школьников, они уже были даже не федерального уровня, они были мирового уровня. И, соответственно, сложность этих заданий приводила к тому, что да, мы можем организовать подготовку, мы можем начать заниматься с ребятами, которые уже идут на национальный уровень, но на уровне региона собрать команды, которые могли бы выполнить это конкурсное задание, было сложно.

IV Сахалинский чемпионат по робототехнике (2021 год)
IV Сахалинский чемпионат по робототехнике (2021 год)

Одно дело — готовить конкретную команду, которая уже победила в регионе, докручивать их до состояния участия в нацфинале, а совсем другое дело — это попробовать собрать здесь на Сахалине участников в 2017 году. Собственно, это привело к тому, что мы решили, что если мы проводим свой чемпионат, то он должен быть более мягким, более простым, потому что мы тогда организуем более простой вход в робототехнику, показываем ребятам, даем им чемпионатный опыт, и уже это становится трамплином для участия в региональных чемпионатах более сложных движений и потенциальной подготовки уже к национальным чемпионатам. То есть это отборочный этап для участия в региональных этапах, который по нашей первичной гипотезе позволит нам вовлечь большее количество участников вообще в робототехнику и в научно-техническое творчество в принципе.

С таким посылом мы начали собирать первый чемпионат в 2017 году. Сначала началось все с того, что мы начали определять концепцию - возраст детей, градация сложности конкурсного задания. Здесь мы не стали придумывать ничего нового. Взяли градацию, которая есть у чемпионатных движений по робототехнике – 1-4 класс, 5-8 класс, 9-11 класс. Начали собирать само конкурсное задание тоже по сложности.

Единственное, что мы для себя сразу определили, то это то, что на чемпионате участвуют автономные роботы, никакого управления. То есть участники должны как собрать робота, так и запрограммировать его. Здесь же мы решили, что это командный чемпионат, потому что по нашему опыту очень часто в командах ребята делятся, один программирует, второй собирает. Во-первых, это достаточно адекватное разделение обязанностей. Во-вторых, позволит опять-таки вовлечь большее количество участников.

То есть два ребёнка, оба из которых хорошо программируют, не всегда соберут хорошую модель. Два участника, которые хорошо собирают, дальше споткнутся на программировании. Когда один участник собирает, второй программирует, это такой достаточный баланс, который позволяет команде успешно выступить. Возраст есть, направление есть, конкурсное задание плюс-минус есть. Общая концепция появилась. Тогда же мы привязали, в принципе, всё конкурсное задание к единой тематике.

V Сахалинский чемпионат по робототехнике (2021 год)
V Сахалинский чемпионат по робототехнике (2021 год)

Это тематика устойчивого развития Сахалинской области. И в первом же чемпионате у нас было три направления. Это сахалинский туризм, это то, что развивается, внутренний туризм и въездной туризм на территорию Сахалинской области. Это сельское хозяйство на тот момент, в 2017 году, проходила серьёзная политика по развитию сельского хозяйства. Ну, и нефтегазовые промышленности. Чем богат Сахалин? Это нефтегазовые ресурсы и достаточно большое количество компаний-операторов, которые занимаются здесь добычей.

Вот таким образом мы определили общую концепцию. Встал следующий вопрос - мы хотим провести свой чемпионат, но на него же нужны деньги. И тут звезды сошлись. Мы решили, что мы хотим провести Сахалинский чемпионат по робототехнике. Мы назвали его тогда чемпионат по робототехнике на кубок губернатора Сахалинской области. И ровно в эти же даты правительство Сахалинской области объявило грантовый конкурс. Мы, соответственно, решили, ну куда лучше подать чемпионат по робототехнике на как не на грантовый конкурс Правительства Сахалинской области.

Собственно, звезды сошлись, заявка получила высокие оценки, и за счет этого фактически мы обеспечили проведение чемпионата. А поскольку это, опять-таки, разговор про итоговое мероприятие, то, соответственно, и смета проекта, как, в принципе, смета большинства подобных проектов, состояла из упаковки мероприятия, из возможности его красиво провести и сделать его запоминающимся для участников.

Мы решили сразу с первого же чемпионата, и мы этой концепцией придерживаемся уже девятый раз — это проведение обучения наставников. Если в 2017 году актуальным было проведение занятий по олимпиадной робототехнике, поскольку преподаватели и педагоги, работающие в образовательных организациях, не всегда были готовы к работе с олимпиадной, не то, что с олимпиадной робототехникой, а с робототехникой в принципе даже на базе ЛЕГО.

V Сахалинский чемпионат по робототехнике (2021 год)
V Сахалинский чемпионат по робототехнике (2021 год)

Мы еще в первом году приняли решение, что мы будем проводить курсы повышения квалификации на базе учебного центра, потому что у нас есть лицензия, у нас есть люди, которые понимают в робототехнике, в чемпионатных движениях. Ну и, собственно, с первого года мы повышали квалификацию преподавателей.

Вообще в будущем повышение квалификации педагогов сыграло хорошую роль. В том плане, что мы своими руками растили конкурентов своим детям, за счет чего нашим детям, детям, которые занимались в учебном центре, приходится не застаиваться на определенном уровне, а продолжать бесконечно развиваться для того, чтобы продолжать показывать хорошие результаты. Собственно, в ноябре 2017 года, при финансовой поддержке правительства Сахалинской области, у нас состоялся первый чемпионат.

Все такие инновационные направления, которые развиваются, например, в нашей Сахалинской области, Приморском крае, всегда вначале достаточно сильно отстают от федеральных уровней и стандартов. И получается, что данный чемпионат не только как площадкой, как мероприятие очередное для школьников в течение года, это еще такой инструмент, который поможет повысить системно общую подготовку школьников в Сахалинской области к таким чемпионатам и мероприятиям. Чтобы не получалось такое, что ребенок пришел, посмотрел на все это дело, очень у вас здесь здорово, ребята, никогда больше я вашу робототехнику не приду.

Я думаю, что, когда мы проводили региональные этапы федеральных очень часто такой эффект и был. То есть, когда ребенок занимается в школе робототехникой, его выпинывают на чемпионат, он встречается с совсем другим уровнем сложности. И вот, собственно, после этого наверняка он думает, что никогда больше я вот этим заниматься не буду. Поэтому чемпионат наш был направлен на то, чтобы смягчить этот порог входа.

И вообще цель была заставить детей все-таки и чуть больше разбираться в физике, в математике, в конструировании, потому что собрать полноценного робота, который может выполнить задачу, именно физического робота — это всё-таки прикладное использование тех знаний, которые детям дают в школе.

Реально можно применить те формулы, которые ты там в школе учишь, учишь, не понимаешь, зачем это. А тут оп, и они работают.

VI Сахалинский чемпионат по робототехнике (2022 год)
VI Сахалинский чемпионат по робототехнике (2022 год)

Ты верно сказал, что на любое такое мероприятие требуются деньги, требуется финансовое обеспечение. Давай поговорим про это. Мы уже знаем, что этот чемпионат с самого момента своего основания системно поддерживается грантовыми операторами. Как это произошло в первый раз? На что конкретно запрашивались деньги? И как получилось так, что 8 раз этот проект был поддержан различными грантовыми операторами?

Проект был поддержан несколько раз на самом деле. То есть мы проводим 9-й чемпионат. 8 раз он получил поддержку у нескольких различных грантооператоров. Три раза это была поддержка правительства Сахалинской области, 2 раза это была поддержка Агентства по делам молодежи Сахалинской области, 2 раза, включая вот этот, это поддержка фонда президентских грантов, и один раз проект получил поддержку в рамках форума Острова от Росмолодежи.

8 из 9 раз проведение самого итогового мероприятия у нас проходило с использованием грантовых средств. Конечно, здесь может возникнуть ряд вопросов, все-таки социальное проектирование говорит нам о том, что проект — это ограниченное время, набор мероприятий, который направлен на смягчение либо решение социальной проблемы и текущая деятельность организации редко когда заходит в качестве проекта на различные грантовые конкурсы.

А здесь вроде как мы видим, что концепция проекта поддержана 8 раз. И фактически, как бы здесь ни было, это можно рассмотреть, как включение в проектную деятельность основной деятельности организации.

Это не основная деятельность организации, это все-таки реально ограниченное в рамках времени мероприятие. Это обучение педагогов, это брифинги, это проведение чемпионата. Сейчас мы добавляем к этому выкладку авторских заданий.

VI Сахалинский чемпионат по робототехнике (2022 год)
VI Сахалинский чемпионат по робототехнике (2022 год)

Смета проектов практически всегда одинаковая. Это упаковка мероприятия, да, реквизита, раздаточные продукции, мерча различного. Почему концепция такая получает поддержку? Целевая аудитория - школьники с пяти до восемнадцати лет, и они растут. Они переходят между треками, они меняют направление, а в рамках чемпионата проходит некий формат профориентации, и, по сути, мы постоянно решаем, смягчаем проблему выбора будущей профессии.

Вот уже девятый раз проводим, девять лет этой концепции уже существует, соответственно, за это время выросло почти новое поколение тех школьников, которые принимают участие в чемпионате и могут, соответственно, попробовать себя в его мероприятиях.

Вообще, особенностью поддержки была не только сама концепция. Все-таки за 9 лет мы сам чемпионат меняем - мы добавляем в него какие-то новые направления, которые позволяют более эффективно и результативно работать целевые аудитории. Например, первый чемпионат у нас был достаточно простой. Это ребята с 1 по 11 класс, это три направления, посвященные устойчивому развитию Сахалинской области, и все. Ну и плюс обучение педагогов.

Второй чемпионат мы решили, что мы будем его проводить, потому что один раз мы уже его заявили. Мы не совсем любим историю, когда что-то проведено разово, и после этого мы такие «всё, спасибо, все свободны, всем было очень интересно, но больше никогда». Это немножко не про нас, поэтому, собственно, в 2018 году мы приняли решение, что мы в любом случае будем проводить этот чемпионат.

VI Сахалинский чемпионат по робототехнике (2022 год)
VI Сахалинский чемпионат по робототехнике (2022 год)

И тут просто удачно сложилось, что был объявлен конкурс Агентства по делам молодежи в Сахалинской области дополнительный, и мы получили небольшую поддержку в рамках этого конкурса на проведение второго чемпионата. И во втором чемпионате так получилось, что перед чемпионатом у нас был ряд командировок на территории Сахалинской области.

Получилось проехаться и в принципе в каждом муниципалитете рассказать о том, что ребята приезжайте к нам на чемпионат. И одно из знаковых событий, одна из знаковых встреч произошла в Охе, в самом северном городе Сахалинской области, где мы познакомились с местной предпринимательницей, у которой по франшизе был открыт свой клуб по робототехнике для дошкольников. Для этого человека, для ее ребят мы открыли отдельное направление, это были дошкольники. И уже на второй чемпионат к нам приехала делегация из Охи на поезде и на автобусе.

Собственно, такая самая дальняя на тот момент делегация, которая у нас существовала. Тогда приняли решение, что если на территории области есть какой-то пул ребят, занимающихся определенным видом робототехники, определенным решением задач на другом конструкторе, в другом формате, то мы готовы включить это в чемпионат, чтобы это было интереснее для, в первую очередь, самих участников. Дальше с ходом эволюции чемпионата мы добавили еще дополнительный трек для первых-вторых классов на LEGO WeDo.

Почему? Потому что у компании «Сахалинская энергия» в рамках работы с родителями и детьми был свой клуб по робототехнике, где ребята занимались только на LEGO WeDo. То есть это возможность нам привлечь дополнительных ребят. Мы открыли им новое направление. Спустя какое-то время также мы завели направление «Интерактивные проекты». То есть ребята, которые работают больше с научно-исследовательской либо с научно-практической деятельностью, используют робототехнику как инструмент для презентации проекта.

VI Сахалинский чемпионат по робототехнике (2022 год)
VI Сахалинский чемпионат по робототехнике (2022 год)

Мы для них тоже открыли свой трек, и этот трек точно так же уже на протяжении лет 6−7 живет, и он собирает участников, которые показывают свои интерактивные проекты. Это уже умение не просто собирать, конструировать, умение еще и представлять тот проект, который ребята собрали. Особенность концепции в том, что она все-таки меняется, она иногда дорабатывается, мы меняем конкурсные задания, меняем их преамбулы, но всегда работаем четко в рамках изначально запланированной концепции устойчивого развития Сахалинской области.

Собственно, в рамках развития этой концепции в определенный момент наш чемпионат перестал быть сахалинским чемпионатом по робототехнике, он стал научно-техническим чемпионатом, потому что помимо робототехники мы начали добавлять дополнительные треки. И одним из таких первых треков — это был графический дизайн, который мы разделили на 2D и 3D-дизайн. И в первый же год существования этого направления мы опять-таки привязали его к тематике устойчивого развития. Ребята-графисты, работающие в 2D, рисовали логотипы памятных туристических мест Сахалинской области, а ребята, работающие в 3D, рисовали Геральдику посредственно уже муниципалитетов в 3D-формате. То есть у нас был такой дизайнерский конкурс. То есть мы добавили вот таких вот новых направлений. Еще год спустя мы добавили уже работу с работодателями, с потенциальными. То есть мы начали уже кейсы, с которыми ребята работают, придумывать не сами, а брать какие-то наметки от работодателей. Но это была еще не такая какая-то системная деятельность.

Мы брали, грубо говоря, потенциального работодателя, потенциального заказчика, брали и разрабатывали один комплект документов. То есть все участники дружно рисовали логотип одной организации. Сейчас мы хотим сделать участникам возможность выбора, для какой организации им больше откликается, какое направление им больше откликается, чтобы сделать некую вариативность уже в результатах, что конкретно участник-ребенок готов и хочет нам показать. У каждого чемпионата есть своя изюминка, есть своя особенность, которая отличает его от предыдущих мероприятий.

Наверное, это одна из причин, почему все-таки 8 раз он получил поддержку еще и у разных грантооператоров.

I Дальневосточный научно-технический чемпионат (2023)
I Дальневосточный научно-технический чемпионат (2023)

Мы с тобой разговаривали про то, что чемпионат предстоит девятый, поддержек было восемь. Как так вышло?

Ну, здесь на самом деле все очень просто. В прошлом году мы не подавали это направление ни на один грантовый конкурс, но все равно его реализовали. Поэтому, если говорить про статистику побед, то чемпионат подавался на грант восемь раз, и восемь раз заявки были поддержаны. Просто один раз мы сомневались, будем ли мы проводить этот чемпионат в принципе, и поэтому не подавали ни на один грантовый конкурс. Но чемпионат мы все же провели тогда. Вопреки, да. За собственный счет.

Что в очередной раз подтверждает то, что это не копипаст заявки в заявку. Это каждый раз новый, обновленный, проработанный проект с новыми какими-то особенностями, с новыми вызовами, которые встречаются.

I Дальневосточный научно-технический чемпионат (2023)
I Дальневосточный научно-технический чемпионат (2023)

Итак, с ценностной и смысловой нагрузкой проекта, в принципе, все понятно. Теперь давай поговорим про нашу организационную, про нашу операционку. Как такой чемпионат организовать? Какие новые вызовы перед командой проекта стоят? Что и как планируешь делать?

Этот проект, наверное, в этом году этот чемпионат можно назвать вызовом. В прошлом году мы его не подавали на какой-то грантовый конкурс. У него там были свои причины, почему мы все-таки так не делали. Возможность выгорания от того, что ты каждый год проводишь одно и то же мероприятие. И порой тебе уже какой-то шепот в голове говорит, может, не надо, давай без этого. То есть это всегда какие-то первые либо вторые выходные декабря, и в принципе вся команда, и в том числе сотрудники учебного центра «Активное Образование», дружно ругаются и вспоминают, что подходит декабрь, в котором у нас еще и чемпионат.

Одна как бы из особенностей, в том году мы не подавали его на грант, потому что у нас не то, что был риск выгорания команды, но все-таки уже был резонный вопрос, надо ли нам все-таки это, или может мы поживем спокойно какое-то время. И собрались, провели этот чемпионат, и в принципе, наверное, прошел какой-то переломный момент, и мы решили, что мы все равно будем его делать. Ну, как бы то ни было.

Чемпионат — большое массовое мероприятие, это реклама, это то, чем хороши грантовые проекты, это поддержка в СМИ, это возможность заявить про организацию, возможность сказать вообще, чем организация занимается. А если уж сложилось так, что при честном беспристрастном судействе с привлечением зависимых экспертов еще и участники организации занимают призовые места, это говорит еще и об уровне подготовки. У нас было очень много кейсов, когда ребята, которые занимались в муниципальных кружках при школах, в каких-то клубах по робототехнике, они потом переходили готовиться к нам.

Это само собой увеличение контингента учебного центра и увеличение количества ребят, которые вовлечены в различные науки, учатся здесь, занимают здесь площадь, делают различную активность тут. Собственно, прошел вот этот переломный момент.

I Дальневосточный научно-технический чемпионат (2023)
I Дальневосточный научно-технический чемпионат (2023)

Этот чемпионат еще, наверное, нельзя считать перезагрузкой и перезапуском. Я думаю, что это произойдет через год, когда мы достигнем юбилейного чемпионата. Особенным этот чемпионат является, потому что мы осознали, что никуда мы от него не денемся. Мы его проводили, мы его и дальше будем проводить. Ну и, соответственно, раз уж мы решили, что никуда мы от него не денемся. В этом году мы себе поставили достаточно серьезные KPI в рамках чемпионата, серьезные количественные показатели. Одна из особенностей чемпионата — это участие 600 участников.

Это обеспечение инфраструктуры, которая готова принять 600 участников. Да, окей, 150 дистанционных, но 450 точных. Да, окей, Сахалинская область, но мы хотим выйти за пределы области и начать привлекать уже очень серьезных участников из других федеральных округов.

Оценка. Качество оценки должно быть. Как только мы привлекаем не только Сахалинскую область, качество оценки тоже должно быть показано очень прозрачным, хорошим и качественным. Да, есть дистант, но потом будут вопросы при оценке, потому что кто-то у себя дома рисует, показывает, кто-то здесь.

Это обеспечение прозрачности за счет, например, тех же трансляций. Здесь все-таки при таком масштабном росте количества участников, потому что в прошлом году, когда мы поддержку не запрашивали, где у нас было 250 участников, сейчас мы хотим 600 участников. Это достаточно большой вызов для команды. Потому что для того, чтобы были участники, мы не говорим про то, что обеспечить явку, что обязать кого-то участвовать. Наш чемпионат всегда проходил в добровольной, абсолютно, на добровольной основе. Если есть команды, если есть участники, которые готовы принять участие — welcome.

У нас есть градация — это команды от образовательных учреждений, есть то, что называются дворовые команды, индивидуальные участники, то есть те, кто нигде никогда не занимался, ни в каких кружках, ни в школе, но хочет попробовать себя в этом направлении, в этой профессии.

Первый, наверное, такой вызов, который стоит перед командой — это обеспечение сначала стартовой информационной открытости. То есть нужно рассказать всем, что есть возможность принять участие в чемпионате, из чего он состоит, какие треки там будут. Это достаточно серьезная работа как с СМИ в общем плане, так и с потенциальными участниками, с школами, с детскими садами, если мы говорим там про Южно-Сахалинск, соответственно, с департаментами образования, если мы говорим про Сахалинскую область, с министерствами образования других субъектов, если мы говорим про Дальневосточный федеральный округ.

-19

Первый вызов — это серьезное информационное сопровождение, информационная политика. Мы должны донести информацию о том, что такой проект, тем более при поддержке фонда президентских грантов, в этом году проводится.

Дальше, конечно, будет вызов касательно проведения брифингов, но здесь ничего сверхъестественного нет. После ковида у нас замечательно развиты все дистанционные платформы. Здесь не будет никакой сложности в том, чтобы рассказать, продемонстрировать, показать, что мы хотим от участников увидеть в рамках реализации проекта, в рамках участия в чемпионате. Но то, что касается работы с работодателями, у нас уже тоже есть опыт, в 2023 году мы реализовывали большой масштабный проект по обучению старшеклассников различным профессиям, тоже при поддержке Движения Первых, тогда это был вообще первый Сахалинский грант, который там выиграл, и мы в рамках реализации этого проекта проводили первый наш хакатон по трем направлениям.

Это был графический дизайн, веб-разработка и программная инженерия. И, в принципе, уже тогда для того, чтобы примерно понять, в какую сторону копать, какие делать проекты, мы тогда уже поработали с потенциальными работодателями. Было приятно видеть, как предприниматели в ночь приходят к участникам, приводят им вкусняшки и смотрят, что у них получается. То есть у нас такой же опыт в этом плане и есть. Здесь, в принципе, ничего нового, особо нового не будет.

Что касается выкладки авторских решений, такое мероприятие у нас тоже уже проходило пару лет назад, когда проект был поддержан также на грантовом конкурсе правительства Сахалинской области.

Само проведение чемпионата тоже будет вызовом, потому что разместить надо 450 участников, сделать удобные, делать качественные технологические площадки, на которых участники смогут принять участие и им будет удобно, и они смогут сосредоточиться именно на выполнении конкурсного задания, а не тому, что кому-то стула не хватило, стол качается и так далее.

Это тоже будет достаточно такой большой вызов, потому что у нас хоть есть здание, там 1400 квадратных метров, Но мы пока не совсем, наверное, понимаем, как выстроить идеальную логистику с регионами, с Южно-Сахалинском, чтобы всем было максимально комфортно. Это тоже будет вызов. Мы знаем, что это возможно, но саму механику расположения площадок и максимального комфорта, будет один из тех вопросов, которые перед командой, перед нашей стоит.

-20

Как мы с тобой уже сегодня проговорили, данный проект действительно субъективно, со стороны, может противоречить концепциям социального проектирования. Но при этом разные эксперты разных фондов восемь раз поддержали каждую новую вариацию данного проекта, этого чемпионата. Расскажи свое мнение, почему проект находит поддержку у разных грантооператоров, почему это все еще актуально и почему-либо противоречит, либо не противоречит заповедям нашего социального проектирования.

Я каждый раз, когда веду семинары, либо где-то рассказываю про концепцию социального проектирования, говорю о том, что проект направлен на решение либо смягчение проблемы. И каждый раз, когда я где-то слышу, что, в принципе, на проект не дают второй раз деньги, есть такое мнение от некоторых тренеров, экспертов, я каждый раз привожу в пример вот эту вот сложившуюся ситуацию с чемпионатом по робототехнике. Последний раз это было в рамках форума «Пик возможностей», который «Росмолодёжь» проводила в Нижнем Новгороде.

Позвали в качестве спикера, чтобы рассказать, как шесть раз проект получил поддержку, и ровно перед выступлением у нас пришли результаты грантового конкурса Правительства Сахалинской области, и мы на месте сменили тему, не как получить 6 раз поддержку, а как получить 7 раз поддержку на один и тот же проект. Это в теории противоречит концепции социального проектирования. Когда мы, например, даже смотрим сейчас результаты оценки фонда президентских грантов, при проходном бале 68 на сумму от 1 миллиона до 5 миллионов, проект набрал, если не ошибаюсь, 73 балла.

Он достаточно хорошо перешагнул минимальный порог. У него был достаточно большой запас. Это говорит об актуальности проекта, это говорит о его востребованности, подтверждения, что целевой аудитории реально подобные проекты нужны. Не только со стороны нас, но и со стороны экспертов, которые проводили оценку. И это, наверное, очень важно. Да, с одной стороны, это упаковка, это кажется, как будто это упаковка основной деятельности организации.

Хотя каждый чемпионат — это реально проект, потому что он ограничен во времени. С тех пор, как мы начинаем подготовку конкурсного задания, до того момента, когда мы выкладываем авторские решения. Это не текучка, это не основная деятельность организации, это четкий набор, четкая последовательность мероприятий, которая идет от концепции «надо провести чемпионат» до выкладки результатов и выкладки итоговых решений.

Здесь, наверное, мое субъективное мнение, что все-таки, наверное, это не противоречит концепции социального проектирования.

-21

Мы используем уже показавшую эффективность механику, это проведение чемпионата на территории области как формат профориентации и вовлечения в чемпионатную деятельность для, казалось бы, одной целевой группы, но у целевой группы здесь общего только характеристики. Это возрастная категория от 5 до 18 лет, а дальше фактически дети растут, и мы на этом чемпионате обеспечиваем смену самого состава целевой группы.

Мы же не проводим чемпионаты ежегодно для одной и той же целевой группы, для одной и той же группы благополучателей. У нас целевая группа описана одинаково, но сам состав благополучателей, он каждый год разный, и это, наверное, одна из тех фишек чемпионата, благодаря чему это мероприятие все-таки уже не первый, не второй, даже не третий раз получает финансовую поддержку, тем более еще и у различных фондов.

Каждый раз, заполняя заявку на каждый из этих фондов, мы же прописываем историю, что смотрите, ребята, этот чемпионат уже не первый. Это открытая информация, и мы в любой заявке этой информацией делимся. С одной стороны, чтобы показать свой опыт, с другой стороны, чтобы потом не вводить в заблуждение ни экспертов, ни, соответственно, грантооператора, перед которым мы будем отчитываться, что да, это системное мероприятие, которое реально ежегодно у нас проходит.

-22

Если данный проект постоянно проводится, чемпионаты, я встречаю формулировку, уже ставшие традиционным, чем он отличается от текущей деятельности организации?

С дополнение ко всему вышесказанному можно добавить, что это мероприятие охватывает очень разную целевую группу, и мы не используем это мероприятие дальше в концепции, например, социального предпринимательства.

То есть мы на этом мероприятии не зарабатываем. Мы готовы проводить большое массовое мероприятие реально для благополучателей. Каждый из ребят, кто принял участие в чемпионате, чему-то научился. Либо пока готовился, либо пока посмотрел, как делают другие, либо познакомился с какими-то новыми формами. Чемпионат проходит бесплатно, никаких организационных вносов у нас от участников нет. Даже в прошлом году, когда мы проводили чемпионат с использованием собственных средств, мы в любом случае тратили на это свои деньги, деньги организации, а ни в коем случае не организовывали дополнительные сборы.

А если бы мы работали в концепции социального предпринимательства, то данный чемпионат предполагал бы наличие финансирования не только целевого, но и непосредственно от благополучателей. Что называется, входной билет, чтобы принять участие, а потом еще и не выиграть. Что, наверное, тоже не совсем правильно.

-23

В завершение давай подведем итоги. Что с тобой, что с организацией, оператором сделал этот чемпионат и ежегодное его проведение? Вот уже девятый раз предстоит его провести. Каким изменениям, возможно, привел проект у благополучателей и у всех связанных лиц с чемпионатом?

Итогов было много, потому что, если бы каких-то результатов конкретных ощутимых, осязаемых у проекта бы не было, мы бы, наверное, первые выгорели. Наверное, может быть, грантооператоры и продолжили бы давать на это мероприятие деньги, но нам просто они были не нужны, потому что в определенный момент времени был бы реальный риск выгорания. Деятельность ради деятельности, мероприятие ради мероприятия — это такая себе история, хочется видеть какой-то живой результат.

Ты знаешь, в качестве результата можно привести то, что ребята, которые побеждали в чемпионате, потом смело входили в WorldSkills. Им было проще, они уже были чемпионатно готовы. Ребята, которые выигрывают на уровне региона в нашем чемпионате по графическому дизайну, им чуть проще потом участвовать в движении «Профессионалы», потому что у них появляется, ну, как минимум, умение работать с техническим заданием, с конкурсным заданием, умение его читать.

Для большинства ребят это поездка в Южно-Сахалинский, если это муниципалитеты. Это возможность попробовать свои силы. Для педагогов это возможность посмотреть какие-то другие методики. Тем более, что мы проводим регулярно обучение педагогов перед стартом чемпионата. Я думаю, что все вот это, вот в куче складываясь, и дает порой отложенный социальный эффект, порой очень отложенный социальный эффект, а иногда достаточно быстрый результат, когда буквально через год, через полгода ты видишь, что эти же участники на других мероприятиях, на других проектных конкурсах уже ведут себя по-другому. Они уже заранее готовят ответы на сложные вопросы, которые у них могут возникнуть.

Это профориентация, это возможность выбрать, попробовать будущую профессию. Отклик от благополучателей мы видим, и это, наверное, то, что нас подпитывает всегда. Для организации проведение системного мероприятия — это тоже большой плюс, потому что это опять-таки работа со СМИ – отложенный эффект для организации — это реклама. Это возможность показать, что все-таки наши ребята показывают хороший результат. Мы напомним, что экспертами и судьями на площадках выступаем не мы, а выступают другие приезжие тренеры, и это их словами наши участники занимают топовые места в своих направлениях.

-24

Такой вот формат рекламы качества, не только помещение, не только мероприятие, формат качества подготовки. Для меня лично при работе с грантами, при работе с проектами, при подготовке заявок и социальных проектов такая вот системная деятельность показала, что да, когда есть команда, которая готова это мероприятие проводить, проводит его качественно и получает за него хорошие отзывы, то да, есть смысл проект снова реализовывать.

Как бы ни ругалась команда, когда очередной раз приходит новость, что мы выиграли еще один чемпионат, который в этом году будем проводить. Как бы ни ругалась команда, все равно это большой плюс. Это усиление команды, это командообразование, это проведение ряда подготовительных мероприятий, команда разбирается в чемпионате, команда знает, зачем и почему мы это проводим, это тоже большой плюс.

И как бы то ни было, здесь, наверное, у нас три категории получаются получателей отложенного социального эффекта. Это сами школьники, которые через нас проходят, через профориентацию. Это педагоги, которые, повышая свою квалификацию, повышают качество подготовки участников и готовят участников к более сложным каким-то вещам. И это коллектив учебного центра, который ежегодно проводя мероприятия продолжает укрепляться и продолжает получать отложенные результаты этого проекта через ту же рекламу, через то же привлечение новых ребят, которые циклично спустя год обеспечивают еще и хорошие выступления на различных национальных чемпионатах того же WorldSkills, тех же «Профессионалов».

То есть по факту, для нас как для организации, такой проект значит больше, чем та часть, которую мы закладываем в грантовую заявку.

Разгоняя локальную конкуренцию, мы повышаем конкурентоспособность области в целом, разгоняя локальную конкуренцию, мы повышаем качество подготовки наших ребят, потому что мы своими же руками растем и конкурентов, обучая педагогов. И в целом это приводит к росту качества подготовки, к отбору реально замотивированных, способных ребят, которые потом еще и повышают качество выступления Сахалинской области на различных федеральных, национальных чемпионатах.

-25