Дорогие читатели и подписчики канала «Назад в СССР»! 👋 Приветствуем вас в нашем уютном уголке ностальгии. Сегодня мы предлагаем вам отправиться в увлекательное путешествие, ключом к которому станет не машина времени, а наше общее культурное достояние — бессмертное советское кино. 🎬
Кинематограф Советского Союза был невероятно многогранным явлением — от пронзительных, философских и сложных картин Андрея Тарковского, заставлявших задуматься о вечном, до искрометных, остроумных и таких родных комедий Леонида Гайдая, которые мы цитируем уже который десяток лет. От трогательных, лиричных и глубоко человечных мелодрам Эльдара Рязанова до суровых, правдивых военных драм, снятых с потрясающей достоверностью. Многие из этих лент были отмечены высшими наградами престижных международных кинофестивалей, получив признание не только на родине, но и во всем мире. 🌍🏆
Пересматривая старые фильмы мы вновь и вновь, мы возвращаемся в свой детский дом, слышим голоса родителей из кухни и чувствуем вкус пирожков, которые пекла бабушка. ❤️🍂
Чтобы освежить эти чудесные воспоминания и проверить силу вашей эрудиции, мы подготовили тест. Вас ждут 20 разнообразных вопросов, которые позволят не только блеснуть знаниями, но и по-новому взглянуть на любимые с детства шедевры.
«Пока сцена зовёт — я живу». Судьба Владимира Самойлова
Владимир Яковлевич Самойлов был человеком сцены — истинным театральным актёром, живущим ради зрителя и ради искусства. Хотя и в кинематографе он оставил яркий след, сыграв в более чем ста картинах, его душа по-настоящему раскрывалась на подмостках. Более двух с половиной сотен театральных ролей — такое под силу лишь тому, кто любит своё дело беззаветно.
В жизни Самойлова было место не только сцене, но и тихому, личному счастью. Рядом с ним всегда была Надежда Фёдоровна — жена, соратник, родственная душа. Их сын, Александр, пошёл по пути отца и стал заслуженным артистом России.
Когда война прокатилась через родную Одессу, двадцатилетний Владимир был призван в армию. Он не любил рассказывать о тех годах, не хранил орденов на видном месте, не искал жалости. О войне говорил кратко: «Как все». Даже сыну, если тот пытался расспросить подробнее, советовал читать книги — они, мол, расскажут точнее.
На фронте он получил тяжёлое ранение, чудом избежал ампутации ноги и вернулся домой раньше Победы. В родной Одессе судьба свела его с Надеждой Ляшенко — девушкой, за которой ухаживал не один десяток кавалеров. Но именно Владимир сумел завоевать её внимание. Правда, не сразу и не просто: Надежда поставила условие — если он хочет быть с ней, пусть запишется в театральное училище. И к стоматологу пусть сходит, наконец. Он согласился на всё. Зубы вставил, экзамены сдал, и даже сразу был принят на второй курс.
После шумной одесской свадьбы молодожёны начали выходить на одну сцену. В Одесском театре Надежда блистала в главных ролях, а Владимир тогда довольствовался эпизодами. Получив дипломы, супруги приняли приглашение Кемеровского театра и отправились в Сибирь. Интересно, что в театре в первую очередь ждали именно Надежду.
Именно в Кемерове в их семье появился сын — Александр. Он унаследует от родителей любовь к театру и станет актёром, много снимаясь в кино и на телевидении.
Несмотря на то что дорогу в искусство Владимиру Самойлову указала жена, он полюбил сцену так, будто всегда знал, что принадлежит ей. Он выкладывался полностью — играл всё, от комедии до трагедии, не деля роли на «большие» и «второстепенные».
В 1958 году Самойловы переехали в Горький, где начался новый виток карьеры Владимира Яковлевича. В Горьковском театре он работал с полной отдачей и параллельно начал сниматься в кино. За несколько лет — четырнадцать фильмов, в том числе народная комедия «Свадьба в Малиновке».
Настоящий прорыв произошёл после гастролей спектакля «Ричард III» в Москве. Самойлов играл главную роль, и столичные театры стали наперебой звать его к себе. Актёр выбрал Театр имени Маяковского — во-первых, туда вместе с ним принимали и Надежду, а во-вторых, семье предлагали квартиру в самом центре — на Смоленской.
Но если Владимир Яковлевич быстро стал ведущим артистом театра, то его супруге доставались лишь второстепенные роли. Он остро чувствовал эту несправедливость, но не умел просить ни за себя, ни за неё. Когда Надежда Фёдоровна, пережив тяжёлую операцию, мечтала вернуться на сцену, оказалось, что её уже тихо вывели из состава труппы и отправили на пенсию.
Владимир Яковлевич попытался заступиться за жену перед тогдашним худруком Андреем Гончаровым — но вместо поддержки получил холодный отказ. В ответ актёр подал заявление об уходе, отказавшись работать в театре, где обидели Надежду.
В это тяжёлое время от отчаяния его спасало кино. Но съёмочная площадка не могла заменить родную сцену. Без театра он начал чахнуть на глазах. Семья, видя, как ему тяжело, предложила отправиться в Одессу — на малую родину, где остались детские воспоминания и море.
Этот визит едва не стал роковым. В Одессе его узнавали, приветствовали, звали в гости. Но актёру казалось, что всё — позади. Что он больше никому не нужен. Однажды вечером он пришёл в ту самую бухту, где купался ребёнком, и пошёл по воде — всё дальше и дальше, пока не понял, что идёт в смерть.
Остановила его мысль о семье. Жена. Сын. Их горе, если он не вернётся. Это и стало спасением. Он вернулся на берег, а вскоре — и в Москву. Там он честно признался: мог не вернуться вовсе.
От депрессии его спасло приглашение от Сергея Яшина в Московский драматический театр имени Гоголя. Яшин буквально вытащил Самойлова с обрыва — ввёл его сразу в несколько постановок, дал творческое дыхание. Актёр играл с полной самоотдачей, гастролировал, в том числе и за границей. Спектакль по пьесе О’Нила «Долгий день уходит в ночь» стал настоящим возвращением к жизни.
Конец 1990-х оказался для семьи тяжёлым. Супруга всё больше терялась в собственных воспоминаниях, словно медленно уплывала в другой мир. Владимир Яковлевич терпеливо заботился о ней — как о ребёнке. Жаловаться не умел — просто был рядом.
В сентябре 1999 года актёра настиг инсульт. Он не смог оправиться. Надежда, похоже, до конца не осознала, что его больше нет. Через два месяца она ушла за ним.
Они покоятся рядом — на Ваганьковском кладбище. Так, как и жили: вместе.
Новые тесты на канале «Назад в СССР»:
Правила теста:
Вам предстоит ответить на 20 разнообразных вопросов о советском кино, которые охватят ключевые фильмы, знаменитых режиссеров, выдающихся актеров и крылатые фразы, ставшие частью народной культуры. Внимательно читайте каждый вопрос и выбирайте единственный правильный вариант ответа из нескольких предложенных. Постарайтесь вспомнить не только сюжеты картин, но и интересные факты из закулисья. Тест не ограничен по времени, поэтому вы можете не спеша погрузиться в воспоминания и насладиться ностальгической атмосферой. После завершения вас ждет оценка ваших знаний, которая определит уровень вашей эрудиции в советском кинематографе. Ну что, начнем? 🎬
Тест на эрудицию по советским фильмам! Экзамен из 20 вопросов
На этом всё! Спасибо, что были с нами. 🌟 Ваши мысли и результаты теста — ждём в комментариях!