Найти в Дзене
Top Secret History

1970 год. Из-за халатности одного рабочего разбились два самолета а тринадцать возвращены на завод

В 1970 году произошли две авиакатастрофы с участием советских самолетов “Антей” (Ан-22). Первый летел в Перу с гуманитарным грузом и упал в Атлантике, второй перевозил рабочих в Индию, где и разбился недалеко от Калькутты. В общей сложности погибло более 30 человек. И если обломки первого практически полностью затонули, то вот со вторым повезло больше. Индийская спецкомиссия тщательно собрала все обломки и предоставила прибывшим на место специалистам из СССР для проведения экспертизы. Особое внимание уделялось важнейшим элементам самолета - двигателям, винтам, крыльям, закрылкам и т.д. На одном из винтов из четырех лопастей три были оторваны практически на одном уровне, четвертая же более-менее сохранилась. Изучение под микроскопом показало наличие усталостных трещин, которые предположительно возникли от надреза ножом - глубиной в десятые доли миллиметра. Но откуда взялся этот надрез? При каждом полете в результате нагрузок и деформации трещины разрастались, пока не захватили до трети

В 1970 году произошли две авиакатастрофы с участием советских самолетов “Антей” (Ан-22). Первый летел в Перу с гуманитарным грузом и упал в Атлантике, второй перевозил рабочих в Индию, где и разбился недалеко от Калькутты. В общей сложности погибло более 30 человек. И если обломки первого практически полностью затонули, то вот со вторым повезло больше. Индийская спецкомиссия тщательно собрала все обломки и предоставила прибывшим на место специалистам из СССР для проведения экспертизы.

Особое внимание уделялось важнейшим элементам самолета - двигателям, винтам, крыльям, закрылкам и т.д. На одном из винтов из четырех лопастей три были оторваны практически на одном уровне, четвертая же более-менее сохранилась. Изучение под микроскопом показало наличие усталостных трещин, которые предположительно возникли от надреза ножом - глубиной в десятые доли миллиметра. Но откуда взялся этот надрез?

При каждом полете в результате нагрузок и деформации трещины разрастались, пока не захватили до трети площади сечения лопастей. При достижении критических значений одна из лопастей просто-напросто оторвалась, из-за чего нагрузка на три оставшиеся значительно возросла, что и спровоцировало катастрофу.

-2

Комиссия изучила всю производственную цепочку. Возникли вопросы к процессу изготовления винтов. Специалисты обнаружили серьезное нарушение технологии производства на заводе винтов. Комлевая часть винта (та, что ближе к ступице) не участвовала в наборе тяги и ее формировали из пластика - это нужно было для облегчения веса винта. Остатки материала должны были срезаться специальным ножом из пластика, место тщательно защищаться и обрабатываться специальным составом. Однако на рабочем месте по каким-то причинам оказался "гений", который использовал не пластиковый, а обычный сапожный нож. Этот инструмент, в отличие от пластикового, оставлял царапины, незаметные глазу. И дальнейшая обработка все равно их не убирала.

Вроде бы мелочь, но в авиации каждая мелочь может сыграть решающую роль. Рабочий пояснил, что отступил от технологии, потому что пластиковым ножом резать было сложно, а сапожным гораздо удобнее. Все самолеты Ан-22 с винтами от этого производителя были сняты с линии до замены запчастей на качественные. Изучение винтов показало что они также были поцарапаны лезвием и вопрос трагедии был лишь вопросом времени.