Рынок электромобилей, еще недавно считавшийся будущим автопрома, столкнулся с серьезными проблемами. Эксперты объясняют стагнацию продаж неразвитой инфраструктурой, высокой ценой и сокращением государственных субсидий как в России, так и за рубежом. Будущее сегмента под вопросом.
Эйфория вокруг транспортных средств на электрической тяге, которую еще пару лет назад называли не иначе как безальтернативным будущим мировой автомобильной индустрии, постепенно сходит на нет. Оптимистичные прогнозы сменяются трезвой оценкой реальности: динамика роста рынка электромобилей не просто замедлилась, а в ряде стран продемонстрировала отрицательные значения. Как сообщает «Российская Газета», отраслевые специалисты выделяют целый комплекс причин, по которым «электрическая революция» забуксовала как на глобальном уровне, так и в России.
Одной из фундаментальных причин охлаждения спроса стало сокращение или полная отмена государственных программ поддержки. Экономист Валерий Корнеев отмечает, что так называемый «зеленый переход», активно продвигаемый на Западе, столкнулся с суровыми экономическими реалиями. Как только правительства европейских стран и США начали сворачивать щедрые субсидии, компенсировавшие высокую стоимость электрокаров, потребительский интерес моментально пошел на спад. Оказалось, что без финансовой помощи со стороны государства массовый покупатель не готов переплачивать за электрические технологии. На этом фоне мировое лидерство в сегменте уверенно захватил Китай, где высокий уровень продаж поддерживается не только субсидиями, но и жесткой государственной политикой, направленной на борьбу с загрязнением воздуха в мегаполисах.
Технологическая незрелость и отставание инфраструктуры стали вторым серьезным барьером. По мнению технического консультанта компании Krauf Андрея Коромыслова, электромобиль в его нынешнем виде — это технология, которая значительно опередила свое время и сопутствующие условия для ее эксплуатации. Зарядная сеть по-прежнему остается недостаточно развитой, особенно за пределами крупных городов. Владельцы сталкиваются с непредсказуемостью реального запаса хода, который сильно зависит от температуры воздуха, стиля вождения и рельефа местности. Любая дальняя поездка превращается в сложную логистическую задачу, требующую тщательного планирования маршрута с учетом расположения немногочисленных и зачастую занятых зарядных станций.
В российских реалиях эти проблемы проявляются еще острее. Директор по стратегии Carcraft Борис Беленький указывает, что даже появление на рынке относительно доступных моделей из Китая не смогло переломить ситуацию. Ключевые препятствия остаются прежними: практически полное отсутствие зарядной инфраструктуры в регионах, высокая стоимость владения, включающая дорогую страховку и потенциальный ремонт батареи, а также низкая остаточная стоимость. Электромобиль быстро теряет в цене на вторичном рынке, что делает его покупку экономически невыгодной для большинства россиян. В результате, как считает Андрей Коромыслов, в России электрокар остается нишевым продуктом — своего рода дорогой игрушкой для обеспеченных жителей мегаполисов, использующих его в качестве второго или третьего автомобиля в семье.
Таким образом, аналитики сходятся во мнении, что стагнация на рынке электромобилей вызвана тремя основными факторами: экономической нецелесообразностью покупки без господдержки, неготовностью инфраструктуры к массовой электрификации и технологическими ограничениями современных аккумуляторов. Настоящий прорыв и переход к массовому использованию электромобилей, по прогнозам экспертов, станет возможен лишь после появления батарей нового поколения. Они должны обеспечить не только большой запас хода, но и возможность сверхбыстрой зарядки, сопоставимой по времени с заправкой обычного автомобиля с ДВС, а главное — стать достаточно дешевыми для установки в бюджетные модели.