Серия исторических статей «Истоки республиканских идей»
Статья 2.
Республиканизм не был создан в один день одним конкретным человеком. Идеи республики вырабатывались долго и тяжело. В значительной степени развитие республиканских понятий было обусловлено социально-экономическими предпосылками. А на своих ранних стадиях история республиканизма была тесно взаимосвязана с развитием национализма.
- Один из трёх принципов Сунь Ятсена - "Миньцзу" - означает народность, нация. В свое время появление наций было для республиканизма большим прорывом. Здесь следует обозначить, что есть различие в понятиях этнос (национальность) и нация. Последнее понятие крайне размыто и часто путается с первым. Для более его чёткого обозначения и разграничения в научной среде используется словосочетание "политическая нация".
Политическая нация - это устойчивая исторически сложившаяся группа людей образовавшаяся на базе общей территории, психического склада, культуры и скрепленная общими экономическими отношениями. Самое важное свойство носителей той или иной нации - это солидарность в общественно-политических интересах. Чтобы объяснить более доходчиво, сначала обратим внимание на общества в которых наций ещё не было.
В средние века люди могли чувствовать общность в области похожего языка, общей религии и просто визуального внешнего сходства. Но, не существовало идеи национальной.
Например: мы все немцы и мы вместе живем, защищаем свой Фатерланд, строим крутые автомобили, пьем пиво и подумываем о том как бы вторгнуться в Польшу. Такого ещё не существовало.
Государственная идея основывалась на идее подданства и как на значительном дополнении религиозной идее. Подданство значит, что все жители определённой территории самим своим рождением дали клятву верности её Королю/Царю/Императору/Папе Римскому. Если они родились на территории подконтрольной определённому монарху - то они в его власти и они служат ему. Тогда считалось, что если, нынешний король "плохой", то нужен другой король. Это база классического феодализма.
Сам феодализм вырос из системы сбора дани с крестьян. Некий варварский военачальник в период тёмных веков (V-X вв.) разъезжал по деревням и забирал у селян продукты или ценные вещи в замен обещая защиту. В современное время такую систему можно было бы назвать «крышеванием». Таким образом возникли как германские в то время государства (Франция и Германия), так и Русь. Со временем система сбора дани в обмен на защиту превратилась в систему крепостничества, когда крестьяне были закреплены на определённой территории, с которой не могли уйти. Также у крестьян был всегда хозяин - феодал (сеньор). Чтобы защищать свою территорию феодал должен был время от времени собирать войска. Для этого у него были вассалы - воины или полководцы, которые давали своему сеньору клятву. И в случае вооруженных разборок приходили на помощь со своими воинами, которые также были вассалами. Вассалам в замен за их верность давалась земля с крепостными крестьянами или вольности и права на монопольную торговлю. Высший сеньор - монарх.
Крестьяне редко могли успешно противостоять профессиональным воинам, всю жизнь отдавшим для вооружённых конфликтов. Хотя, пожалуй, главная проблема заключалась в крестьянской психологии. Дело в том, что крестьяне не мыслили "дальше своей деревни". Они работали на своём селе и не перемещались слишком далеко и не чувствовали солидарности с другим краем страны. Они могли поднять бунт, обустроить свои порядки, но не пойти на помощь таким же крестьянам из другой деревни. По одиночке такие мелкие восстания подавлять было просто, но не быстро если таких восстаний много.
Поэтому идеи общего дела в рамках своей народности начали зарождаться в первую очередь в городах. Там встречались деятели искусства, торговцы и военные, которые по разным причинам странствовали по своей стране и по миру. Они могли как раз размышлять, что в разных частях их страны живут люди в общем не такие уж разные. Из их рядов как раз и появились мыслители первыми писавшими об "общем деле".
Прорывом в формировании наций служили колоссальные военные события, когда требовалось поставить под ружьё значительное количество людей и перебрасывать их по масштабной территории. За армиями, частно шло не меньшее количество гражданских людей, создававших инфраструктуру для военных, таких как торговцы, инженеры, кузнецы, портные и т. д. Также со временем понадобилось создавать огромное количество мастерских для массового создания оружия, особенно, когда на поле боя появилось пороховое оружие. Победа в войне все больше зависила от мощности экономики. Расширялись транспортные сети. Путешествующие видели порядки в разных частях своей страны и все больше сочувствовали похожим на них людям. Проблемы голода стали восприниматься, как странные явления, которые легко решить силами своего государтсва. Многим стало казаться, что только феодалы мешают это сделать.
Становилось всё более понятно, что феодалы вынуждены выстраивать централизованные государства потом и кровью своих подданых. Но допускать их к управлению властьдержащие не хотели. Действовала система сословий в которой крестьянин, его дети и внуки навсегда оставались крестьянами, а любые потомки феодала получали привилегии, в том числе юридические. Все больше распространялись представления о том, что государства должны принадлежать не царям и императорам, а своим гражданам. Что, если на корабле кормчим ставят человека более умелого, а не родовитого, то почему так не делают в государстве.
Население некоторых стран начало решать свои насущные проблемы объявив феодализму войну. Тем самым они создавали "национальную легенду" о настрадавшемся народе сплоченном в войне с тиранами. Так были созданы первые нации. С победой заменяли они принцип подданства на принцип гражданства. Теперь все люди в рамках государства стали наделены правами, такими как свобода слова, право на образование. В республиканской Франции даже закреплялось право на справедливое восстание. Также вводились и обязанности, как участие в общественной жизни и служба в армии. Для сплочения нации создавалась единая культурная и образовательная политика.
Однако, для большинства стран окончательную точку в долгом пути национального формирования поставило изобретение паровоза и телеграфа. Эти технологии превратились в артерии для национальных государств. Теперь постоянно железные машины перевозили кучу товаров в разные части страны и мира. По телеграфу упростилось общение между людьми. Создавался контекст общения между людьми, историками писались национальные мифы. Эти страны уже редко приходили к республиканским режимам. Куда чаще их монархи пытались модернизировать свой государственый строй, чтобы дать своей династии выжить в быстро меняющемся мире. Монархи поняли, что нации формируются вне зависимости от их воли. А национализм - это большая энергия. Как в физике, энергия в любом случае должна получить выход. Монархам было удобнее направить её против других народов, нежели против себя.