Всё происходит очень быстро: летом приняли новый закон о нашей «защите» и вот уже с 1 сентября получить наличные будет сложней. Не то, чтобы совсем нельзя, но точно сложней. И не надо думать, что в кассе банка снять наличные будет просто. Всё совсем не так.
Что написал Центробанк
Установлено 9 признаков (дальше я подробно их разберу), при появлении любого из которых банк обязан:
- уведомить клиента смской или пуш-сообщением об «ограничениях»;
- ограничить выдачу наличных до 50 тыс. руб. в день (грубо - эквивалент 500 евро) в банкомате.
То есть в кассе получить можешь, а в банкомате нет. Да и дальше Вы увидите, что фактически снять относительно крупную сумму денег в банкомате просто не получится, да и в кассе все будет не просто.
Дальше я расскажу про все 9 признаков – читайте до конца.
«Сидоров – кассир»
Получить деньги в кассе тоже не так просто: Вам нужно будет правильно ответить на вопросы сотрудника банка. Этакое ЕГЭ на получение собственных денег. Если Вы рассчитываете на «благоразумие клерка», то не стоит – нет никакого благоразумия. Дело в том, что, если Вы получите деньги в кассе и потом заявите, что все отдали мошенникам, то виновен (обязан компенсировать потери) будет банк. Однако, банк будет освобожден от ответственности (компенсации), если докажет, что он предпринял все меры (какие точно неизвестно) для предупреждения Вас от обмана.
Я проходил такую проверку в Сбере. Меня спросили: «Вы ведь не для мошенников деньги снимаете?». Мы с кассиром похихикали и всё прошло нормально.
А вот в ВТБ я не смог пройти проверку по телефону. Вопросы были как для слабоумного, но и такое ощущение, что писали их тоже слабоумные. А после этого еще допрос: «А это Вы хотели сделать перевод?». И так по кругу до торжественного заявления: «Я Вам не верю!». И деньги мне в банке заблокировали. Деньги из ВТБ я всё-таки в конце концов вытащил, но это было не просто.
А могут Вам в кассе отказать, когда Вы придете снять наличные для покупки подержанного авто или чего-то еще? Запросто! Вы торопитесь и шикните на клерка, а Вам в ответ: «Мы полагаем, что Вы находитесь под влиянием мошенников». Да достаточно прийти в кассу «напряженным» и не получить свои деньги. Все-таки Вы не каждый день себе авто покупаете и снимаете в банке сотни тысяч рублей.
Потом Вы сможете подать на банк в суд, но выиграть без шансов: финансисты действовали строго по закону и по правилам Центробанка. А то, что все там размыто или даже построено по принципу «перебдеть», это Вам не поможет.
9 признаков, которые потрясут нас
Повторяю: если есть хоть один признак из перечисленных ниже, то Вам «блок» на банкомат (50 тыс. руб. в день, не более) на 2-е суток. Продлить «блок», понятное дело, не проблема. Тогда за наличными дуй в кассу, где Вас будет ждать «банковское гестапо». Итак, «признаки» для ограничения:
1. Нетипичное поведение.
Нетипичное время снятия наличных.
Не только день-ночь, но и любое, например, снимаете деньги в рабочее время или утром. Или обычно снимаете деньги по выходным, а тут пришли в будни. Как делать «правильно», чтобы не заблокировали, неизвестно и нигде не написано.
Нетипичная сумма снимаемых денег.
То есть, если обычно снимаете по 900 руб., а снимите иную сумму (больше или меньше), то Вам блок. Скорее всего, если «больше», но (внимание!) нет никаких точных сумм. Поскольку мало кто из нас «типично» снимает десятки-сотни тысяч рублей, значит любая «заметная» для Вас сумма будет основанием для блока.
Нетипичный банкомат.
Вы обычно снимаете на работе или у дома, а если попробуете снять где-то еще … тоже блок? А если поехал в другой город в отпуск или на выходные? Останешься «на бобах».
Нетипично часто снимаете деньги в банкомате.
Вот, например, если мне нужны 100 руб. купюры, то я снимаю по 400 руб. несколько раз.
Любое нетипичное поведение – список оснований для «блока» открыт. Ощущение, что нас превращают в «собак Павлова». И все равно могут «заблочить».
2. В случае технического сбоя или ошибки взаимодействия между банковской картой банкоматом или процессинговым центром. Если транзакция отменяется по техническим причинам (!) это становится основанием для «ограничений» выдачи наличных. Логика мне не понятна: из-за технических проблем мне придут ограничения. Видимо, такие «технические сбои» будут сознательно создаваться для каких-то сомнительных операций и это считается защитой от мошенников.
3. Если «обычно» (так написано в нормативном акте!) запрос на получение наличных приходит в банк по-другому, то это основание для «блока».
4. Если Вы пытаетесь снять деньги в банке, но прошло менее суток с момента:
- выдачи кредита;
- пересылки самому себе больше 200 тыс. рублей по СБП;
- досрочного расторжения вклада на сумму более 200 тыс. руб.
Пример: если у Вас вклад (или счет) в ОЗОН банке или Яндекс-банке (у него высокая комиссия за снятие наличных) и Вы переслали деньги самому себе в ВТБ или Сбер, чтобы снять наличные, то Сбер и ВТБ обязаны «ограничить» для Вас снятие денег через банкомат в течении 24 часов с момента пересылки денег. Тогда придется за наличными идти в кассу и там Вас допросят.
5. Если есть предположение, что совершение операции без добровольного согласия клиента (откуда данные?) или есть информация, что банковская карта, банковские пароли утекли к мошенникам.
6. Если у банка есть информация от операторов связи, мессенджеров, от сайтов в интернете или от кого угодно, что за последние 6 часов с Вашим телефоном происходило что-то нестандартное: слишком много говорили по телефону или получали СМС. Замечу, что все это касается и владельцев «кнопочных» телефонов.
Комментировать тут нечего: за нами следят и готовы лишить нас прямого доступа к деньгам. И это поручено делать частникам, которые к тому же заинтересованы сохранить наши деньги у себя в кармане…
Думаете, они не ошибаются? Я как-то говорил с родственником полчаса (не в первый раз) и получил «предупреждение»: «Похоже с Вами говорили мошенники».
7. Если банку от операторов связи, мессенджеров, от сайтов в интернете или от кого угодно стало известно:
- есть вирус на Вашем телефоне (а есть он или нет на самом деле, мы понять не сможем)
- о нетипичных для клиента параметрах, событиях в сессии дистанционного банковского обслуживания (использование нетипичного провайдера связи, операционной системы, приложения пользователя, инструментов, обеспечивающих сокрытие сессионных данных (ВПН?);
- о смене номера телефона или смене телефонного аппарата для подключения к банковскому приложению или к Госуслугам.
8. Если 5 раз неправильно ввел ПИН-код или столько же раз попытался снять с карты денег больше, чем на ней есть в течение одного дня.
9. Если Ваши данные или данные Вашей карты попали в черный список, но не Центробанка, а в «черный список», который создает Минцифры по новому закону.
То есть мы видим, что нет конкретики в определении, но есть четкая задача – «блочить снятие». Другое дело, что банк может решить, что «типично» Вы снимаете деньги в своем городе, а то и во всей стране.
Выводы
Большинство «блоков» нам будет ставить не человек, а искусственный интеллект. Это означает, что нормально ответа на жалобу не получить, нас будут «динамить» все 48 часов с выдачей денег через банкомат. Да и не факт, что через кассу выдадут деньги – можно же кассу закрыть или признать Вас находящимся под влиянием мошенников. Просто «перебдеть».
Банкомат – не инструмент для снятия денег свыше обычной суммы. Для каждого эта сумма индивидуальна.
А еще здесь множество возможностей для злоупотреблений. Банки - не «черти», но зачастую и не «ангелы». Были случаи, когда в кредитную историю клиента сознательно вносили ошибки, чтобы клиент не мог кредитоваться в других банках. Что мешает сделать так, чтобы попытка сменить банк приводила к блокировке средств? Вам же ответят: «Это все ИИ виноват». А скорее всего даже не признают вину.
Раньше Вам были обязаны выдать Ваши деньги немедленно, а теперь необходимо выполнить ряд условий (не совершить ряд действий, полный список которых неизвестен), чтобы получить свои деньги наличными даже через кассу.
Очевидно – резко ограничивается наличный оборот.
Статья подготовлена на основе официальной информации.