Когда я слышу имя Константина Цзю, первое, что приходит в голову – это его знаменитая косичка на затылке и удары на ринге. Но недавно узнал о совершенно другой стороне жизни этой легенды спорта. Оказывается, чемпион мира, который в свое время «разбирался» со всеми соперниками, сегодня каждое утро стоит в очереди к школе, ожидая своих младших детей.
Это меня удивило. Человек, добившийся всего в боксе, нашел смысл жизни в простых отцовских радостях.
От мирового признания к школьным будням
Знаете, за свою карьеру журналиста я встречал немало чемпионов, которые после завершения карьеры не могли найти себя. Одни открывали школы единоборств, другие становились комментаторами, третьи пытались заработать на былой славе. Цзю выбрал другой путь.
«В своем возрасте я стал папой, которым не был, когда первые дети родились», – признался Константин в одном из интервью. В девяностые и нулевые, когда он был на вершине славы, времени на семью катастрофически не хватало. Тренировки, бои, переезды, медиа-обязательства – спорт высших достижений забирает всё твое время без остатка.
У Кости пятеро детей. Трое старших остались в Австралии – стране, которая дала ему всё в спортивном плане. Там он провел более двух десятилетий, там выиграл все мыслимые титулы в первом полусреднем весе. А двое младших, Александр и Виктория, появились на свет уже в Москве от союза с Татьяной Авериной.
Московские будни абсолютного чемпиона
Представляете картину? Человек, которого когда-то узнавали на улицах Сиднея и Лас-Вегаса, теперь терпеливо ждет в родительской очереди возле московской школы. Без охраны – просто отец, который хочет забрать своих детей домой.
В учебном заведении, где учатся младшие Цзю, его узнают. Учителя с уважением здороваются, но не делают из этого шоу. Константин органично вписался в эту атмосферу обычных московских будней.
«Дети здесь родились, здесь им нравится, мне нравится, я нашел себя», – объясняет свой выбор экс-чемпион. Слышно, что это решение далось непросто. Австралия стала второй родиной, там у него дом, друзья, налаженная жизнь. Но сердце потянуло сюда.
Правда, боксерская дисциплина никуда не исчезла. Цзю признается: бывает чересчур строгим с детьми и потом сам себя за это ругает. «У меня нет полутонов: есть только черное и белое», – рассказывает он. Именно эта бескомпромиссность когда-то сделала его чемпионом, но в отношениях с детьми иногда мешает.
Когда спорт отходит на второй план
Удивительная деталь: младшие дети Кости профессионально спортом не занимаются. «Не хватает времени», – объясняет отец. Они тратят по несколько часов ежедневно на домашние задания, живут жизнью обычных московских школьников.
С уроками помогает мама – у Константина, по его словам, терпения на это не хватает. Зато логистику берет полностью на себя: отвозит, забирает, ждет. Эти простые отцовские обязанности для него сейчас важнее любых титулов.
Дорога от Серова до вершин мирового бокса
Путь к славе начался в небольшом уральском Серове. Сын медсестры и заводского рабочего, унаследовавший фамилию от деда-корейца, в десять лет пришел в местную секцию. Талант проявился мгновенно – уже через полгода первые победы, в двенадцать лет – место в юниорской сборной СССР.
Дальше – советская школа бокса со всеми ее плюсами: системность, дисциплина, фундаментальная техника. Чемпионство РСФСР среди юношей, титулы всесоюзного масштаба, Олимпиада в Сеуле.
В 1992-м австралийский тренер Джонни Льюис переманил перспективного боксера в профессионалы. Так начался австралийский период – больше двух десятилетий, которые сделали Цзю мировой звездой.
Тридцать четыре поединка, тридцать одна победа, все главные пояса в категории. Его узнаваемый стиль с фирменной косичкой стал визитной карточкой не только российского, но и мирового бокса тех лет.
Чем Константин занимается сейчас
«Я всегда был русским», – говорит Цзю, объясняя решение вернуться на Родину. Австралия дала ему колоссальный жизненный опыт, он искренне любит эту страну и ее жителей. Но есть понятие «корни», и они здесь.
Сегодня Константин обживается в тихом московском районе. Он владеет ресторанным холдингом, а также сетью боксерских школ, в том числе в его родном Серове.
А самое главное – он может наконец-то стать тем отцом, которым не успел быть раньше. Не звездой, не легендой советского и российского спорта, а просто папой, который каждый день рядом со своими детьми.
С вами был Павел Журавлёв