Найти в Дзене
Книжная башня

"Хижина дяди Тома" Бичер-Стоу

КНИГА В СПИСКАХ: Цитата неточная, но смысл такой: когда президент Линкольн прочел роман Гарриет Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома», то сказал, что эта женщина сделала для освобождения рабов в США даже больше, чем все аболиционисты. Конечно, это не совсем так. Просто процессы имеет свойство быть протяженными, а Бичер-Стоу ловко поймала самую суть проблемы и очень точно поставила диагноз американскому обществу своего времени в этом романе. Процесс освобождения уже шел вовсю. А прочитав роман, люди лишний раз убедились в своих взглядах. Свобода уже витала в воздухе. К середине 19 века вопрос освобождения негров стоял ребром и лежал в основе (наряду с другими противоречиями) грядущей гражданской войны между Севером и Югом. Страна стояла перед двумя моделями развития: южный, аграрный, основанный на эксплуатации рабского труда, и северный, индустриальный, стоящий на наемном труде рабочих, которые лично свободны. Наемник эффективнее раба. Чем все закончилось, мы знаем. Если отвлечься от сухих эко

КНИГА В СПИСКАХ:

Цитата неточная, но смысл такой: когда президент Линкольн прочел роман Гарриет Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома», то сказал, что эта женщина сделала для освобождения рабов в США даже больше, чем все аболиционисты. Конечно, это не совсем так. Просто процессы имеет свойство быть протяженными, а Бичер-Стоу ловко поймала самую суть проблемы и очень точно поставила диагноз американскому обществу своего времени в этом романе. Процесс освобождения уже шел вовсю. А прочитав роман, люди лишний раз убедились в своих взглядах. Свобода уже витала в воздухе.

К середине 19 века вопрос освобождения негров стоял ребром и лежал в основе (наряду с другими противоречиями) грядущей гражданской войны между Севером и Югом. Страна стояла перед двумя моделями развития: южный, аграрный, основанный на эксплуатации рабского труда, и северный, индустриальный, стоящий на наемном труде рабочих, которые лично свободны. Наемник эффективнее раба. Чем все закончилось, мы знаем.

Если отвлечься от сухих экономических тезисов, проблема рабства имеет еще и морально-этический аспект. Банальность: рабство – это омерзительная социальная практика, унижающая само понятие человека, даже не столько раба, сколько рабовладельца. Короче, всех участников этого сомнительного мероприятия. Раб теряет человеческое достоинство, утрачивает свободу, счастье и будущее. Рабовладелец – превращается в циничного подонка, прикрывающего свои злодеяния какой-нибудь мнимой добродетелью. Социальная инерция, давление массы делает рабство настоящей моральной тюрьмой, из которой нет выхода. Все это понятно, и здесь добавить нечего.

Реальность же оказалась сложнее. Негры страдали от гнета, с ними жестоко обращались, но находились и те, кто любил своих хозяев, а среди последних были и те, кто жалел невольников и старался избавить их от страданий. Как разорвать порочный круг? Вот этому вопросу и посвящен роман о негре дяде Томе, который по сюжету меняет хозяев и становится свидетелем различных человеческих драм. Его соплеменники покупаются и продаются как скот, дети разлучаются с родителями, мужья с женами, их бьют, оскорбляют. Том наблюдает за человеческим горем, страдает и сам, но сохраняет внутри себя гуманизм и милосердие, внутреннюю доброту ко всем людям независимо от цвета кожи. Для этого нужно иметь колоссальные душевные силы. Том – сильный человек, настоящий.

Стоу как бы показывает, что негр Том ведет себя гораздо лучше и порядочнее всех белых, и что самое важное – проявляет истинно христианские добродетели. Это хлесткая пощечина всем южанам, которые мнили себя якобы добрыми, великодушными самаритянами. Но как только дело доходит до прибылей, все их великодушие моментально испаряется, остается только жажда наживы, алчность, жестокость, которая не остановится ни перед чем. Вот и выходит, что старый больной негр на поверку лучше, чем все белые вместе взятые. А самое главное - он внутреннее свободный человек.

Конечно, роман выполнил функцию усилителя. В тексте сфокусирована вся боль и низость, дано исчерпывающее, наглядное описание рабства, что позволило рассуждать о проблеме не абстрактно, а прочувствовать это унижение на себе. Любой белый человек, прочитавший роман, хотел бы он того или нет, пытался поставить себя на место раба, и наверно ему это не понравилось.

Еще стоит заметить, что роман хорошо иллюстрирует общий настрой американского молодого государства, готового меняться, двигаться вперед, работать над ошибками. То есть при всей сложности темы, роман оптимистичный. Да, Америка отменила рабство только в 19 веке, очень поздно в сравнении с Европой, но главное, что отменила. А вопрос расизма, расовой сегрегации, оставшийся нерешенным, это уже другая история, которая найдет свое продолжение в веке двадцатом.

-2