Все, конечно же, помнят известный эпизод с 45 мм противотанковой пушкой из фильма «Живые и мертвые» режиссера Александра Столпера 1964 года выпуска, который был снят по одноименному роману Константина Симонова. По роману Симонова это орудие пятеро артиллеристов по тылам противника сумели вывести «...из-под города Бреста» и даже переправить через реку Днепр.
Надо сразу сказать, что, скорее всего, у Симонова по этому эпизоду для
артиллеристов были вполне конкретные прототипы, но в опубликованных под названием «Разные дни войны» военных дневниках писателя упоминается эвакуированный «...из-под города Бреста» танк БТ, а не пушка.
«Когда приехали, увидели танк БТ-7, который с трудом карабкался в гору, и по этому танку поняли, что отыскали мест пребывание танковой дивизии... В дивизии были только люди, а танков не было. Тот танк, который полз наверх, оказывается, был единственным в дивизии. Все остальные погибли в боях или взорваны после израсходования горючего А этот пришел своим ходом сюда — кажется, от самого Бреста, — единственный».
В комментариях к этому эпизоду Симонов пишет, что позже в архивах ему
удалось выяснить, что побывал он тогда в воевавшей под Брестом 30-й танковой дивизии 14-го механизированного корпуса, в которой оставался к тому времени только один боеспособный танк Т-26.
Однако, как теперь выяснилось, это был далеко не единственный выведенный «...из-под города Бреста» танк.
Оказалось, что на известном снимках отважного экипажа старшего сержанта Левенца из 48-го отдельного танкового батальона 23-й армии Ленинградского фронта, которые в сентябре 1941 года сделал фотокорреспондент газеты Ленинградского фронта "На страже Родины" Александр Секретарев, запечатлен один из этих танков.
Как оказалось, этот танк Т-34 выпуска «...не позднее начала лета 1941 года» с пушкой Ф-34 и двумя приборами наблюдения на крыши башни прибыл в Ленинград тем самым "пропавшим эшелоном" за номером 19101, который был отправлен из Сталинграда 20 июля 1941 года. С этим эшелоном, как ранее уже рассказывалось в предыдущих записях (ссылки внизу), для танковых рот двух прибывающих в распоряжения Главкома Северо-Западного направления Маршала Советского Союза Ворошилова стрелковых дивизий в Ленинград было отправлено 24 танка Т-34 (12 линейных и 12 радийных) производства Сталинградского тракторного завода.
Только вот новыми машинами выпуска июля 1941 года были только 22 из них. В этом то и заключался нюанс, который до недавнего времени для меня оставался неизвестным.
Хотя почему неизвестным? Была, ведь, информация из Отчета о боевой деятельности автобронетанковых войск 23-й армии за период с 1 по 15 августа 1941 года, которой поделился ув. коллега polarfuchs_1 - «14.8. Танк №1405002 действуя в группе ПП 946 СП в направлении Мусакомяки наскочил на фугас. Разбита ходовая часть прогнуто днище, заклинена башня. Танк эвакуирован и отправлен в кап. ремонт на ЛБТКУКС».
Но я тогда не принял к сведению этот номер, списав на техническую ошибку в документе. Подумал, что написали цифру 5 вместо цифры 7, которая присутствовала во всех других упомянутых заводских номерах танков Т-34 производства СТЗ и обозначала месяц выпуска танка. А ошибки не было.
24 июля 1941 года Военпред на Сталинградском тракторном заводе военинжерен 2 ранга Безуглый в своем донесении в ГАБТУ об отправке воинским транспортом за номером 19101 новых танков Т-34 сообщал, что два линейных танка из числа отправленных 24 танков были не совсем новыми - «Танки №№ Е-1405002 и Е-1406034 18 июля сего года были возвращены командованием 48-й танковой дивизии из г. Невель для ремонта как выведенные из строя водительским составом при эвакуации из города Бреста. Тщательным осмотром и проверкой 20 клм пробегом установлено, что машины на завод прибыли в основном исправными, за исключением отдельных мелких дефектов и частично разукомплектованными... На обоих танках устранены все дефекты, произведено дополнительное испытание на 20 клм и полная укомплектовка».
Как подсказал ув. Алексей Макаров, за что ему еще раз большое спасибо, танки Т-34 с заводскими номерами Е-1405002 и Е-1406034 были отправлены в Белосток 17 июня 1941 года. Тем эшелоном в 6-й механизированный корпус ехало 12 танков Т-34 из Сталинграда, которые до места назначения, как теперь понятно, доехать не успели.
Интересно, что упоминания об этих "неизвестных танках" встречаются и в
воспоминаниях о тех боях в Полесье. В частности, выходивший из окружения через окрестности города Лунинец бывший заместитель командира 6-й Орловской стрелковой дивизии 4-й армии Западного фронта полковник Осташенко вспоминал:
«В Лунинце 75-й стрелковой дивизии уже не оказалось. Утром 6 июля при подходе к железной дороге севернее Кожан-Городка мы увидели в бинокль три танка, замаскированные в придорожной посадке. Это встревожило нас. Чьи они: наши или немецкие? Остановив колонну, я приказал подготовить связки
гранат, а гранатометчиков выслать в голову колонны. Расстояние до танков было около 3–4 километров. Я спросил, кто желает пойти в разведку. К моему удивлению, первой отозвалась наша единственная медсестра Антонина, а за ней ветврач Рузин и еще три бойца. Они ушли.
Велика была наша радость, когда нам навстречу двинулся танк, на борту которого сидели Антонина и Рузин, они приветливо махали платками. Эти танки, оказывается, прикрывали отход 75-й дивизии. Когда стемнело, мы достигли реки Случь в районе Ленино».
Снимки танков Т-34 в Пинске и Лунинце уже известны. Теперь можно сравнить материальную часть на всех представленных в записи фотографиях. "Высокий" ящик для принадлежностей пушки Ф-34 на них виден. По нему, насколько я понял, матчасть и была первоначально опознана как «...не позднее начала лета 1941 года», но в Сталинграде такие ящики, видимо, устанавливали и в июне 1941 года. Позднее же габариты этого ящика были уменьшены.
Получается на данный момент, что всего из 12 танков этой отправки в Белосток известны фотографии только двух танков. Судьба еще десяти танков пока неизвестна, но семь из них позже могли оказаться в вышеупомянутой в донесении военинженера 2 ранга Безуглого 48-й танковой дивизии, танки которой воевали в районе городов Идрица, Невель,3 Городок и Великие Луки.
Согласно Сведениям о наличии и потерях боевых машин 48-й танковой дивизии за период с 1 июля по 1 сентября 1941 года из семи танков Т-34, которые были в дивизии к моменту начала боевых действий, т.е. к 14 июля, четыре танка позже были отправлены на заводы промышленности по их техническому состоянию, еще один был отправлен туда же как разбитый и сгоревший в результате артобстрела, а два танка был подбиты в боях и остались стоять на территории противника в районе деревни Узкое Усвятского района
Смоленской области.
Теперь по танку Т-34 на снимках Секретарева, один из которых был опубликован в газете Ленинградского фронта "На страже Родины" 13 сентября 1941 года. Вероятно, на этих снимках мы видим танк с заводским номером Е-1406034, так как сомнительно, что танк с заводским номером Е-1405002 с прогнутым от взрыва днищем сумели бы починить менее чем за месяц.
Позже эта машина в составе 48-го отдельного танкового батальона воевала на Невском пятачке и, возможно, была подбита 30 ноября 1941 года в ходе печально известной массированной танковой атаки с участием 20 танков КВ
из 123-й танковой бригады.
Командир танка на снимках Секретарева старший сержант Левенец Емельян Павлович был тяжело ранен 30 ноября 1941 года и эвакуирован в госпиталь. После излечения продолжил службу в 30-м учебном танковом полку.
Уже после войны командир танковой роты 30-го учебного танкового полка старший лейтенант Левенец был представлен командованием полка к награждению орденом Отечественной войны 2 степени, но получил только медаль За Отвагу. Нижеследующий фотоснимок Емельяна Левенца был приложен к его наградному листу.
Механик-водитель танка красноармеец Кищук Василий Иванович в боях на Невском пятачке ранен не был, продолжил службу в 48-м отдельном танковом батальоне и сформированной на его базе 152-й танковой бригаде. За бои по прорыву блокады Ленинграда старшина Василий Кищук был награжден орденом Красной Звезды.
26 февраля 1943 года в одном из боев механик-водитель танка 106-го танкового батальона 152-й танковой бригады старшина Кищук пропал без вести (ОБД Мемориал).
Башенный стрелок танка Криницын Николай Назарович, видимо, после ранения в боях на Невском пятачке был направлен на курсы младших лейтенантов и в дальнейшем воевал в пехоте.
Весной 1944 года в одном из боев в районе высоты 40.3 на восточном берегу
Псковского озера командир взвода 533-го стрелкового полка 128-й стрелковой дивизии лейтенант Криницын со своим взводом первым ворвался в траншеи противника и затем отразил 7 вражеских атак. За этот бой Криницын был представлен командованием полка к награждению орденом Отечественной войны 2 степени, а получил орден Александра Невского.
Стрелок-радист танка красноармеец Шумский Александр Михайлович в боях на Невском пятачке был ранен, 3 января 1942 года поступил в госпиталь и 10
января умер в госпитале от ран (ОБД Мемориал).
Окончилась ли тогда история этих танков для 6-го механизированного корпуса Западного особого военного округа в составе Ленинградского фронта мне на данный момент неизвестно, так как этих заводских номеров в документах не встречал. Поэтому исправления и дополнения приветствуются, а пока на этом всё.
Если данная информация была интересна, то прошу ставить палец вверх для продвижения канала. Кто еще не подписался на канал, то обязательно подпишитесь. Подписывайтесь также и на мой Телеграм-канал: t.me/kniga_pro_kv
Оригинал текста опубликован в моем Живом Журнале (https://iam-krasnoyarsk.livejournal.com/328778.html).
Список источников:
1. Симонов К.М. Живые и мертвые. — М.: Художественная литература, 1989;
2. Симонов К.М. Разные дни войны. — М.: Художественная литература, 1982;
3. Газета Ленинградского фронта "На страже Родины" (prlib.ru);
4. Уланов А., Шеин Д.В. Первые Т-34. Боевое применение. - М.: Тактикал Пресс, 2013;
5. Форум РККА (vif2ne.org/rkka);
6. Живой журнал ув. polarfuchs-1 (polarfuchs-1.livejournal.com);
7. Документы Главного Автобронетанкового управления Красной армии, Автобронетанкового управления Ленинградского фронта,
автобронетанкового отдела 23-й армии, 48-й танковой дивизии (ЦАМО РФ, сайт Память народа, ОБД Мемориал);
8. Форум Тигровый угол (tigerscorner.ru);
9. Осташенко Ф.А. Незабываемые дни. //Буг в огне. — Минск: «Беларусь», 1965;
9. Аукционы eBay.
Другие записи о танках Т-34 для 6-го механизированного корпуса:
Танки Т-34 в Пинских болотах в июле 1941 года
Новые средние танки Т-34 для 6-го мехкорпуса
Танки Т-34 «пропавшего эшелона» в боях в Карелии