Найти в Дзене
Телеканал ТБВ

Успение: А что празднуем-то?

Наверняка, Вам (если даже Вы не верите в Бога) родственники, друзья и знакомые присылают в мессенджеры по большим церковным праздникам тематические картинки, порой слегка слащавые, а подчас и языческой направленности. И если кто такой Илья-пророк все более-менее в курсе (хотя вряд ли найдется много людей, знающих, за что он почитается), ну а Пасху, по статистике, в той или иной форме отмечает каждый третий россиянин, то об Успении известно меньше.    О событиях Успения и погребения Богородицы повествуется в поздних апокрифах, таких как «Сказание об Успении Богородицы», «Письмо Псевдо-Дионисия Ареопагита к Титу» и других. Всего известно около семидесяти таких апокрифов. В отличие от празднования мучеников в христианской церкви, у праздников в честь Девы Марии более позднее происхождение. Для их появления необходимо было позднейшее богословское углубление в догмат воплощения для защиты от посягательства еретиков на достоинство Богоматери, что произошло только в V веке (Эфесский собор в

Наверняка, Вам (если даже Вы не верите в Бога) родственники, друзья и знакомые присылают в мессенджеры по большим церковным праздникам тематические картинки, порой слегка слащавые, а подчас и языческой направленности. И если кто такой Илья-пророк все более-менее в курсе (хотя вряд ли найдется много людей, знающих, за что он почитается), ну а Пасху, по статистике, в той или иной форме отмечает каждый третий россиянин, то об Успении известно меньше. 

  О событиях Успения и погребения Богородицы повествуется в поздних апокрифах, таких как «Сказание об Успении Богородицы», «Письмо Псевдо-Дионисия Ареопагита к Титу» и других. Всего известно около семидесяти таких апокрифов. В отличие от празднования мучеников в христианской церкви, у праздников в честь Девы Марии более позднее происхождение. Для их появления необходимо было позднейшее богословское углубление в догмат воплощения для защиты от посягательства еретиков на достоинство Богоматери, что произошло только в V веке (Эфесский собор в 431 году и Халкидонский собор в 451 году). Только после этого христианская церковь обратила внимание на личность Марии. В латинских церквях свидетельства о празднования Успения до VIII века очень редкие, и этот праздник не был общераспространённым. 

  Находясь в Иерусалиме в последние дни своей земной жизни, Богородица, посещавшая Голгофу и Гроб Господень для молитв, удостоилась явления архангела Гавриила. Он возвестил ей о скором переходе к Христу, обещая встречу в небесном царстве с сонмом ангелов и праведников. В знак этого Божественного обещания архангел вручил ей райскую ветвь, предначертав нести ее перед погребальным шествием. Мария, желая увидеть апостолов перед своим отшествием, обратилась с молитвой к Богу. По Божественному повелению, апостолы, рассеянные по всему миру, были чудесным образом собраны в Иерусалиме. После прощания с близкими и распоряжения своим имуществом, Богородица приготовилась к переходу в вечность. В момент ее кончины, горницу наполнил несказанный свет, и все присутствующие увидели, как Христос с небес, в сопровождении ангелов и святых, спустился, чтобы принять свою Пречистую Мать. Так Дева Мария мирно завершила свою земную жизнь.

  В православии Успение Пресвятой Богородицы – один из двенадцати важнейших праздников. Ему предшествует двухнедельный строгий Успенский пост, а за ним следуют восемь дней попразднства и один день предпразднства. 

  На православных иконах Успения изображена Богородица на смертном одре, окружённая апостолами и святыми. В центре композиции – Иисус Христос, принимающий душу Матери, представленную в виде младенца в белых пеленах, символизирующего рождение в вечной жизни.

  В католической традиции Успение – это торжество, когда Богоматерь предстаёт как Царица Небесная, восседающая рядом с Сыном и заступающаяся за человечество. Католики верят, что Успение показывает, что смерть – это не конец, а переход к вечной жизни.

  Независимо оттого, насколько документально отражены события кончины Богородицы в канонических документах,Православная Церковь учит, что Богородица не умерла в обычном понимании этого слова, а мирно уснула, после чего была взята на небо с телом и душой. Это событие является для верующих символом и залогом нашего собственного воскресения и жизни вечной. Если Матерь Божия, будучи человеком, была удостоена такого вознесения, то и мы, верующие, можем надеяться на встречу с Богом после смерти.

Лично для Вас этот праздник –дата в календаре, культурное событие или ободряющее ежегодное напоминание, что жизнь не кончается смертью?