На Кинопоиске вышла китайская анимация «Нэчжа побеждает Царя драконов» — официально самая популярная в мире. И успех не возник на пустом месте. Рассказываем, что происходит в мультфильме, о котором на Западе все слышали, но который мало кто видел, а также о его авторе и том, как искусство для самых маленьких оказывается геополитической метафорой для самых больших.
Последние месяцы мир наблюдает за рекордами китайского мультфильма «Нэчжа побеждает Царя драконов», вышедшего 29 января 2025 года, в первый день китайского Нового года. Самые большие сборы в истории домашнего кинопроката за 9 дней. Самый кассовый анимационный фильм в истории мирового кино — меньше чем за три недели. На данный момент второй «Нэчжа» собрал в мировом прокате уже 2,2 миллиарда долларов. Сиквел-рекордсмен, продолжающий историю 2019 года, поражает также масштабами хайпа. Поднебесная и вся китайская диаспора в едином порыве стремятся поддержать чемпионскую гонку «Нэчжа». Некоторые предприятия выкупали билеты для своих сотрудников и свозили их на автобусах в кинотеатры, как бюджетников возят на выборы, устраивая «карусели». Залы были заполнены на всех сеансах, включая ночные (а это 3D, и билеты дорогие). Китайцы проводят кампании в соцсетях и поднимают по всей стране баннеры в день каждого нового рекорда «Нэчжа». Китаю нужен был чемпион, который смог бы демонстративно заткнуть за пояс Disney, и он появился.
В этом видео из сети X китайских «бюджетников» свозят на сеансы «Нэчжа 2».
Про что это
В беглом пересказе действие, разворачивающееся в мифологическом Китае примерно 35 столетий назад, звучит так. Люди и морские драконы находятся на пороге кровавой войны. Царь драконов Восточного моря уверен, что юный принц Нэчжа, сын благородного князя Ли, убил драконьего наследника Ао Бина. Царь драконов не знает, что Нэчжа и Ао Бин были лучшими друзьями. По причине собственных глупости и отваги они оба погибли и превратились в призраков. Мальчишки знают, как вернуться к жизни и обрести новые тела, но война может вспыхнуть в любой момент, поэтому, чтобы ее предотвратить, друзьям предстоит делить на двоих одну физическую оболочку. В это время новый злодей по имени Улян, коварный и циничный манипулятор, внимательно следит за происходящим, выжидая момент, чтобы нанести предательский удар, начать войну и превратить всех воюющих в ценный ресурс для своих магических снадобий.
Кто его создал
Ян Юй родился в 1980 году в Сычуани в семье медиков. Он пытался рисовать веб-комиксы и пробовал делать рекламу. После смерти отца будущий режиссер шесть лет сидел на шее у матери с ее скромной пенсией в тысячу юаней (11 000 рублей). Работал в гараже и экономил на завтраках. В 2008 году к нему пришел скромный успех: дебютная короткометражка See Through о двух сбитых летчиках враждующих стран, оказавшихся на мирном необитаемом острове, получила несколько призов на фестивалях. В ней можно увидеть мотивы, которые будут важны для автора и много лет спустя. Ян Юй открывает собственную студию и берет себе ироничный псевдоним Цзяоцзы — так называются китайские пельмени, любимая еда аниматора-аскета. В 2016 году Пельмень смог наконец продать концепт дорогого мультфильма про фольклорного героя Нэчжа продюсерам из Bejing Enlight Pictures, на тот момент третьим по успешности прокатчикам Китая. Местный кинопром болел идеей сильной национальной анимации, и инвесторы, отчаянно рискуя, вложили в проект больше 20 млн долларов. Над фильмом корпели больше трех лет. Ян Юй был режиссером и сценаристом, хотя на разных этапах над проектом работало около 1600 человек. Первый «Нэчжа» вышел в прокат летом 2019 года и заработал 742 млн долларов, став сенсацией национального масштаба. Тогдашний успех объясняется героем, создавшим новую необычную ролевую модель для детворы, отсылками к любимым фильмам их родителей, а также высоким уровнем анимации.
Патроны из Enlight загорелись идеей мифологической трилогии, которая могла бы в дальнейшем вырасти в большую киновселенную: «Нэчжа», «Цзян Цзыя» и «Птица Фэнхуан». Однако второй мультфильм споткнулся в прокате 2020 года о COVID-19 и закрытые кинотеатры, получил сдержанные рецензии и куда меньшую кассу, чем рассчитывали продюсеры, поэтому третью часть проекта пришлось сначала убрать на полку, потом совсем отменить. В итоге прокатчики решили вложиться в сиквел «Нэчжа», подняв бюджет с 25 до 80 млн долларов. Они перестали торопить режиссера с дедлайнами, а также прописали ему в контракте процент от сборов и лицензирования прав. В итоге предполагают, что Пельмешек стал по меньшей мере на 200 млн долларов богаче.
Кто такой Нэчжа
В современном Китае по сей день около полумиллиарда человек называют себя последователями шэнизма, или китайской народной религии. Кто-то на полном серьезе, кто-то — в качестве метамодернистской шутки. Первые могут ходить на праздники в храм почитаемого персонажа, остальные, скорее всего, отделаются магнитом на холодильнике или наклейкой на лобовом стекле. Как правило, героев для поклонения выбирают по профессии. В гонконгском кино полицейские и бандиты перед опасным делом ставят свечку военачальнику Гуань Юю. Он покровитель всех, кто носит оружие и рискует жизнью. Трехглазый красавец Эрлан-шэнь сражается со злыми духами и защищает от бушующих стихий; его уважают спасатели, сотрудники китайских МЧС, инженеры и строители. Царь Обезьян Сунь Укун — покровитель людей искусства, артистов, писателей, школьных учителей. Свинорылый Чжу Бацзе — патрон кулинаров, рестораторов и фермеров.
Из всей этой пестрой череды бессмертных воинов, магов, мудрецов и звероподобных людей выделяется герой по имени Нэчжа. Это ребенок, которому от трех до десяти лет (в зависимости от экранизации), он шалун, озорник, егоза и драконоборец.
Вспыльчивый, непослушный, но искренний и, по сути, очень добрый парнишка. На ногах Нэчжа способные летать по небу огненные колеса, похожие на современные ролики. В руках — копье с пылающим наконечником, на шее — шарф из красного небесного шелка, который умеет не только растягиваться на любое расстояние, но и помогает хозяину лавировать в полете. Благодаря этим предметам своим покровителем Нэчжа считает не только каждый китайский школьник, но также все таксисты, гонщики и автолюбители.
Как Нэчжа стал литературным героем
Почти все главные китайские романы («Троецарствие», «Речные заводи», «Цветы сливы в золотой вазе» и «Путешествие на Запад») написаны в годы династии Мин. в XIV–XVI веках. Это историческая эпика, приключенческие уся, реализм и даже порнография. Для минского фэнтези был придуман отдельный термин — «шэньмо сяошо» (истории про богов и демонов). Самый известный роман в этом жанре — «Путешествие на Запад» о том, как Царь обезьян сопровождал танского монаха в его многолетнем паломничестве в Индию.
Историю Сунь Укуна регулярно переиздают на русском, а вот второму эпическому шедевру в жанре «богов и монстров» повезло куда меньше. Спустя четыреста с лишним лет после создания у романа «Возведение в ранг богов» нет ни одного академического издания ни на английском, ни на русском. По этой причине события из книги и все ее персонажи практически незнакомы за пределами Китая. При этом за последние десять лет в Поднебесной было выпущено не менее двадцати фильмов, мультфильмов, сериалов и видеоигр, основанных на этой книге. Самая масштабная — кинотрилогия Уэршаня «Творение богов» с бюджетом в 450 млн долларов, среди создателей которой можно встретить Барри М. Осборна, продюсера «Властелина колец». Первый фильм трилогии заработал 369 млн долларов, он был в российском прокате полгода назад и доступен на Кинопоиске. Вторая часть вышла в Китае параллельно с новым «Нэчжа», третья еще ждет своего часа. Нэчжа появляется уже через полчаса после начала первого фильма и играет в событиях далеко не последнюю роль.
Если «Путешествие на Запад» — китайская «Одиссея», то «Возведение в ранг богов» — китайская «Илиада». История о том, как была низложена первая династия в истории Поднебесной в XI веке до н. э. Под влиянием магических сил блестящий император-воитель превращается в кровожадного тирана, против которого поднимается вся страна. Боги, полубоги, демоны и оборотни выступают в этом восстании на обеих сторонах. Среди них и маленький Нэчжа. Если нужна еще одна аналогия, то по сюжету и героям трилогия Уэршаня с анимационным циклом Ян Юя пересекаются, как джексоновская трилогия «Властелин колец» с «Хоббитом».
Почему Нэчжа так важен для китайцев
Предыстория Нэчжа рассказывается в двух главах из «Возведения». У генерала Ли Цзина, коменданта крепости на одном из главных горных перевалов Поднебесной, беременеет жена. Беременность длится больше трех лет, что наводит родителей на мысль: ребенок, скорее всего, не человек.
Женщина в итоге рождает гигантский лотос, муж разрубает цветок, и из него выскакивает трехлетний мальчишка. Он сильный, ловкий, говорящий, но очень инфантильный и дерзкий.
Все местные его боятся, считают демоном, что мальчика сильно бесит. В скором времени Нэчжа умудряется вступить в конфликт с местным Царем морских драконов. Он убивает его сына, а потом и его самого. Морские драконы объявляют людям войну, поэтому Нэчжа, пытаясь отвести угрозу от своей семьи, предпочитает совершить самоубийство. На этом ничего не заканчивается. В этой истории Нэчжа успевает дважды вернуться с того света, рассориться с отцом, после чего отец тоже жертвует собой.
По сути, звучит как обычная запутанная мифологическая история, но детям из 2025 года ее рассказать не так-то просто. Ее нужно адаптировать под современные представления, объясняя мотивы героев, и этим занимались все экранизации сюжета про Нэчжа. Первый фильм про него вышел в 1927 году и не сохранился. Первый мультфильм — в 1979-м, и его, вероятно, видел каждый китаец. Он вышел сразу же после завершения культурной революции и выглядел почти манифестом: четыре Морских драконьих царя, толкающие юного героя к смерти, напоминали «банду четырех» — группу высокопоставленных чиновников, включая вдову Мао Цзэдуна, которых обвинили в попытке захвата власти после смерти Мао, а также во всех ошибках культурной революции.
В мультфильме 2025 года мы снова сталкиваемся с противостоянием храброго мальчишки с коварной квадригой, которую по-новому интерпретируют в народе, ведь тут расклад сил совершенно другой. Нэчжа и драконы пытаются заключить перемирие, и неожиданно в дело вмешивается новый неканоничный персонаж — Улян. Вот один из примеров того, как в Китае объясняют символический смысл мультфильма.
Мао Кэчжи
Приглашенный научный сотрудник Гарварда, аспирант Школы социальных наук Университета Цинхуа
Когда фильм получает такое ошеломляющее признание, это, вероятно, происходит потому, что он попадает в нерв, вызывая массовое сопереживание в обществе. А что стало главным событием, объединившим всех китайцев после выхода в 2018 году первого «Нэчжа»? Это огромное давление, оказываемое США на Китай, включая войну тарифов, технологические санкции, геостратегическое сдерживание и дипломатические трения во время правления Трампа и Байдена. Эта коллективная память, естественно, стала самым большим источником для сопереживания мультфильму.
Дворец Нефритовой Пустоты, где восседают бессмертные даосы, символизирует западный лагерь. Все бессмертные — разные. Наставник Нэчжа — бессмертный Тайи Чжэньжэнь — представляет прогрессивные силы Запада, которые искренне передают современные знания развивающемуся миру, хотя и с определенными ограничениями. Как развитие Нэчжа не могло случиться без Тайи, так и подъем Китая во многом обусловлен импортом научных знаний, капиталов и технологий с Запада.
Постоянный соперник Тайи и главный злодей первой части — бессмертный Шэнь Гунбао — олицетворяет коллаборационистов из стран третьего мира, которые «любят Америку». Они гордятся тем, что сотрудничают с Западом, и даже готовы помогать и потворствовать ему, но в то же время чувствуют свою вину.
Бессмертный Улян — главный злодей второй части, коварный и лицемерный манипулятор — представляет США, которые считают себя маяком просвещения, но при этом сеют хаос по всему миру. Феи Оленя и Журавля символизируют поддерживающие силы, такие как Великобритания, Австралия, Канада и Япония, которые могут время от времени выражать недовольство, но неизбежно присоединяются к США.
Главный герой Нэчжа символизирует, разумеется, Китай, наделенный исключительными талантами, но долгое время подвергавшийся дискриминации за то, что он «демон». В конце концов он превращается в героя, возглавляющего сопротивление. Клан драконов, проявляющий агрессию, представляет Россию и другие бывшие страны советского блока, долгое время занимавшиеся самоистреблением, но постоянно испытывавшие давление из-за своей непохожести на других, обладающих значительной жесткой силой. Более того, некоторые драконы предали их и вступили в союз с Дворцом Нефритовой Пустоты — точно так же, как это сделали Украина, Грузия и страны Балтии.
Тем временем бродячие демоны, такие как клан сурков, кошки, собаки, солдаты-креветки и генералы-крабы, олицетворяют многочисленные развивающиеся страны по всему миру, которые стремятся повысить свой статус, но в итоге их всех превращают в эликсиры злодея Уляна.
Вердикт
В отличие от неожиданного успеха нейронки DeepSeek, к прорыву «Нэчжа 2» и его возможному влиянию на мировую расстановку сил в Америке относятся сдержаннее. Китайские блокбастеры почти никогда не становятся такими же хитами за пределами страны производства. 99% кассы эта анимация собрала в Китае, хотя, как отмечает Deadline, цифры способны поразить американцев: «Нэчжа» посмотрело 300 млн человек — больше людей, чем живет в любой стране мира, за исключением Китая, Индии и США.
За последние несколько лет западная студийная анимация целиком погрузилась в эскапизм, ностальгию и самоповторы. Если смотреть «Нэчжа» из Западного полушария, может показаться, что никто не изобретает велосипед: это очередная сказка для самых маленьких, у которой немного шансов за пределами китайского проката. Однако если знать контекст и предысторию, то в лице бойкого героя можно разглядеть также черты его создателя, долгие годы евшего только пельмешки на мамины деньги. И, очевидно, этому автору есть что сказать и про седую древность, и про современный мир, и про человеческие отношения, которые с веками не меняются.
Этот текст был впервые опубликован в марте 2025 года и обновлен в связи с выходом мультфильма на Кинопоиске.
Автор: Феликс Зилич