Найти в Дзене

Забытый однофамилец

На опушке леса стоит молодая женщина с маленькой девочкой на руках. Они хорошо освещены солнечными лучами. На матери и дочке нарядные платья, белизна которых настолько ослепительна, словно они сами излучают свет. Дополняющее наряд женщины розовое жабо с бантом на шее и розовое украшение с лентой на голове создают ощущение праздника. Художник подробно прописывает каждую деталь нарядных платьев: рюши, оборки, крупные пуговицы, каждую простроченную складочку. На фоне густой и сочной зелени леса и трав мать и дочь в светлых нарядах смотрятся особенно романтично. Мы словно слышим щебетание птиц и дыхание леса. У малышки в руках нежный жёлтый цветочек. Картина наполнена тихой радостью, любовью, нежностью, светом. Мать ласково и заботливо смотрит на своё дитя, а художник любуется ими. И это не удивительно, ведь он пишет портрет самых дорогих для себя людей: жену и дочку. Автор этого портрета Василий Верещагин. Наверное не я одна, увидев эту картину, удивилась, т.к. подумала: как не похожа эт
 В.П. Верещагин, портрет жены
В.П. Верещагин, портрет жены

На опушке леса стоит молодая женщина с маленькой девочкой на руках. Они хорошо освещены солнечными лучами. На матери и дочке нарядные платья, белизна которых настолько ослепительна, словно они сами излучают свет. Дополняющее наряд женщины розовое жабо с бантом на шее и розовое украшение с лентой на голове создают ощущение праздника. Художник подробно прописывает каждую деталь нарядных платьев: рюши, оборки, крупные пуговицы, каждую простроченную складочку. На фоне густой и сочной зелени леса и трав мать и дочь в светлых нарядах смотрятся особенно романтично. Мы словно слышим щебетание птиц и дыхание леса. У малышки в руках нежный жёлтый цветочек. Картина наполнена тихой радостью, любовью, нежностью, светом. Мать ласково и заботливо смотрит на своё дитя, а художник любуется ими. И это не удивительно, ведь он пишет портрет самых дорогих для себя людей: жену и дочку.

Автор этого портрета Василий Верещагин. Наверное не я одна, увидев эту картину, удивилась, т.к. подумала: как не похожа эта работа на другие картины известного художника-баталиста, путешественника и отважного воина Василия Васильевича Верещагина.

В.В. Верещагин. Картигны "Апофеоз войны",  "У крепостной стены."
В.В. Верещагин. Картигны "Апофеоз войны", "У крепостной стены."
В.П. Верещагин. Портрет жены
В.П. Верещагин. Портрет жены

В наши дни его имя намного более широко известно, чем имя другого его современника, автора данной картины, однофамильца и тёзки - Василия Петровича Верещагина.

Он родился в 1835 году в Перми в семье потомственного иконописца. Первыми учителями Василия, а так же его братьев, старшего Петра и младшего Митрофана стали отец и дед. Большое влияние на Василия оказал, живший в Перми, художник Афанасий Ульянович Орлов, обучавший его портретной живописи. В 21 год молодой человек поступил в Академию художеств.

В.П. Верещагин . Автопортрет
В.П. Верещагин . Автопортрет

За шесть лет обучения талант художника раскрылся в полной мере, Василий получил практически все академические награды. А в 1861 году за выпускную картину на историческую тему был удостоен золотой медали Первого достоинства, и звания классного художника. Выпускникам давалась одна общая тема, которую они должны были отразить с учётом строгих академичесих правил. Для сюжета картины было выбрано событие 1433 года, послужившее толчком для начала длительной кровопролитной междуусобной войны. Действие происходит на свадьбе молодого московского князя Василия II.

В.П. Верещагин. Великая княгиня Софья Витовтовна на свадьбе у великого князя Василия Тёмного
В.П. Верещагин. Великая княгиня Софья Витовтовна на свадьбе у великого князя Василия Тёмного

Кто-то нашептал его матери, Софьи Витовтовне, дочери великого князя литовского Витовта и вдове московского князя Василия I, старшего сына Дмитрия Донского, что один из гостей, Василий Косой, сын звенигородского князя Юрия, младшего сына Дмитрия Донского, опаясан золотым поясом, украшенным драгоценными камнями. Дело в том, что этот пояс должен был принадлежать её мужу, как старшему сыну Дмитрия Донского, но много лет назад он был украден у её свёкра Дмитрия Донского. В порыве гнева Софья срывает пояс с Василия Косого и публично обвиняет его в воровстве. Оскорблённый Василий Косой и его отец покидают пиршество. А вскоре Юрий Дмитриевич вместе с сыновьями начали боевые действия против Москвы.

Фрагмент картины
Фрагмент картины

Момент срывания пояса на свадебном пиршестве должны были отразить студенты. В одно и тоже время, на одну и туже тему было написано 5 картин разными художниками. Все они дошли до нашего времени.

Павел Чистяков
Павел Чистяков
Карл Гун
Карл Гун
Богдан Вениг
Богдан Вениг
Николай Дмитриев-Оренбургский
Николай Дмитриев-Оренбургский

Первое место было присуждено выпускнику Павлу Чистякову. Именно его картина больше соответствовала академическим меркам: идеализация реальности, театральность поз. Думаю, что сегодя первенство определялось бы совсем другими мерками. Но большие золотые медали и право пенсионной поездки за границу получили три выпускника, Василий Петрович в их числе.

Побывав во Франции, художник отправился в Италию. Большую часть времени за границей он жил в Риме. Верещагин с увлечением изучал произведения искусства старых мастеров, копировал картины и с воодушевлением создавал свои.

В 1867 году Василий Петрович представил свои картины на всемирной выставке в Париже, где за картину "Моление святой Анны, матери пророка Самуила о даровании ей сына" был награждён большой золотой медалью.

Молодая женщина, святая Анна, будучи замужем много лет, не имела детей. По взглядам израильтян того времени это считалось позором для семьи. Её муж взял в жёны другую женщину, которая родила ему детей. А Анна оставалась жить в доме и терпела оскорбления и унижения. Отчаявшись она много молилась в походном храме, прося господа послать ей сына.

 Моление святой Анны, матери пророка Самуила о даровании ей сына
Моление святой Анны, матери пророка Самуила о даровании ей сына

Однажды первосвященник Илий увидел как шевелятся её губы, но не слыша её голоса, подумал, что женщина пьяна. «Вытрезвись от вина твоего и иди от лица Господня», - сказал он ей. «Нет, господин мой, – кротко отвечала ему Анна, – вина я не пила. Только изливаю душу мою пред Господом от великой печали моей». И женщина поведала ему своё горе. Тогда Илий сказал ей : «Иди с миром, и Бог исполнит прошение твое». И Анна вскоре действительно родила сына, пропока Самуила. На картине мы видим коленопреклонённую женщину, лицо которой наполнено глубокой печалью и мольбой, а прижатые к груди руки подчёркивают сильное душевное напряжение и страстный порыв.

Главными направлениями творчества Верещагина здесь в Италии и дальнейшем были исторический и портретный жанр. Он изучал особенности лиц местного населения, национальную одежду. В Риме Василий Петрович познакомился с Александрой Николаевной Якоби, женой художника Валерия Ивановича Якоби, с которым Верещагин вместе учился в Академии у профессора Алексея Маркова, истрического живописца.

-14

Александра Николаевна приехала в Рим вместе с мужем в 1866, а через год уже присоединилась к силам Гарибальди в освободительном движении за объединение Италии в качестве медсестры. В одном из боёв много гарибольдийцев было захвачено в плен.

-15

Их держили в монастыре на каменном полу. Было много раненых, но за ними никто не ухаживал. Александра Николаевна добилась разрешения приходить в монастырь и помогать им, тем самым спасла многим жизнь. Василий Петрович был восхищён её мужеством и сам просил позировать для портрета.

А.Н. Якоби-Толиверова
А.Н. Якоби-Толиверова

Это была всесторонне интересующаяся, образованная женщина, с твёрдым и решительным характером: журналистка, писательница, перводчица. Она стала первым переводчиком поэзии Лермонтова и Некрасова на итальянский язык. Написала мемуары о Гарибальде, Ференце Листе и Фёдоре Достоевском, под её редакцией выходил детский журнал "Игрушечка", для которого она перевела многие сказки Жорж Санд.

После возвращения Василия Верещагина на родину в 1869 году, Академия художеств высоко оценила мастерство художника. В 34 года он был назначен профессором портретной и исторической живописи, кроме того ввиду «замечательных трудов» получил от Императорской Академии Художеств пенсионерское содержание еще на пять лет для работы в России. Василий Петрович стал преподавать в Академии рисунок и композицию. На этой должности он проработал более 20 лет.

Женские портреты удавались Верещагину особенно хорошо.

Один из них всегда привлекает внимание зрителей благородным и красивым лицом. Это портрет Надежды Павловны Боголюбовой, жены художника-мариниста, внука писателя Александра Радищева, Алексея Петровича Боголюбова, очень любившего свою жену.

Н.П. Боголюбова
Н.П. Боголюбова

Надежда была дочерью полковника Нечаева Павла Павловича. Но рано осиротев воспитывалась в Екатерининском институте благородных девиц, а затем жила в Париже со своим единственным родственником дядей Николаем Арсеньевичем Жеребцовым, литератором, инженером путей сообщения. Здесь она и познакомилась со своим будущим мужем, который был старше её на 15 лет.

С.А. Макаров. Портрет А.П. Боголюбова
С.А. Макаров. Портрет А.П. Боголюбова

Алексей Боголюбов в своих записках так писал о встрече с ней: "Я встретился в Париже снова с Надеждой Павловной Нечаевой... Прежде я мало обращал внимания на молоденькую институтку ордена св. Екатерины. Но тут она мне очень приглянулась. Это не была красавица высокая, массивная, черноокая, но, напротив, миниатюрная девица с прекрасными умными глазами, русыми волосами и ртом невыразимой приятности. Чудный овал её лица высился над стройным пропорциональным корпусом. Все движения её были просты, не изысканны, но полны врождённой грации. Существо это меня остановило."

Это описание Надежды Павловны сочетается с её образом на картине Верещагина, который тоже останавливает нас.

-20

Прекрасное открытое лицо. Большие красивые глаза смотрят на нас внимательно и печально, лёгкий румянец проступил на щеках, мягкий овал лица и сомкнутые, нежно очерченные губы, без слов говорящие о затаённой печали. А печали было много. Их первый ребёнок умер прожив всего несколько дней. "Но не долго я был счастлив! - пишет в своих записках Алексей Боголюбов, - на бал-маскараде Надежда Павловна простудилась, захворала воспалением лёгких, которое и свело её в могилу через 5 лет". Рожденние второго ребёнка совсем ослабило здоровье Надежды Павловы. Она умерла в марте 1865 года в 26 лет. А второй ребёнок, сын Николай, умер через три месяца после неё, недожив и до года. Но благодаря портретам художников её жизнь продлилась в памяти потомков.

В начале 1870-х годов Василий Петрович по заказу исполнил серию больших картин на тему русских былин на особом рубчатом полотне похожем на гобелен, для украшения дворца великого князя Владимира Александровича в Петербурге. Картина из этой серии «Илья Муромец на пиру у князя Владимира» была представлена на всемирной выставке в Париже в 1873 году и получила золотую медадь. Художник, опираясь на старинные былины, отразил на картине щедрое хлебосольное застолье, и радушного хозяина, приветствующего богатыря.

Василий Петрович Верещагин много писал картин на библейскую тему. Для Храма Христа Спасителя в Москве он написал шесть полотен, представляющих единый цикл. Высота каждого из них 5 метров, ширина 3. Колосальная работа! 5 декабря 1931 года по решению советской власти и личному распоряжению Сталина храм был взорван.

Храм Христа Спасителя до 5 декабря 1931 года
Храм Христа Спасителя до 5 декабря 1931 года
-23

Работы художника были чудом сохранены. По какой-то причине они были сняты со стен, хотя уникальных работ талантливых мастеров в храме было много. Картины намотали в рулоны и отправили в Ленинград в Казанский собор, где в то время находился музей истории религии и атеизма.

-24

В холодном и сыром подвале здания они пережили блокаду и находились там почти до самого конца столетия. Полотна были очень повреждены, краска начала осыпаться, от сырости появилась плесень. Рестовраторы проделали огромнейшую восстановительную работу. Сейчас эти картины находятся в алтарной части Храма Христа Спасителя со стороны главного престола, поэтому обычные посетители их видеть не могут. Вот эти картины:

-25
-26
-27

Картины Верещагина на историческую тему потрясают своим мастерством, глубоким знанием истории, интересным композиционным построением, ярким видением, зримостью сцен из жизни того времени в котором сам художник не жил.

«Защитники Свято-Троицкой Сергиевской лавры в 1608 году»
«Защитники Свято-Троицкой Сергиевской лавры в 1608 году»
Киево-Печерская лавра
Киево-Печерская лавра

Василий Петрович создал удивительный альбом «История Государства Российского в изображениях Державных его Правителей» состоящий из 70-и изображений русских правителей от Рюрика до Николая II. Каждый лист сопровождается пояснительным текстом. Альбом был издан в 1890 году.

-30

В предисловии к нему Художник писал:

"Приступая к выбору и составлению этих рисунков, я не задавался целью захватить и картинно изобразить все замечательные события более чем тысячелетней жизни России...А намеревался представить общую картину роста, развития и постепенного возвышения России... рисунки могут быть рассматриваемы как иллюстрированная хронология, которая может и заинтересовать изучением русской истории, и облегчить его"...
-31

В 1909 году Василия Петровича Верещагина не стало. Он был похоронен на Успенском кладбище (ныне Северном) в Петербурге рядом со своей женой Агрипиной Александровной, которая умерла в 1901 году.

Пётр Петрович Верещагин, портрет брата. Фотография
Пётр Петрович Верещагин, портрет брата. Фотография

Художник трудился до самых последних дней своих. Тяжело заболев, Василий Петрович передал в дар Пермскому Научно-промышленному музею, созданному в 1890 году, многие свои картины, а также часть работ своего брата Петра, тоже талантливого живописца-пейзажиста, умершего в 1886 году.

-34

Картины братьев послужили началом создания в этом музее художественного отдела, ныне это Пермская государственная художественная галерея.

В семейной жизни Василий Петрович был благополучным и счастливым человеком. Об этом красноречиво говорит и портрет жены Агрипины Александровны, дочери потомтвенного почетного гражданина Александра Курочкина. На портрете она держит своего первенца, дочку Марию. А всего в семье родилось 12 детей. Кто-то из них умер в раннем возрсте, кто-то в годы революции и гражданской войны.

-36

Больше всех повезло последней дочери Наталье, дожившей до старости. Она окончила институт благородных девиц, унаследовала от отца талант художницы. Вышла замуж за офицера Евгения Новохатного. А в 1917 году у них родилась дочка Ирина, внучка Василия Петровича. Через два года семья бежала от ужасов революции за границу в Сербию. Наталья писала иконы и продавала их, а после Второй мировой войны они переехали в Торонто. Внучка тоже пошла по стопам деда и матери, закончила Художественную Академию в Сербии, тоже писала иконы. В 84 года она впервые побывала в России.

Династия Верещагиных началась с иконописцев и, как видим, продолжилась и в следующем столении.

Благодарю всех заглянувших на мой канал!

Видеоверсию рассказа вы можете посмотреть здесь