В СССР было много ярких юных звездочек. Молодые актеры успевали блеснуть, полюбиться зрителям и пропасть из виду по самым разным причинам. Серёжа Тихонов покорил весь Союз после роли в новелле «Вождь краснокожих» Леонида Гайдая, но затем появился лишь в считанных фильмах — и всё; он погиб в 1972-м, вскоре после возвращения из армии. Сестры Оля и Таня Юкины, снявшиеся в «Королевстве кривых зеркал» у Александра Роу, тоже больше в кино не работали. Были, конечно, и те, кто становился настоящим актером, — например, Виктор Косых в детстве снялся в фильмах «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен» и в трилогии «Неуловимые мстители», окончил ВГИК и снимался достаточно регулярно, пусть и не на первых ролях. Похоже судьба сложилась и у юной актрисы Ии Нинидзе — звезды советского мюзикла «Небесные ласточки».
От инженера Гарина к мюзиклам
Этот фильм появился благодаря счастливому стечению обстоятельств. Леонид Квинихидзе пошел в кино благодаря отцу, который был режиссером, во время войны снял «Котовского», а после неё — «Девушку с гитарой» и «Трактир на Пятницкой». Первое время Квинихидзе тоже работал в серьезных жанрах, но в 1972-м его экранизацию книги «Гиперболоид инженера Гарина» сильно раскритиковали, и он решил заняться музыкальным кино. Уже первый блин оказался вовсе не комом — фильм-водевиль «Соломенная шляпка» оказался принят очень тепло, а Квинихидзе получил предложение перенести на экран и оперетту «Мадемуазель Нитуш», которая и получила «киношное» название «Небесные ласточки».
Сюжет в оперетте, разумеется, был совсем несерьезным и условно театральным. Действие происходит в первой половине XIX века где-то в провинциальной Франции; Дениза — юная воспитанница монастырского пансиона со строгими нравами, которая разоблачает ведущего двойную жизнь учителя музыки и тайком под другим именем пишет фривольные оперетты. Но и Денизе больше нравится петь и танцевать — и однажды она пользуется выпавшим ей шансом, чтобы тоже начать новую жизнь на подмостках театра под псевдонимом мадемуазель Нитуш.
Без Миронова никуда
Для этого фильма Квинихидзе снова — как и в «Соломенной шляпке» — собрал звездный состав. Роль учителя музыки Селестена и тайного композитора Флоридора практически без конкуренции забрал Андрей Миронов. Лейтенантом Фернаном мог стать Михаил Боярский, но актер предпочел более серьезный фильм «Старший сын»; в итоге пригласили певца Сергея Захарова — его герой говорит другим голосом (озвучивал Олег Басилашвили), но поёт самостоятельно. В «Ласточках» мог появиться и Владимир Высоцкий — его Квинихидзе приглашал сыграть майора; но Высоцкий вынужден был отказаться, и эта роль досталась Александру Ширвиндту.
С Людмилой Гурченко получилась очень любопытная коллизия. По слухам, в начале семидесятых актриса решилась на пластическую операцию, которая прошла очень удачно. Кроме того, ей удалось преодолеть почти десятилетнее забвение и вернуться на большой экран. И в «Небесных ласточках» она претендовала ни много ни мало на роль Денизы-Нитуш, хотя ей все намекали, что этот персонаж младше её почти в три раза. Впрочем, пробы показали, что Гурченко не подходит — кинопленка хорошо показывает настоящий возраст, что незадолго до съемок «Ласточек» продемонстрировала Любовь Орлова в «Скворце и Лире».
Ну а Квинихидзе нашел ту Денизу, которая ему была нужна. Ия Нинидзе выросла в актерской среде, занималась хореографией и уже снималась в кино. Правда, ей было всего 15 лет, и 35‑летнего Миронова это сильно смущало — ему предстояло играть в любовь со школьницей. Но кино действительно состоит из условностей, так что Миронов с Нинидзе смогли найти компромисс — он подкармливал свою «возлюбленную» пирожками, а она не называла его «дядя Андрей» на публике.
Немузыкальные проблемы
Фильм у Квинихидзе получился — он вообще оказался мастером музыкального кино, в котором работал до середины восьмидесятых, сняв ещё фэнтези «31 июня» и сказку «Мэри Поппинс, до свидания». Но если «Соломенная шляпка» обошлась без скандалов, уже «Небесным ласточкам» пришлось нелегко. Фильм показали по телевидению в декабре 1976 года, отзывы были хорошие, а уже в 1977-м Сергей Захаров оказался за решеткой; по одной версии — за драку в публичном месте, по другой — из-за конфликта с крупным милицейским начальником. Он просидел за решеткой год, потом почти безвылазно сидел в Ленинграде, и лишь в перестройку снова смог выступить перед поклонниками в Москве. Впрочем, до запрета фильма дело тогда не дошло; «Ласточек» иногда показывали повторно к удовольствию зрителей.
Хуже было со следующими работами режиссера — «31 июня» после первого показа положили на полку из-за бегства за границу солиста Большого театра Александра Годунова. Да и с «Мэри Поппинс, до свидания» могли быть проблемы после того, как Наталья Андрейченко вышла замуж за актера Максимилиана Шелла — но времена уже были другие, так что волшебная няня осталась со зрителями.
Ия Нинидзе после успеха «Небесных ласточек» голову не потеряла. Она окончила ВГИК, где училась на курсе Сергея Бондарчука и Ирины Скобцевой, работала в театре имени Шота Руставели в Тбилиси. В 1990-е она перебралась в Москву, работала в театре, но вынуждена была уйти из труппы после серьезной травмы. Сейчас у неё весьма внушительная фильмография, она часто появляется в российских сериалах; сама она в своей карьере выделяет фильм Тенгиза Абуладзе «Покаяние», хотя и признает, что больше всего её знают как мадемуазель Нитуш из «Ласточек».
АиФ в MAX https://max.ru/aif
АиФ в Телеграм
Официальный канал АиФ https://t.me/aifonline
АиФ. Здоровье https://t.me/aif_health
АиФ. На даче https://t.me/aif_dacha
АиФ. Кухня https://t.me/aif_food
Вопрос-Ответ — вопросы, ответы, викторины и интересные факты обо всем на свете. https://t.me/aif_vo