Найти в Дзене
FIK

Гонка за кадрами: Почему мы забыли, что такое комфортная игра?

В мире видеоигр есть темы, которые вызывают поистине религиозные споры. Одна из них — священная война за FPS (frames per second, или кадры в секунду). Я давно хотел высказаться на этот счёт, и меня до сих пор не перестаёт удивлять та волна ничем не обоснованного негатива, что поднимается в сети с выходом каждой новой игры. Вот знакомый сценарий: выходит долгожданный проект, и первое, что делают тысячи пользователей на форумах — жалуются. «Всего 60-80 FPS на ультра-настройках! Ужасная оптимизация!» — пишут они, и тон этих сообщений неизменно носит характер чуть ли не личной обиды. И знаете, это начинает по-настоящему утомлять. Давайте начистоту. За два десятилетия в гейминге я усвоил одну простую истину: главный критерий комфортной игры — не абстрактная цифра в углу экрана, а стабильность. Неважно, 30, 60 или 120 кадров в секунду выдает ваша система. Если этот показатель устойчив, нет просадок, фризов и подлагиваний — вы с большой вероятностью даже не заметите разницы. Игра будет выгляд

В мире видеоигр есть темы, которые вызывают поистине религиозные споры. Одна из них — священная война за FPS (frames per second, или кадры в секунду). Я давно хотел высказаться на этот счёт, и меня до сих пор не перестаёт удивлять та волна ничем не обоснованного негатива, что поднимается в сети с выходом каждой новой игры.

Вот знакомый сценарий: выходит долгожданный проект, и первое, что делают тысячи пользователей на форумах — жалуются. «Всего 60-80 FPS на ультра-настройках! Ужасная оптимизация!» — пишут они, и тон этих сообщений неизменно носит характер чуть ли не личной обиды. И знаете, это начинает по-настоящему утомлять.

Давайте начистоту. За два десятилетия в гейминге я усвоил одну простую истину: главный критерий комфортной игры — не абстрактная цифра в углу экрана, а стабильность. Неважно, 30, 60 или 120 кадров в секунду выдает ваша система. Если этот показатель устойчив, нет просадок, фризов и подлагиваний — вы с большой вероятностью даже не заметите разницы. Игра будет выглядеть плавно и цельно.

Принято считать, что золотой стандарт — это 60 FPS. Всё, что выше, многие называют избыточным. Я не буду столь категоричен, но подчеркну: стабильные 60 кадров — это более чем достаточно для великолепного опыта в подавляющем большинстве игр. Более того, грамотно настроенные и стабильные 30 FPS — вовсе не приговор, а вполне приемлемый вариант, который не будет «резать глаз».

Так откуда же эта массовая истерия? Почему люди так гонятся за цифрами? Ответ лежит на поверхности: маркетинг. Маркетологи крупных компаний проделали феноменальную работу, внушив нам, что счастье измеряется в мегагерцах и кадрах. Нет у вас 4K? Вы должны его купить! Нет 144 Гц? Ваш монитор устарел! Видеокарта не выдает 100+ FPS в новом AAA-тайтле? Срочно апгрейд!

И самое забавное — чаще всего эти жалобы исходят от владельцев классических 60-герцовых мониторов, которые физически не могут отобразить все эти вожделенные кадры. Возьмём для примера недавний релиз Oblivion — тот самый злополучный ремастер. Да, игра имеет право критиковаться за баги и лаги. Но когда причина недовольства звучит как «у меня всего 80 FPS», возникает резонный вопрос: а сколько вам нужно? 100? 200? Восемьдесят — это отличный, плавный показатель, при котором можно получать удовольствие от геймплея, если он, повторюсь, стабилен.

Я прекрасно понимаю важность высокого FPS в соревновательных онлайн-играх, где каждый кадр на счету. Но и тут проблема зачастую не в железе, а в качестве интернета или загруженности серверов. Однако виноватым снова назначают «игру».

Позвольте мне поделиться личным опытом. Я играл на всём: от Dendy и Sega Nintendo до PlayStation, Xbox и, конечно, PC. И, чёрт возьми, даже стабильные 30 кадров в секунду на старых консолях воспринимались как нечто само собой разумеющееся и абсолютно нормальное. Мы наслаждались игрой, а не счётчиком FPS.

Проблема современных геймеров в том, что их основательно обработали маркетологи. Теперь им буквально наплевать на всё в игре, кроме того, сколько кадров выдает их видеокарта. Это начинает надоедать, потому что вместо адекватных обзоров и обсуждения геймплея, сюжета и атмосферы ты погружаешься в бесконечные споры о «плохой оптимизации».

Хочется крикнуть: «Люди, опомнитесь! Счастье не в FPS!» Хватит раздувать проблемы на пустом месте. Компаниям нужно продавать вам новые мониторы с разрешением 8K и частотой 300 Гц, новые видеокарты с «ИИ-улучшателями» кадров. Они создают искусственный спрос, а мы его охотно потребляем.

Конечно, уже многие понимают, что «искусственный» FPS — это не всегда честно, и это радует. Но почему-то когда речь заходит о конкретных играх, все забывают о здравом смысле и требуют от них фантастической производительности.

Вместо того чтобы требовать невозможного, возможно, стоит просто грамотно настроить графику под возможности своего железа, добиться стабильной частоты и наконец-то начать играть, а не benchmark-тестировать. Поверьте, даже 60 FPS будет более чем достаточно для получения удовольствия.

И самое главное — давайте вернём дискуссию в конструктивное русло. Вместо жалоб на низкий FPS, разработчикам важно слышать о реальных проблемах: багах, плохом геймдизайне, неинтересной истории. Многие студии действительно читают отзывы и хотят улучшить свой продукт. Но что они увидят? Бесконечные скриншоты счётчика FPS.

Если позволите, я поделюсь своим личным выводом, к которому я пришёл за эти годы. Для меня погоня за FPS стала своеобразной метафорой нашей одержимости цифрами в ущерб сути. Мы измеряем успех гигабайтами оперативной памяти, терафлопсами мощности и количеством кадров, забывая спросить себя: «А я сейчас получаю удовольствие?».

Мой ответ — нет, счастье не в FPS. Оно — в том самом моменте, когда ты настолько поглощён происходящим на экране, что забываешь включить счётчик. Когда от захватывающего сюжета, гениальной игровой механики или просто прекрасного виртуального мира перехватывает дыхание, и тебе абсолютно всё равно, 60 у тебя кадров или 75.

Игры — это искусство. А мы не ходим в картинную галерею с люксметром, чтобы замерить уровень освещённости каждого полотна. Мы приходим, чтобы прочувствовать их. Мы смотрим кино не ради разрешения проектора, а ради истории.

Конечно, техническая сторона важна. Никто не спорит, что плавность и детализация улучшают восприятие. Но она вторична. Она — средство, а не цель. Трагедия современного гейминга в том, что мы позволяем средству затмить собой цель.

Поэтому я призываю вас к одному простому эксперименту. В следующий раз, запуская новую игру, отключите на первых час-два все счётчики и индикаторы производительности. Просто играйте. Слушайте свои ощущения. Режет ли глаз картинка на самом деле? Или это вам всего лишь сказали, что она должна резать? Вы чувствуете лаги, или вам просто показалось, потому что цифра чуть дрогнула?

Вероятно, вы обнаружите, что многие «проблемы» были навязаны вам извне. Что можно быть счастливым и на стабильных 60, и даже на 30 FPS, если игра того стоит.

Давайте перестанем быть тестировщиками железа и снова станем игроками. Давайте требовать от разработчиков не бездумной мощности, а стабильной работы, гениальных идей и захватывающих миров. Именно это, а не абстрактная цифра в углу экрана, делает игры по-настоящему великими.

А вы как считаете? Нужно ли гнаться за максимальным FPS любой ценой, или это действительно умелый маркетинговый ход? Какой показатель вы считаете по-настоящему комфортной игры? Делитесь своим мнением в комментариях.