Гробница Тутанхамона была вновь открыта, и то, что исследователи нашли внутри, может полностью переписать всё, что мы знаем о Древнем Египте.
Скрытая дверь
Всё началось с того, что выглядело как самая обычная стена. Просто краска и штукатурка в погребальной камере фараона Тутанхамона. Но недавно учёные направили на эти стены георадарные устройства, проникающие сквозь землю, и ответный сигнал был каким-то странным и бессмысленным. За северной и западной стенами гробницы Тутанхамона что-то скрывалось. Что-то полое. Что-то, похожее на другую комнату. Внезапно у учёных возникла идея, что гробница Тутанхамона может быть просто боковой камерой к гораздо большему и более древнему месту захоронения. И кому же оно могло принадлежать? Наиболее вероятный кандидат это царица нефертити. Но почему это так важно? нефертити была не просто царицей. Она была могущественной. Она правила как самостоятельный фараон. И место её последнего упокоения так и не было найдено. Ни гробницы, ни мумии, ни окончательного захоронения. Египтологи потратили десятилетия на поиски улик, но всё это время она могла быть спрятана прямо за самой известной гробницей в мире. Но потом всё стихло. Подозрительно. Никаких новых сканирований, никаких публичных объявлений. Некоторые начали задаваться вопросом, было ли что-то найдено и об этом умолчали?
Были ли власти обеспокоены повреждением гробницы? Или просто было слишком рискованно открывать запечатанный проход трёхтысячелетней давности, который мог разрушить всё сооружение? Если нефертити действительно находится за этой стеной, это изменит всё, что мы знаем о восемнадцатой династии. Это могло бы объяснить, почему гробница Тутанхамона была такой маленькой, почему она выглядела подготовленной наспех и почему некоторые сокровища внутри кажутся позаимствованными у кого-то другого: даже его золотая маска, которая, возможно, была сделана вовсе не для него. Некоторые исследователи указывают, что уши на маске позже были изменены, и картуш на спине, возможно, тоже.
Некоторые фигуры, нарисованные на стене, имеют необычные черты лица: например, у них более тонкие шеи, более мягкие подбородки, что навело некоторых учёных на мысль, что изначально они должны были изображать женщину, а затем были переработаны в соответствии с историей Тутанхамона. Была ли переработана вся комната? Если нефертити действительно прячется за этими стенами, она могла прекрасно сохраниться. Нетронутая с тех пор, как древние руки запечатали её. И это была бы не просто ещё одна мумия. Это был бы недостающий фрагмент головоломки древней семейной драмы о королеве, чей взлёт, падение и исчезновение ставили экспертов в тупик на протяжении столетия.
Очередное проклятие?
Если за этими древними оштукатуренными стенами действительно что-то или кто-то спрятан, возможно, это лучше оставить нетронутым. Именно об этом многие начали шептаться, когда странные события последовали за возобновлением исследований гробницы Тутанхамона. Потому что это не первый случай, когда вокруг неё происходят загадочные вещи. Идея проклятия витала с того самого момента, как гробница была впервые открыта в двадцатых годах прошлого века. Когда Говард Картер и лорд карнарвон обнаружили гробницу в тысяча девятьсот двадцать втором году, мир был наэлектризован в предвкушении. Нетронутые сокровища, запечатанные комнаты, сам мальчик-фараон: казалось, история ждала этого момента. Но всего через несколько месяцев после открытия карнарвон умер. Он порезался, когда брился, в рану попала инфекция, и он умер в Каире. Это можно было бы списать на совпадение, если бы в тот самый момент в его доме в Англии не погас свет. И если бы его собака не упала замертво в тот же день. Газеты пришли в неистовство. Они утверждали, что проклятие было реальным, что древние предупреждения были проигнорированы. Один нью-йоркский заголовок кричал, что Проклятие фараона требует ещё одной жертвы!
И в последнее время это беспокойство вернулось. После недавнего повторного осмотра стен гробницы, особенно в связи с поисками нефертити, дела снова пошли наперекосяк. Учёный, работающий с радиолокационным оборудованием, потерял сознание во время сканирования. Другой сотрудник, занимающийся логистикой, попал в автомобильную аварию по дороге на место. Третий, входивший в группу реставраторов, оказался в больнице с внезапной инфекцией. Всё это объяснимо. Ничего особенно редкого. Но в совокупности это вызывает удивление. Некоторые даже верят, что проклятие не сверхъестественное, а экологическое.
Плесень? Бактерии? Древние токсины, высвободившиеся при взломе камер? Существует теория, что споры коричневой плесени могли образоваться на органических материалах, таких как продукты питания или постельное бельё, и их вдыхание может вызвать серьёзное заболевание. Возможно, так называемое проклятие просто совпадение. Может, это миф. Или, может, некоторые двери были запечатаны не только для того, чтобы не пускать людей, но и для того, чтобы что-то сохранить внутри.
Золотая погребальная маска
Есть одна вещь Тутанхамона, которую все знают: это его легендарная золотая посмертная маска. Это не просто украшение. Она была задумано для того, чтобы превратить мальчика-фараона в бога. Изготовленная из более чем девяти килограммов чистого золота, инкрустированная лазуритом, обсидианом, кварцем и цветным стеклом, маска должна была гарантировать, что боги узнают его в загробной жизни. Но вот о чём мало кто догадывается: маска, возможно, была сделана не для него. Некоторые полагают, что лицо, которое мы все знаем сегодня, изначально принадлежало кому-то другому: скорее всего женщине.
Возможно, даже нефертити. Исследования ушей маски, первоначально проколотых, позволяют предположить, что она могла быть сделана для правительницы. И при ближайшем рассмотрении оказывается, что на картуше на маске имя Тутанхамона выгравировано поверх другого. Как будто история была переписана. Тем не менее, маска это не только про личность. Это ещё и про секреты. В две тысячи пятнадцатом году учёные просканировали маску с помощью современного оборудования для визуализации и обнаружили микроскопические иероглифы, вырезанные внутри воротника, невидимые невооружённым глазом.
Эти загадочные надписи призывают к защитным заклинаниям из Книги мёртвых: древним ритуалам, призванным защитить душу в её путешествии. Несмотря на то, что маске более трёх тысяч лет, она почти не утратила своего блеска. Её чистили, изучали, сканировали, и всё же в ней по-прежнему хранится нечто неприкосновенное. Стоять перед этим артефактом в Египетском музее это всё равно что смотреть на божественный объект. Это не просто произведение искусства. Это портал в мир, где золото было защитой, а красота силой. И чем больше мы изучаем маску, тем больше она сопротивляется полному пониманию, как будто охраняет что-то гораздо более глубокое, чем просто лицо мумии.
Колесницы, кинжалы и огонь
Возможно, Тутанхамон и умер молодым, но его похоронили не как ребёнка. Его гробница была напичкана снаряжением, достойным взрослого правителя. В общей сложности в тесную гробницу втиснули целых шесть разобранных колесниц, некоторые с тонкими деревянными рамами, а другие укреплённые бронзой. Это не были церемониальные предметы. На них были следы реального использования: потёртые колёса, изношенные шарниры. Такой износ можно ожидать от быстрой езды. Возможно, даже от гонок. Рядом с колесницами лежали десятки ружей. Там были луки, стрелы, бумеранги и кинжалы. Один из них стал легендарным, так называемый космический кинжал.
Клинок, выкованный из метеоритного железа. Во времена, когда железо ценилось дороже золота, это оружие было чем-то особенным, свалившимся с неба, причём буквально. В Древнем Египте металл, падавший с небес, был не просто редкостью. Он был божественным. Но не всё оружие было целым. Некоторые экземпляры были обожжены, искорёжены и треснули от сильного жара. Когда учёные проанализировали обугленные останки, они обнаружили свидетельства, указывающие на экстремальные температуры, вызванные не факелами, а, возможно, химической реакцией в процессе бальзамирования. Это одна из причин, по которой мумия Тутанхамона обгорела и почернела: возможно, из-за бурной реакции масел и смол в запечатанной гробнице.
Но зачем такому молодому фараону понадобилось так много боевых инструментов? Сражался ли он на самом деле, или это были просто характерные символы? Некоторые считают, что они были частью царского образа, изображавшего его сильным и победоносным. Другие предполагают более практическую причину, по которой Египет был нестабильным во время его правления, и каждому фараону нужно было демонстрировать своё господство. Неважно, участвовал ли он в битве или нет, гробница рассказывает историю человека, подготовленного к конфликту в жизни и в смерти. Колесницы для скорости. Стрелы для расстояния. И нож из космоса, готовый пронзить и врагов, и вечность.
Шепоты в стенах
Войдите в погребальную камеру Тутанхамона и произнесите одно единственное слово. Звук поведёт себя не так, как вы ожидаете. Он задержится. Раздастся эхом. Иногда с интонацией, которая кажется не совсем правильной. Это едва уловимо. Но как только вы это заметите, это будет трудно игнорировать. Гробница не просто хранит тишину, она формирует её. Исследователи изучили пространство и обнаружили, что дизайн стен и потолков создаёт странные вибрации. Мягкие звуки неестественно растягиваются. Определённые частоты усиливаются. И это не только в главной комнате. В пристройках и боковых комнатах шаги, кажется, преследуют вас, а голоса будто бы доносятся сзади, даже когда вы одни.
Было ли это сделано намеренно? Это пока что неясно. Древнеегипетские строители были точны. Их памятники были выровнены по звёздам, их храмы спроектированы так, чтобы свет падал в определённые точки в определённые дни года. Возможно ли, что они также понимали, как манипулировать звуком? Так думают некоторые исследователи. В крупных храмах, таких как карнак и дендера, подобные звуковые явления наблюдались в глубоких камерах, где голоса, кажется, отдаются эхом, как хор. В гробнице Тутанхамона эти эффекты незаметны, но жутковаты. Гиды часто понижают голоса внутри. Не из уважения, а потому, что из-за акустики всё звучит слишком близко, слишком интимно.
Как будто кто-то или что-то подслушивает. Могло ли это служить духовной цели? Возможно. В египетском мировоззрении гробница была не просто местом захоронения. Это были ворота. Комната, где мёртвые продолжали жить и общались с богами. В этом смысле шёпот, отражающийся от камня, мог восприниматься как ответ. Или предупреждение. Был ли этот эффект запланированным или случайным, он добавляет ещё один слой к странной атмосфере гробницы. Место, где время останавливается, золото поблёскивает в мерцающем свете, а стены говорят не голосами, а присутствием.
Трубы Тутанхамона
Из всех предметов, захороненных вместе с Тутанхамоном, двум из них следовало хранить молчание. Одна сделана из серебра, другая из бронзы: обе древние трубы, изящные и церемониальные, предназначенные для того, чтобы пронзать воздух королевской властью. В течение трёх тысяч лет к ним никто не прикасался. Затем, в тысяча девятьсот тридцать девятом году, Би-би-си решила воспроизвести одну из них в прямом эфире. Опытный музыкант попытался дунуть в бронзовую трубу во время трансляции. Но за несколько секунд до выхода в эфир инструмент треснул. Его пришлось чинить. Шоу продолжилось, древний рожок издал завораживающий, воинственный звук. А через несколько недель разразилась Вторая мировая война. Совпадение? Возможно. Но это ещё не всё. На этой трубе не играли десятилетиями, пока кто-то не попробовал снова в шестидесятых годах, и на Ближнем Востоке вспыхнул ещё один конфликт. А в две тысячи десятых годах, после того как трубу ненадолго сняли с витрины для осмотра, Египет вдруг сотрясли политические волнения. К тому времени даже некоторые официальные лица в Каире стали называть её военной трубой. Один куратор музея однажды очень осторожно пошутил, что на ней никогда не следует играть, если кто-то не готов развязать ещё один глобальный конфликт.
Учёные полагают, что эти трубы использовались в церемониях созыва войск или в ознаменование прибытия королевской процессии. Другие думают, что они обладали духовной силой. Они были найдены в отличных местах внутри гробницы, тщательно завёрнутые, положенные рядом с царём, как если бы они были священными. На бронзовой трубе есть иероглифы, напрямую связывающие ее с амоном, богом царствования и войны. Сегодня они остаются за стеклом, на них не играют. Трещины заделаны, блеск восстановлен. Но они не забыты. Аудиозапись той передачи, вышедшей в тысяча девятьсот тридцать девятом году, всё ещё существует: леденящий душу, отдающийся эхом взрыв из древнего мира.
Неясно, на какой частоте он прозвучал и какой резонанс вызвал. Но если звук может пройти сквозь историю, возможно, это был именно он.
Ужасное бальзамирование
Тело Тутанхамона было просто ужасным. Когда исследователи впервые осмотрели его мумию, они были безумно шокированы. Кожа потемнела, почти обуглилась. Само тело было хрупким, сморщенным и сильно изуродованным. Части скелета были сломаны. А пропитанные смолой обёртки срослись, почти как расплавленный пластик. Сначала многие люди предположили, что это просто возраст или, возможно, результат плохой мумификации. Но когда судебные химики провели тесты на белье, они обнаружили нечто гораздо более странное: следы ожогов, сильные термические повреждения, всё это исходит изнутри гробницы. Тело фараона, по сути, сварилось в собственном саркофаге. Суть в процессе бальзамирования или точнее в спешной и небрежной его версии. Древние бальзамировщики часто использовали смолы и масла для сохранения тела, покрывая его толстыми слоями легко воспламеняющихся веществ. Но с Тутанхамоном они переборщили. Бельё было пропитано органическими маслами. Как только гроб был плотно запечатан в небольшой герметичной камере, эти масла вступили в реакцию с захваченным внутри кислородом и, возможно, вызвали своего рода медленное химическое сгорание. Говоря современным языком, это похоже на своего рода внутренний пожар.
И это ещё не всё. Бальзамирование было далеко неполным. У тела отсутствовали грудина и рёбра. Сердце, которое считалось самым священным органом для суда в загробной жизни, исчезло. Не было аккуратно извлечено. Просто исчезло. Оно было сожжено, уничтожено или, возможно, его вообще не сохранили. Для фараона это было просто немыслимо. К чему такая спешка? Некоторые считают, что смерть Тутанхамона была совершенно неожиданной, и у бальзамировщиков просто не было времени следовать протоколу. Другие считают, что его смерть, возможно, была политически щекотливой, что вынудило священников быстро похоронить его, прежде чем кто-либо успел начать задавать вопросы.
Существует даже теория, что часть похорон проводилась тайно, а официальные лица спешили завершить ритуалы. Какова бы ни была причина, результат был не похож на любую другую королевскую мумию, когда-либо найденную. Почерневшее, сморщенное тело внутри гробницы, набитой золотом. Фараон, которому предназначалось быть вечным, но он был изранен внутренней катастрофой. И всё же именно этот ущерб, возможно, помог сохранить тайну. Останки Тутанхамона стали головоломкой, загадкой, выжженной прямо в истории, которую до сих пор пытаются разгадать.
Странные масла и ароматы
Внутри запечатанной гробницы Тутанхамона археологи были поражены кое-чем совершенно неожиданным: своеобразным запахом. Это был не просто запах пыли или разложения, а острый, сладкий аромат, всё ещё сохранившийся по прошествии более чем трёх тысяч лет. Он происходил от древних мазей, благовоний и масел для бальзамирования, хранившихся в алебастровых сосудах, запечатанных со дня закрытия гробницы. Некоторые из этих сосудов даже не открывались до наших дней. И когда исследователи наконец вскрыли их, содержимое всё ещё было полужидким, тёмным, смолистым и, честно говоря, невероятно ароматным. Ученые обнаружили такие ингредиенты, как смола фисташек, бальзам, кедровое масло, животный жир и следы тёмного вещества, похожего на смолу. Это было сделано не просто так. Это были священные смеси, используемые для сохранения, очищения и подготовки фараона к вечности. Египтяне верили, что ароматы обладают реальной силой. Аромат был не просто роскошью, это была духовная защита. Боги ассоциировались со специфическими ароматами, и считалось, что путешествие в загробную жизнь определяется, по крайней мере частично, запахом. Даже в Книге мёртвых есть упоминания о сладком дыхании и божественном благоухании.
Приятно пахнуть значит оставаться чистым на том свете. Но дело не только в том, что было в банках, а в том, как они были расставлены. Многие из них были расположены группами, почти как подношения, а другие были найдены в тайнике для бальзамирования в боковой камере. Некоторые учёные считают, что они использовались во время ритуалов, а затем просто выбрасывались. Другие считают, что это были подношения определённым божествам, связанным с воскрешением. Одна смесь была настолько сложной, что её до сих пор анализируют, и она может даже содержать ингредиенты, импортированные из-за пределов Египта.
Некоторые предполагают, что в состав входили специи из леванта, смолы редких деревьев из сомали и масла, которые больше нигде не встречаются. Глобальная цепочка поставок за три тысячи лет до появления современного мира. Что ещё удивительно, так это то, что некоторые из этих ароматов пережили целые империи. Запертые во тьме и жаре, нетронутые воздухом, они прожили дольше, чем любые письменные свидетельства. И в мире, который обычно управляется визуальными эффектами, именно запах этой гробницы застал ученых врасплох: сенсорная капсула времени, всё ещё действующая спустя все эти столетия.
Гробница без имени
Для фараона, ставшего мировой иконой, гробница Тутанхамона странным образом умалчивает о его личности. Мы ожидали бы увидеть величественные надписи, подробные отчёты о его жизни, титулы, вырезанные на каждой стене. Вместо этого мы находим поспешные картины, странные сцены и почти полное отсутствие упоминания его имени. На первый взгляд погребальная камера кажется достаточно царственной. Сцены изображают Тутанхамона с Осирисом, богом мёртвых, а другие показывают, что его обнимают божества. Но приглядитесь повнимательнее, и всё покажется не так. Линии толстые и неровные. Расположение ограничено, будто художники спешили и хотели что-то скрыть. Возможно, камера действительно предназначалась для женщины. Для нефертити. Размер комнаты меньше, чем в любом другом известном месте захоронения фараона, а настенные рисунки включают стилистические решения, которые можно увидеть в женских царских гробницах. На некоторых стенах фигуры имеют очертания, которые не совсем соответствуют их текущему виду, что предполагает правки, быструю переработку для преобразования одной идентичности в другую. Затем есть название. Да, упоминается Тутанхамон, но непоследовательно. Некоторые картуши, по-видимому, были написаны поверх более старых.
Такого рода упущения были редкостью для фараона. Это привело к появлению теории, что Тутанхамон был похоронен в чьей-то чужой гробнице. Его смерть, вероятно, внезапная, вызвала у официальных лиц замешательство. Им нужно было быстро найти место для упокоения. Поэтому они модифицировали существующую гробницу, перекрасили стены, поменяли имена и наполнили её любыми сокровищами, которые можно было быстро собрать. Результат? Королевское захоронение в пространстве, которое на самом деле никогда ему не принадлежало. И всё же эта странность, возможно, объясняет, почему его могила так и не была разграблена.
На более крупные гробницы с парадными входами совершались набеги столетия назад. Маленькая, неуклюжая гробница Тутанхамона оставила его скрытым и нетронутым. В конце концов, фараон, правивший при жизни под именем Живого Образа амона, стал загадкой даже после смерти. Король без надлежащей гробницы, захоронение которого стало самым знаменитым в истории.
Тайна пропавшего сердца
Когда Говард Картер развернул мумию Тутанхамона, он ожидал увидеть традиционные признаки королевского бальзамирования. Органы, хранящиеся в канопах. Священные амулеты, спрятанные между слоями льна. И, что наиболее важно, сердце. Согласно древнеегипетским верованиям, сердце было не просто органом. Оно было судьёй души в загробной жизни. Во время окончательного взвешивания его клали на весы напротив пера истины. Если сердце было отягощено грехом, душу пожирало чудовищное божество. Потерять его? Это было не просто необычно. Это было крайне опасно. И всё же, когда исследовали грудную клетку Тутанхамона, там ничего не было. Отсутствовала вся передняя часть туловища, разрушенная либо во время бальзамирования, либо после. Десятилетиями учёные не были уверены, почему. Это были расхитители гробниц? Ущерб от пожара? Естественное разложение? Но современные сканы выявили нечто гораздо более странное. Похоже, что в процессе бальзамирования тело подвергалось сильному нагреванию: как я говорил, вызванному химической реакцией избытка смол и масел, использованных для его сохранения. В результате, возможно, грудная полость была повреждена и не уцелела как надо. Некоторые учёные предполагают, что бальзамировщики просто удалили сердце, потому что оно было слишком сильно повреждено изначально.
Другие считают, что его, возможно, вообще никогда не бальзамировали, либо забыли в хаосе, либо убрали намеренно по причинам, которые мы до сих пор не понимаем. Существует также более мрачная теория о том, что что-то пошло не так во время ритуала. Что сердце было уничтожено в панической попытке исправить неудачную мумификацию. Или, и эта теория остаётся спорной, что молодой фараон умер при подозрительных обстоятельствах, и сердце было удалено, чтобы скрыть внутренние доказательства причины. Никакие официальные документы не объясняют отсутствие сердца. И это молчание породило больше вопросов, чем ответов.
Почему некоторые предметы в гробнице выглядят использованными или изменёнными по размеру? Отсутствующее сердце может показаться незначительным, пока вы не вспомните, что оно значило в Древнем Египте. Без него душа не могла выносить суждения. Она не могла двигаться дальше.
Современные открытия
Можно подумать, мы знаем всё о Тутанхамоне. Но он по-прежнему отказывается выдавать все свои секреты. Каждые несколько лет новые технологии снимают ещё один слой тайны, и то, что обнаруживается сейчас, меняет наше представление не только о нём, но и о Египте в целом. Компьютерная томография выявила подробности о его здоровье. У мальчика-фараона была косолапость: он, вероятно, нуждался в трости и, возможно, страдал генетическими нарушениями, возникшими в результате многослойного королевского инбридинга. Его ДНК, протестированная рядом с мумиями, которые, как полагают, принадлежат его родственникам, помогла восстановить полное генеалогическое древо: его отцом почти наверняка был эхнатон, фараон, который пытался стереть египетских богов и поклоняться единственному солнечному диску. А его мать? Вероятно, это была сестра эхнатона. Эти открытия изменили наше представление о царской семье. Они не были мифическими богами. Они были ущербными, сложными и оказались в ловушке политики и традиций. И Тутанхамон, хотя и был молодым, был всё-таки фараоном, который восстановил старую религию Египта, восстановил храмы и попытался навести порядок после хаоса своего отца. Но наука не останавливается на ДНК. Трёхмерное сканирование, мультиспектральная визуализация и микроанализ материалов внутри гробницы выявляют крошечные детали, которые раньше никто и никогда не замечал.
Следы отпечатков пальцев на краске. Слабые очертания под штукатуркой. Частицы инородной земли на сандалиях и колёсах колесницы указывают на то, где они были сделаны или где путешествовал царь. Так почему же Тутанхамон всё ещё так важен? Потому что он соединяет два мира: древний и современный. Его жизнь была короткой, но его история продолжает развиваться. И его гробница это больше, чем просто коллекция артефактов. Это живая лаборатория, капсула времени, всё ещё полная данных, ожидающая следующего прорыва. Будь то потайная комната, новый генетический ключ или что-то ещё, мальчик-фараон ещё не закончил говорить.
А мы всё ещё его слушаем.
На этом всё! Напишите в комментах, хотели бы вы поехать в Египет, гляньте другие видео и спасибо за просмотр!