Найти в Дзене
Упрямый рок

Ивану Смирнову сегодня исполнилось бы 70 лет

Когда в 2018 году он ушел из жизни, большинство СМИ не оставили этот факт без внимания. «Умер русский Джимми Хендрикс», — сообщали они. Именно так, с двумя «м». Сравнивать музыкантов — дело само по себе неуместное, но поскольку группа «Второе дыхание» играла в хендриксоподобном стиле, особенно на ранних этапах, аналогию можно признать приемлемой. А если уж Ивана Смирнова с кем-то сравнивать, то скорее с Джоном Маклафлином. Или с Миком Джаггером, учитывая портретное сходство. Он играл в двух выдающихся группах — после «Второго дыхания» был «Арсенал». Если эти коллективы определить одним словом, я бы выбрал «бескомпромиссные». Оба гнули свою линию, не отступая ни на шаг, хотя в советское (особенно доперестроечное) время играть блюз-рок или джаз-рок означало плыть против очень мощного течения. Смирнов как музыкант тоже был бескомпромиссным. Он всегда делал то, что хотел, играл только по велению души и никогда по заказу. Заполучить его хотели многие — ради вожделенной строчки на диске «гит
Иван Смирнов, 2001 г.
Иван Смирнов, 2001 г.

Когда в 2018 году он ушел из жизни, большинство СМИ не оставили этот факт без внимания. «Умер русский Джимми Хендрикс», — сообщали они. Именно так, с двумя «м». Сравнивать музыкантов — дело само по себе неуместное, но поскольку группа «Второе дыхание» играла в хендриксоподобном стиле, особенно на ранних этапах, аналогию можно признать приемлемой. А если уж Ивана Смирнова с кем-то сравнивать, то скорее с Джоном Маклафлином. Или с Миком Джаггером, учитывая портретное сходство.

Он играл в двух выдающихся группах — после «Второго дыхания» был «Арсенал». Если эти коллективы определить одним словом, я бы выбрал «бескомпромиссные». Оба гнули свою линию, не отступая ни на шаг, хотя в советское (особенно доперестроечное) время играть блюз-рок или джаз-рок означало плыть против очень мощного течения.

Смирнов как музыкант тоже был бескомпромиссным. Он всегда делал то, что хотел, играл только по велению души и никогда по заказу. Заполучить его хотели многие — ради вожделенной строчки на диске «гитара — Иван Смирнов», но если исполнитель ему не нравился, уломать Ивана было невозможно.

Начиная с девяностых, после ухода из «Арсенала», Смирнов творил как самостоятельный музыкант. Стиль изменился — джаз-рок трансформировался в акустический этно-джаз. В этом качестве он прославился еще больше, в том числе за рубежом. Его мастерство признавали Холдсворт, Скофилд, Хендерсон.

Слева направо: Иван Смирнов, Михаил Смирнов, Сергей Клевенский. Клуб «Китайский летчик Джао Да», 9 декабря 2001 г.
Слева направо: Иван Смирнов, Михаил Смирнов, Сергей Клевенский. Клуб «Китайский летчик Джао Да», 9 декабря 2001 г.

Став этно-джазовым музыкантом, Иван Смирнов принципиально играл только на акустической гитаре. Алексей Козлов вспоминал, как в начале нулевых он пригласил Ивана на юбилейный концерт «Арсенала», чтобы он сыграл совместно с группой пару вещей из старого репертуара. Естественно, на электрогитаре. Но Смирнов ответил категорическим «нет» и пояснил: «Электрическая гитара — это дьявольский инструмент».

Из всех музыкальных достоинств Ивана я бы выделил изобретательность, с которой он выстраивает свои мелодические линии и пассажи. В его игре всегда есть мысль, поэтому он не скучен, его интересно слушать. Про великолепную технику и идеальное звукоизвлечение можно и не говорить. Его яркие аранжировки производят впечатление, как и неожиданные импровизации.

Все, кто близко знал Смирнова, отмечают, что он был скромный, совершенно не пафосный человек. Перфекционист и в музыке, и в жизни. Слушая его на концертах, я всегда восхищался его полным погружением в процесс.

К сожалению, не сохранилось ни одной записи «Второго дыхания». Интересно, как они тогда играли. Очень хотелось бы послушать.

Иван Смирнов после посещения концерта Джона Маклафлина. Площадь перед МДМ, 28 июня 2004 г.
Иван Смирнов после посещения концерта Джона Маклафлина. Площадь перед МДМ, 28 июня 2004 г.