Простым советским частникам эту машину не продавали. И в первую очередь, именно поэтому она стала заветной мечтой миллионов граждан.
Запрещенный люкс
Поначалу новую Волгу задумывали не только как недоступный чиновничий автомобиль. В первой половине 1970-х новые Волги ГАЗ-24 уже примелькались, а ведь люксовый вариант закладывали еще на стадии доводки «двадцатьчетверки». В том числе и для экспорта, о котором в ту пору думали вполне серьезно.
Еще в 1973-м построили опытный ГАЗ-3101 - в габаритах ГАЗ-24, но с прямоугольными фарами, иными ручками дверей, яркой хромированной отделкой и даже двигателем V6.
Мотор с поршневой группой серийных двигателей (диаметр цилиндров 92 мм) рабочим объемом 3 л развивал 136 л.с. Помимо механической четырехступенчатой коробки передач, планировали и автомат собственной конструкции.
Министерскому начальству машина очень понравилась. Но оно приказало… забыть об этой затее. Министерству хватало текущих забот, а двигатель V6 Заволжский моторный завод делать не мог, да и не хотел.
Чудной мотор
В 1976 году всерьез задумались уже и о замене ГАЗ-24. Хотели изменить не только внешность, но и салон, тормоза, заднюю подвеску сделать пружинной. Тут и появился индекс ГАЗ-3102.
Машина должна была сменить серийный ГАЗ-24. Поэтому заложили целое семейство: такси ГАЗ-31021 с дефорсированным двигателем, универсал ГАЗ-31022, а также, конечно, и спецмашины для КГБ — ГАЗ-3101 с моторами V8 на смену аналогичной Волге ГАЗ-24-24.
Но для внедрения машины в производство по советским стандартам нужно было предложить максимум новинок. Поэтому базовым выбрали двигатель ЗМЗ-4022.10 с форкамерно-факельным зажиганием.
Каждый цилиндр имел дополнительный клапан, под которым и стояла свеча. Смесь туда шла от третьей камеры специального карбюратора К-156. А в цилиндрах смесь поджигал факел из предкамеры.
Мощность мотора выросла не сильно – с 95 до 102 л.с. Но на трассовых скоростях Волга стала экономичней. Кроме того, снизились вредные выбросы. Правда, двигатель сильно грелся и потребовал усовершенствования системы охлаждения.
ГАЗ-3102 получил также лицензионные (фирмы Girling) передние дисковые тормоза с вакуумным усилителем — такие же, как у Москвича-2140.
Запретный плод
Салон ГАЗ-3102 стал богаче, нежели у ГАЗ-24. Появились новый руль и приборы, аналогичные тем, что поставили в Чайку ГАЗ-14, новые сиденья.
Машина обрела иные передок и задок, прямоугольные фары, большие горизонтальные фонари сзади, иные ручки дверей. На новую машину поставили 70-литровый топливный бак (мечта всех водителей Волг).
Но руководство автопрома приняло решение не делать такую хорошую Волгу крупносерийной – выпускать ГАЗ-3102 решили малыми сериями, не снимая с конвейера ГАЗ-24.
Тут-то «ноль вторая» и получила на заводе (а потом и в народе) прозвище «генеральская».
Предсерийные ГАЗ-3102 собрали в апреле 1982 года, производство развернули в октябре.
На неизбалованных советских граждан машина произвела колоссальное впечатление. Ее даже стали сравнивали с Мерседесом. Ведь большинство граждан видели Мерседесы только на картинках, да и ГАЗ-3102 — лишь снаружи на улицах.
Интерес к автомобилю усиливался тем, что такие Волги частникам практически не продавали. Разве что отдельные экземпляры особым гражданам. Рассказывали о космонавтах и самых заслуженных артистах.
Салон ГАЗ-3102 был нарядней и комфортней. Тормоза – эффективней. Но по поведению на дороге и сложности обслуживания ГАЗ-3102 был все той же Волгой. Это понимали все, кому доводилось поездить на «генеральской» Волге.
Новый двигатель был сложен в регулировках карбюратора и зажигания. Кстати, не только водители, но и многие специалисты относились к этому мотору неоднозначно, считая, что недостатки сложного двигателя перекрывают его достоинства. В итоге форкамерный мотор прожил куда меньше, чем сам ГАЗ-3102.
Демократизация
Кто в начале 1980-х мог представить, что запретный плод скоро станет доступным любому! Но в конце 1980-х ГАЗ-3102 уже не выглядел настолько эксклюзивным.
Ведь на модернизированную Волгу ГАЗ-24-10 уже ставили часть комплектующих от «запретного» ГАЗ-3102.
На этой — массовой машине поменяли наружные ручки дверей, практически все элементы салона, поставили вакуумный усилитель тормозов вместо гидровакуумного, правда, сохранив передние барабанные механизмы. Сделали все это, в частности, чтобы снизить себестоимость комплектующих мелкосерийной ГАЗ-3102.
А дальше полным ходом пошла демократизация «генеральской» машины и ее унификация с «народной».
Сняли с производства спорный форкамерный двигатель ЗМЗ-4022.10.
ГАЗ-31029, сменивший на конвейере ГАЗ-24-10, одновременно с «ноль второй» получил 15-дюймовые колеса, новые дисковые тормоза по лицензии Lucas (появились еще при проектировании мелкосерийной Волги ГАЗ-3105), пятиступенчатую коробку передач, унифицированный салон, позднее и гидроусилитель рулевого управления.
Заодно ГАЗ-3102 лишили 70-литрового бака.
Впрысковой 16-клапанный двигатель на ГАЗ-3102 и ГАЗ-3110, сменившей модель 31029, появился практически одновременно.
От лимузина до грузовика
Об универсале на базе «генеральской» машины забыли еще в 1970-х.
Зато уже в новые времена ГАЗ-3102 послужил основой для самых разных, удивительных, единичных, а иногда и мелкосерийных версий.
Тюнинговые фирмы облагораживали внешность и особенно салон. Ставили и импортные двигатели. В частности, Rover и Toyota — четырехцилиндровый 152-сильный объемом 2,7 л и даже V6 в 3,4 л, мощностью 178 л.с. при 4000 об/мин.
С импортными моторами предлагали и автоматические коробки передач. Немногочисленные любители таких Волг в 1990-е встречались.
Волги регулярно наращивали в длину. Первым это сделал сам завод, построив прототип с небольшой вставкой в средней стойке. Машину планировали выпускать малыми сериями именно для важных чиновников. Тюнинговые фирмы вытягивали Волгу в длину куда смелее.
Из ГАЗ-3102 сооружали кабриолеты для провинциальных военных парадов и даже грузовик Трофим. Часть таких машин делали с кабиной, сооруженной именно из ГАЗ-3102.
Производство «генеральской» Волги свернули в 2008 году. С 1982-го сделали около 160 тысяч автомобилей. Прошло относительно немного времени, и ранние ГАЗ-3102, над которыми в 1990-е уже иронизировали, стали числить коллекционными. Такой вот жизненный путь.