"Я буду в восторге, если Вы приедете ко мне..." /А.П. Чехов/.
Примерно в 50 км от МКАДа, в окрестностях подмосковного города Чехов, располагается усадьба Мелихово - ныне Государственный литературно-мемориальный музей-заповедник А.П. Чехова.
Именно здесь, в небольшой подмосковной усадьбе тогдашнего Серпуховского уезда Московской губернии, прожил Антон Павлович со своими близкими 7 лет - с 1892 по 1899 года - и создал 42 своих величайших произведения.
"Палата №6", "Анна на шее", "Дом с мезонином", "Скрипка Ротшильда", "Ионыч", "Человек в футляре", "Крыжовник", "Учитель словесности", "Чёрный монах", "Остров Сахалин", "Дядя Ваня", и конечно же знаменитейшая "Чайка". Всё это родилось в Мелихово.
Долгое время Чехов жил на съёмных квартирах в долгах и в не самых превосходных условиях. Однако со временем Антон Павлович становится довольно преуспевающим врачом и писателем. У него появляются средства не только на обеспеченную собственную жизнь, но и на помощь в содержании родителей, братьев и сестры.
Также становится возможной реализация давней мечты - иметь собственный дом. Жить где-нибудь вне шумного города было полезным и с точки зрения здоровья - слабого и довольно пошатнувшегося после изнурительной поездки на Сахалин, - так и помогло в осуществлении ещё одного стремления Чехова - лечить простых людей и помогать им.
К тому же, "в затворничестве", как справедливо представлялось Антону Павловичу, лучше бы шла и творческая деятельность.
Мелихово было куплено в начале 1892 года у художника Николая Павловича Сорохтина, декоратора московского театра "Эрмитаж". Кроме усадебного дома во владение семьи Чеховых переходят фруктовый сад, большой парк с липовыми аллеями и целых 213 десятин земли (примерно 230 га).
"Ужасно я люблю всё то, что в России называется имением. Это слово ещё не потеряло своего политического оттенка", - писал Чехов.
Однако другой стороной таковой "медали" было чрезвычайное запущенное состояние усадьбы на момент покупки её Чеховыми. Сорохтин довёл хозяйство почти до разорения и крупных долгов, выплачивать которые пришлось ещё продолжительное время Чехову.
4 марта 1892 года Антон Павлович переехал в Мелихово. Чуть ранее сюда приехала и его семья - родители Павел Егорович и Евгения Яковлевна, а также сестра Мария. Братья приезжали в гости.
Мелихово - местечко старинное, известное со второй половины 16 столетия. Поначалу оно было деревней, а позже с появлением храма стало сельцом. На протяжении столетий этими землями владели различные помещики, а первыми владельцами были царские псари.
Сегодня в Мелихово тоже есть помещик. Он перед вами собственной персоной:)
К моменту покупки Мелихово Чеховым в селе было три аж три усадьбы (явление для русской деревни довольно распространённое. Часто такие усадьбы были небольшими, деревянными и визуально походили на дома, "чуть больше обычных крестьянских"). В одной из таких усадеб и жил художник Сорохтин.
"Народ здесь был невесёлый, мужики обозлённые, бабы битые и ребятишки полуголодные", - писал Чехов про Мелихово.
Крыши большинства деревянных домов были покрыты соломой. Сами же местные называли своё поселение "сорок нищих" по числу дворов.
Главный дом чеховской усадьбы одноэтажный и очень скромный. Ему очень подходит чеховское определение "без затей".
Парадное крыльцо и вовсе можно не заметить.
Наверное, Антону Павловичу бы понравилось, как назвал его состояние я - "оно стесняется".
Кабинет А.П. Чехова - самая большая комната. Здесь просторные окна, которые зимой до половины заносило снегом. На эти сугробы взбирались зайцы и заглядывали писателю в окна. Весной же в эти же окна "заходили" цветущими ветками яблони.
Листайте фотогалерею (2 фото).
На письменном столе очень любимая Чеховым чернильница, доставшаяся ему ещё от матери, журналы по садоводству, медицинские отчёты, рукописи.
Как же представить чеховскую атмосферу без пенсне, правда?
Тут же и фотография Петра Ильича Чайковского с дарственной надписью. Чеховы были лично знакомы с композитором, который бывал даже в их московском доме. Чайковский высоко оценивал рассказы Чехова, а в доме Антона Павловича в свою очередь часто играла музыка великого композитора, под которую Чехову особо хорошо работалось. А вот в Мелихово Пётр Ильич не бывал.
Был знаком Чехов и с Толстым (Антон Павлович бывал в Ясной Поляне, называл Толстого "Человечище" и "Юпитер"), портрет которого хорошо узнаётся среди многочисленных экспонатов, висящих на одной из стен кабинета над огромным турецким.
В центре же - копия этюда И.И. Левитана "Река Истра", тоже чеховского друга. Исаак Ильич гостил в Мелихово.
"Читаю пропасть", - писал Чехов. Тут писатель точно не солгал - книжные полки со всевозможными произведениями как отечественных, так и зарубежных авторов, занимают почти полностью одну из стен его кабинета.
На подоконнике - саквояж доктора Чехова и аптекарские принадлежности.
Из кабинета Чехова попадаем в гостиную. Здесь часто звучала музыка и романсы, что особо нравилось Антону Павловичу.
Листайте фотогалерею (2 фото).
Сегодня дверь на террасу закрыта, но Чеховы могли выходить туда из гостиной, пить чай, отдыхать сидя на плетёной мебели, разговаривать здесь с гостями и наполнять сад музыкальными нотами через открытые двери и окна. Сад же отвечал взаимностью - даровал гостиной и дому цветочные ароматы.
"Запахи удивительные, особенно по вечерам", - писал Чехов.
Иногда гостей развлекали небольшие постановки, роли в которых играли две любимые хозяйские таксы - Хина Марковна и Бром Исаевич. Сегодня они увековечены в бронзе скульптором Александром Рожниковым (2012) и, как и при Чеховых, встречают гостей Мелихова.
Дух самого писателя передан в скульптурной композиции через знаменитый по многим фотографиям его картуз. Сам же он как будто где-то рядом.
Интересно, как бы повели себя чеховские таксы, увидев в своих мелиховских владениях вот такого нынешнего "в меру упитанного" барина, сладко дремлющего на скамейке перед главным домом?:)
Листайте фотогалерею (3 фото).
Детально я не снял, но в гостиной Чехова нужно обратить внимание на висящие на стенах работы его брата Николая - талантливого художника, к сожалению рано умершего ещё до переезда семьи в Мелихово.
Тут же - этюды Поленова и Левитана, и что любопытно - Фёдора Шехтеля, известного больше как архитектора. Шехтель и Левитан были коллегами Николая Чехова и после его смерти стали близкими друзьями его брата Антона Павловича.
А ещё в гостиной любили по вечерам играть в лото. Также, как в "Чайке".
Листайте фотогалерею (2 фото).
Тут же увековечены и многочисленные мелиховские гости.
Приезжали к Чеховым много и порой жили очень подолгу. Антон Павлович, несмотря на это, что признавался, что "тоскует по одиночеству" и "никак не может закончить повесть: мешают гости" гостей всё же очень любил и многим в пригласительных открытках писал в своём тонком авторском стиле. "Если вы не приедете ко мне, я не отдам вам долга". Или "Буду кормить вас по 8 раз в сутки".
Первыми в Мелихово к Чехову приехали Гиляровский и Левитан.
Комната Марии Павловны (1863-1957) - сестры писателя - находится рядом с гостиной. Она преподавала историю и географию в одной из московских гимназий, но часто приезжала в Мелихово навестить родителей и помочь с делами по хозяйству.
Листайте фотогалерею (2 фото).
На столе счёты, тетради, карандаши, фотографии родителей. В комнате - учебные пособия и её рисунки. Именно Мария находила в усадьбу горничных, кухарок и других помощников, рассчитывалась с ними и вела счёт.
Мария Павловна Чехова узнаётся в Соне - главной героине пьесы "Дядя Ваня". Большой портрет Антона Павловича (1884) написал брат Николай. Часть работ в комнате написаны самой Марией Павловной.
Позже Антон Павлович уступит сестре свой кабинет для занятий живописью, а сам переедет в её комнату.
Листайте фотогалерею (2 фото).
Небольшая комната, примыкающая к гостиной и украшенная разноцветными витражами, при многочисленных гостях служила её продолжением. Её называли Итальянской, Венецианской, Малой гостиной, Проходной, Читальней, Газетной и Пушкинской.
Последнее - по висящему здесь большому портрету Пушкина, который был подарен Марии Павловне. Здесь же любил развешивать свои фотографии старший брат писателя Александр Павлович.
Множества фотографий Чехова, членов его семьи и друзей находится здесь и сейчас.
Листайте фотогалерею (3 фото).
Родители.
Фото Чехова на ступенях террасы в Мелихово с таксой Бромом довольно знаменитое.
Рядом - спальня писателя. Как дополняют друг друга зелёная лампа на столе и люстра того же цвета! И как они обе чудесно вписываются в общий вид! Волшебно!
За дубовым столом у окна Чехов часто работал по ночам. Тут же готовил лекарства.
Часть дома, в которой располагались комнаты отца и матери, а также столовая, называлась Родительской.
Комната Павла Егоровича (1825-1898), отца. До 16 лет он был крепостным в Воронежской губернии, но потом был выкуплен и переехал в Таганрог. Поначалу работал в конторе, а позже открыл своё торговое дело, но впоследствии разорился.
Верхняя икона в киоте "Воздвижение Креста Господня" написана крепостным иконописцем Василием Михайловичем Чеховым, двоюродным дедом писателя. Сам Павел Егорович тоже писал иконы и в целом был очень религиозным человеком, любил церковное пение и организовал в мелиховской церкви хор, в котором пели и его дети.
А ещё отец Чехова играл на скрипке! Этому его кто-то научил ещё в крепостное время.
"Талант у нас со стороны отца...", - говорили в семье Павла Егоровича.
И тут же добавляли: ".. а душа - со стороны матери".
Евгения Яковлевна Чехова (1835-1919) - мать писателя. Дочь купца Тамбовской губернии, добрейшая женщина и заботливая хозяйка имения. Она вкладывала в благополучие дома всю свою душу, была хлебосольной и гостеприимной. Уют мелиховской усадьбы создавался её стараниями. Она шила, готовила, кормила семью и гостей, руководила многими хозяйскими процессами.
Из Мелихово вместе с Антоном Павловичем она переехала в Ялту, где и скончалась.
"Отец и мать - единственные для меня люди на всём земном шаре, для которых я ничего никогда не пожалею. Если я буду высоко стоять, то это дела их рук, славные они люди". /А.П. Чехов/
В столовой Евгения Яковлева сидела во главе стола. По её заказу Чеховым в Мелихово привезли немецкий сервиз на 48 (!) персон, часть предметов из которого до сих пор украшают стол.
Листайте фотогалерею (2 фото).
Чтобы Чеховы и их гости не опаздывали к обеду, Антон Павлович поставил перед домом столб с колоколом. Каждый день в него били в 12 часов дня - звучал сигнал к обеду.
Листайте фотогалерею (2 фото).
Кухню Чеховы вынесли из дома в отдельный флигель (1893), чтобы не мешали запахи и шумы. Это две избы, находящиеся под одной крышей.
Листайте фотогалерею (5 фото).
Сегодня флигель-кухня - одно из самых узнаваемых строений усадьбы Мелихово, которое отлично соседствует с другими постройками - главным домом и колодцем.
Любоваться им можно и правда очень долго!
Листайте фотогалерею (2 фото).
Тут же, рядом с кухней - несколько хозяйственных построек. Амбар напоминает иллюстрации к русским сказкам, что-то есть у него от избушки Бабы Яги.
На пряничный теремок поход и служебный корпус.
Листайте фотогалерею (3 фото).
Даже современный Театральный двор, в котором проходят спектакли по произведениям Чехова, выглядит гостем прямиком из позапрошлого столетия.
Листайте фотогалерею (2 фото).
Нет никаких сомнений в том, что флигель "Чайка" - настоящая жемчужина Мелихово и один из его символов!
Малюсенький домик, тщательно недавно отреставрированный, привлекает внимание издалека. Сюда хочется войти!
Чехов выстроил его в 1894 году специально для уединения, отдыха от многочисленный гостей и для более продуктивной работы.
Именно этот флигель - единственная постройка чеховской усадьбы, которая сохранилась к моменту создания в Мелихово музея в 1940 году. И именно в нём открылась первая чеховская экспозиция, отсюда же и пошёл музей.
Листайте фотогалерею (2 фото).
Внутри - две крошечные комнаты, одна спальня, другая - для работы. Здесь в 1895 году была написана знаменитая "Чайка".
Вечерами и ночами Антон Павлович писал, а по утрам вёл приём в сенях флигеля. Когда на флагштоке на балконе поднимался красный флаг, это означало, что доктор Чехов дома и можно идти на приём.
Листайте фотогалерею (2 фото).
Перед домом же, на углу, растут два огромнейших берлинских тополя, посаженные Павлом Егоровичем Чеховым в 1898 году.
"Дорогой папа! Из Риги придут деревья. Придут и берлинские тополи".
Практически сразу в рамках обустройства усадьбы Чеховы устроили рядом с главным домом огород, по множеству растущих здесь южных растений названный Антоном Павловичем "Юг Франции".
Здесь выращивались кукуруза, артишоки, спаржа, томаты, перец, тыквы, дыни и арбузы, крыжовник. Вишни было столько, что Чехов, собиравший её в огромных количествах с деревьев, очень удивлялся, что его никто не гонит и не бьёт за неё - сказывались детские воспоминания, когда будущему писателю могло знатно достаться за ягоды.
Тыквы не только использовали в пищу, но и солили в них огурцы. Согласитесь, очень оригинальный способ, дарующий плодам среди всего прочего ещё и тыквенный сок.
Сегодня чеховская огородная традиция продолжается: на "Юге Франции" зреют тыквы, растёт свекла и другие огородные культуры.
Чеховское Мелихово всегда утопало в многочисленных цветах. Особо здесь любили пионы. Павел Егорович, отец писателя, живя в Мелихово, каждый день вёл дневник, куда записывал всё, что происходило в имении: кто приезжал, что созрело в огороде, чего заготовили, как провели день. Когда распускались пионы, была его запись: "Пиона расцвела".
Один куст пионов Чеховы увезли в Ялту, когда уезжали из Мелихово. Когда же началось возрождение усадьбы, то из ялтинского Дома-музея Чехова в Мелихово привезли несколько кустов - это были потомки тех самых мелиховских пионов. Таким образом "круг замкнулся" - цветы писателя как бы снова оказались в Мелихово.
Также в Мелихово цвели розы, астры, гладиолусы. И сегодня в усадьбе недостатка в цветах не наблюдается.
Листайте фотогалерею (5 фото).
К главному дому примыкает пруд, названный Чеховыми "Аквариум". Семья писателя после покупки имения выпустила в него привезённых рыбок. Этот процессы Чеховы в шутку назвали "дарованием им конституции", а сам писатель говорил, что рыбачить он может прямо через окно своей спальни.
В уже упомянутом дневнике Павла Егоровича есть запись о том, что он в этом пруду купался. Зимой в "Аквариум" сбрасывали расчищаемый снег, тем самым подпитывая его.
Листайте фотогалерею (3 фото).
Рядом находится ещё один небольшой усадебный пруд, который ныне встречает гостей Мелихово практически самым первым. Он зовётся Кувшинниковским, вероятно по фамилии других мелиховских помещиков, соседей Чеховых.
Листайте фотогалерею (2 фото).
В чеховский период в Мелихово довольно часто случались пожары. Горели как соседние усадьбы, так и крестьянские дома. Один из местных пожаров Антон Павлович описал в повести "Мужики".
После очередного пожара в 1896 году Чехов практически на свои деньги обустроил в Мелихово пожарный сарай со всем необходимым противопожарным оборудованием и оборудовал противопожарный пруд. Сегодня сарай, практически не изменившийся за свои годы, как памятник эпохе находится на территории усадьбы, при Чехове же он принадлежал не ему, а деревне.
Бывали пожары и в доме самих Чеховых. В 1896 году загорелось в коридоре рядом с комнатой матери писателя. К счастью большого урона тогда не было - вовремя потушили.
"В результате - сломанная печь, сломанная стена, содранные обои в комнате матери, сломанная дверь, загаженные полы, вонь сажей - и матери негде спать".
От пожарного сарая начинается одна из усадебных троп, романтически именуемая "Аллея любви". Она выходит к чеховской бане, в которой сейчас тоже представлены экспозиции.
Листайте фотогалерею (2 фото).
Также гости Мелихово могут посетить ригу, экспозиции в которой рассказывают про свадебные традиции.
Экспозиция "Амбулатория", открытая в 2006 году в помещении бывшей людской, показывает кабинет земского врача и подробно рассказывает приехавшим в Мелихово о Чехове-враче. Сейчас "Амбулатория" на ремонте.
Относительно не так давно, во второй половине 20 века, был восстановлен усадебный дом помещика И.А. Вареникова, соседа Чеховых. Я уже говорил, что в Мелихово было несколько усадеб.
Сегодня здесь расположена Международная Чеховская театральная школа. Близко подойти к зданию запрещается, о чем повествует соответствующая табличка.
Листайте фотогалерею (2 фото).
Также в конце 20 века на территории Мелихово появился Театрально-выставочный зал (1995). Перед ним должен стоять памятник Чехову (2002, работа скульптора Ю.Л. Чернова), но видимо он временно снят из-за продолжающихся в усадьбе ремонтных работ.
Зато другой памятник писателю - бронзовый бюст, - работа скульптора Г.И. Мотовилова (1951), на своём месте.
Листайте фотогалерею (2 фото).
В 1899 году Чехову продали Мелихово лесопромышленнику М.В. Коншину и уехали в Ялту. В 1903 году усадьба вновь сменила хозяина, которым стал барон Н.Д. Стюарт, владевший ей до революции 1917 года. Далее последовали национализация и размещения в бывших усадебных постройках колхоза.
Разговоры о спасении чеховских мест в Мелихово начались в конце 1930-х, а в 1940 году в здании флигеля "Чайка", как в филиале Серпуховского историко-краеведческого музея, размещают музейные экспозиции.
Большую роль в помощи по восстановлению усадьбы оказала Мария Павловна Чехова. По её рисункам и воспоминаниям было многое сделано, в том числе восстановлен первоначальный вид "Чайки". Племянник писателя С.М. Чехов передал в Музей большую часть семейного архива и множество мемориальных вещей. Первые экскурсии в Мелихово начались в 1943 году.
Главный дом усадьбы был восстановлен в 1960 году, к столетию А.П. Чехова.
Приезжайте в Мелихово. Здесь прекрасно!
За возможность посетить Мелихово всей душой благодарю "Русского путешественника". В составе организованного тура этого туроператора я здесь и оказался.
Понравилась статья? Спасибо, я старался! Ставьте, дорогие друзья, лайк и подписывайтесь на мой канал. При желании автора всегда можно поддержать донатом - кнопка на главной странице канала.
Надеюсь, дальше будет только интереснее! Отдельное спасибо, что дочитали до конца!