Найти в Дзене

Правила и требования к освещению пассажирских платформ

Освещение пассажирских платформ — это не только вопрос удобства для пассажиров. От качества света напрямую зависит безопасность посадки и высадки, работа персонала и восприятие всего транспортного узла. Именно поэтому к светотехническим решениям для вокзалов и станций предъявляются особые требования. Пассажирская платформа — это пространство повышенной опасности. Люди передвигаются рядом с железнодорожными путями или подъезжающими поездами. Недостаточная освещённость приводит к риску падений, травм и чрезвычайных ситуаций. Кроме того, правильный свет делает пространство визуально комфортным: пассажир лучше ориентируется, видит указатели, может без стресса ожидать поезд даже в тёмное время суток. Нормативные требования В России освещение платформ регулируется СП 52.13330.2016 «Естественное и искусственное освещение» и рядом ведомственных норм РЖД: 1) уровень освещённости — для пассажирских платформ он должен составлять не менее 20 лк на уровне пола, а для кассовых зон и входных групп
Оглавление

Освещение пассажирских платформ — это не только вопрос удобства для пассажиров. От качества света напрямую зависит безопасность посадки и высадки, работа персонала и восприятие всего транспортного узла.

Именно поэтому к светотехническим решениям для вокзалов и станций предъявляются особые требования.

Зачем нужно правильное освещение

Пассажирская платформа — это пространство повышенной опасности. Люди передвигаются рядом с железнодорожными путями или подъезжающими поездами. Недостаточная освещённость приводит к риску падений, травм и чрезвычайных ситуаций.

Кроме того, правильный свет делает пространство визуально комфортным: пассажир лучше ориентируется, видит указатели, может без стресса ожидать поезд даже в тёмное время суток.

Нормативные требования

В России освещение платформ регулируется СП 52.13330.2016 «Естественное и искусственное освещение» и рядом ведомственных норм РЖД:

1) уровень освещённости — для пассажирских платформ он должен составлять не менее 20 лк на уровне пола, а для кассовых зон и входных групп не ниже 50 лк;

2) равномерность света — недопустимы резкие тени или слишком яркие «пятна». освещённость должна быть стабильной по всей длине платформы;

3) цветопередача — рекомендуется использовать светильники с индексом CRI не ниже 70, чтобы пассажиры правильно воспринимали цвета указателей и сигнальных огней;

4) цветовая температура — оптимальны нейтральные оттенки в диапазоне 4000–5000к, поскольку холодный свет помогает повысить внимательность и создаёт ощущение чистоты и безопасности;

5) аварийное освещение — при отключении электричества платформы должны оставаться освещёнными на уровне не ниже 1 лк.

Особенности организации

-2

При проектировании освещения учитываются несколько ключевых моментов:

  1. Высота и расположение опор. Светильники обычно устанавливаются на мачтах высотой 6–9 метров вдоль платформы. Их размещают так, чтобы свет направлялся вдоль путей и не слепил пассажиров.
  2. Защита от внешних факторов. Светильники должны иметь высокую степень защиты (IP65 и выше), чтобы выдерживать дождь, снег, пыль и вибрацию от проходящих поездов.
  3. Энергоэффективность. На длинных платформах суммарное энергопотребление может быть значительным, поэтому используются LED-системы, которые экономят до 60–70% электроэнергии.
  4. Интеграция с системами управления. На современных вокзалах применяют умное освещение: датчики движения, диммирование в ночные часы, автоматическое управление аварийными линиями.

Пример из практики

-3

На одном из пригородных вокзалов в Поволжье система освещения платформы использовала натриевые лампы высокого давления. Свет был жёлтым и неравномерным: в одних местах — слишком ярко, в других — полутемно.

Пассажиры жаловались, что плохо видна разметка и указатели, а вечером возникало ощущение небезопасности.

Когда началась модернизация, на платформе установили LED-светильники с нейтральной цветовой температурой 4000К и индексом цветопередачи CRI>80. Светильники смонтировали на мачтах высотой 7 м и настроили так, чтобы световые конусы пересекались, создавая равномерное покрытие.

Дополнительно внедрили аварийную линию с автономным питанием.

Результаты через 6 месяцев:

  • уровень освещённости вырос почти в 2 раза и стал соответствовать нормам;
  • снизилось количество жалоб пассажиров на «тёмные участки»;
  • энергопотребление уменьшилось на 55%;
  • сотрудники отметили, что работать вечером стало значительно комфортнее.

💡 Этот кейс показывает: переход на современные системы освещения — это не только экономия, но и повышение безопасности и доверия пассажиров.

Освещение пассажирских платформ должно быть надёжным, равномерным и энергоэффективным. Оно играет ключевую роль в обеспечении безопасности, удобства пассажиров и работы персонала.

Современные LED-системы позволяют не только соответствовать нормативам, но и создавать комфортное пространство для миллионов людей, которые ежедневно пользуются железнодорожным транспортом.

💡 300lux проектирует и внедряет решения для транспортных объектов — от платформ и вокзалов до прилегающих территорий. Мы обеспечиваем свет, которому можно доверять.