Найти в Дзене
GeekFunds

Что ждет школы с 1 сентября: главные изменения учебного года

Новый год неумолимо мчится к нам, и вот-вот всё случится: первое сентября настигнет нас стремительно, не успеем и оглянуться. А там — закрутится, завертится, понесется! К старту учебы все относятся по-разному: кто-то ждет его с тоской, кто-то — с тревогой, для кого-то это всё еще праздник, а для кого-то — сплошные сюрпризы. И говоря о сюрпризах: на этот раз правительство подготовило поистине колоссальный пакет нововведений, которые коснутся и учеников, и родителей, и нас, педагогов. Давайте разберемся, чего ждать, к чему готовиться и — самое главное — как ко всему этому относиться без лишних нервов. Начну с самого наболевшего — школьной формы по ГОСТу. Кажется, об этом не написал только ленивый. Но что на практике изменится для обычной семьи? По правде говоря, пока — ничего. Четких механизмов, как школа будет следить за соблюдением ГОСТа, нет. Дети будут носить то, что скажет классный руководитель, родители — покупать то, что удобно и приемлемо. Система дресс-кодов, где прописаны общие

Новый год неумолимо мчится к нам, и вот-вот всё случится: первое сентября настигнет нас стремительно, не успеем и оглянуться. А там — закрутится, завертится, понесется!

К старту учебы все относятся по-разному: кто-то ждет его с тоской, кто-то — с тревогой, для кого-то это всё еще праздник, а для кого-то — сплошные сюрпризы. И говоря о сюрпризах: на этот раз правительство подготовило поистине колоссальный пакет нововведений, которые коснутся и учеников, и родителей, и нас, педагогов. Давайте разберемся, чего ждать, к чему готовиться и — самое главное — как ко всему этому относиться без лишних нервов.

Начну с самого наболевшего — школьной формы по ГОСТу. Кажется, об этом не написал только ленивый. Но что на практике изменится для обычной семьи? По правде говоря, пока — ничего. Четких механизмов, как школа будет следить за соблюдением ГОСТа, нет. Дети будут носить то, что скажет классный руководитель, родители — покупать то, что удобно и приемлемо. Система дресс-кодов, где прописаны общие рамки — что можно, а что нельзя, — сохранится. Так что здесь, друзья, можем смело выдохнуть.

Теперь о главном — с этого года по всей стране начинает действовать единая образовательная программа. Да-да, ту самую, из которой исчезло обществознание аж до 9 класса. На самом деле её ввели ещё в 2023-м, но не спешите удивляться — дорабатывают её до сих пор. В фокусе этого года — единое календарно-тематическое планирование. Это не значит, что весь país будет учиться по одному расписанию уроков, но темы и их последовательность станут общими для Калининграда и Камчатки. Для детей и родителей это плюс: при переходе в другую школу не придется догонять или скучать на уже пройденном. Будем шагать в ногу — это в целом хорошо для системы.

Но для нас, учителей, здесь кроются свои сложности. Бывает, класс схватывает тему быстрее или, наоборот, требует больше времени. Если успеваем — можно повторить и углубить, если отстаём — приходится навёрстывать, забирая часы у других тем. Теперь, в условиях жёсткого графика, импровизировать будет сложнее. Но русский педагог там, где не пропадёт! Наверстаем на дополнительных занятиях, во внеурочное время — были бы желание и поддержка.

В рамках этого же графика меняется подход к контрольным работам. Теперь их не может быть больше 10% от учебного времени, а длительность строго регламентирована — 45 или 90 минут, без «дописываний на перемене». Отличная новость для всех: мы меньше будем тонуть в тетрадях, а дети — жаловаться на бесконечные «контроши».

Меняется и подход к домашним заданиям. Их не рекомендуется задавать на выходные и каникулы, а время на выполнение не должно превышать часа у первоклашек и трёх с половиной часов — у старшеклассников. Вы скажете: «Как это реализовать?» Ведь дети все разные — кто-то щёлкает задачи как орешки, а кому-то нужно больше времени и объяснений. Честно говоря, за красивыми лозунгами я вижу новую головную боль для педагога. Чтобы выполнить норму, нам, видимо, придётся готовить задания разного уровня сложности — для базового, повышенного и высокого. И всё это — вписаться в те самые часы. Похоже это на разгрузку? Лично мне — не очень.

Кстати о нас, о педагогах. Наконец-то заговорили всерьёз о новой системе оплаты труда. Стартует она пока в трёх пилотных регионах. Задачи благие: сделать зарплату прозрачной и предсказуемой. Раньше мало кто из нас мог точно сказать, сколько получит в следующем месяце — всё зависело от переменчивых коэффициентов, надбавок и решений бухгалтерии. Теперь предлагается схема: 70% — гарантированная часть от государства, 30% — стимулирующие выплаты от школы. Причём каждый будет понимать, за что именно ему эти 30% начислены.

Правда, пока это лишь теория. А на практике… Как всегда, дьявол в деталях. Например, среди критериев этих самых надбавок значится «качество преподавания». И если часы, дополнительные занятия и проверенные тетради — вещи измеримые, то КАК измерить качество? Средним баллом класса? Отзывами учеников? Мнением комиссии, которая будет заходить на уроки? Вопросов пока больше, чем ответов.

Я вот вспоминаю, как сам переучивался на педагога. Тогда, полный энтузиазма и новых методик, я хотел применить всё и сразу. Мой мудрый методист тогда сказал: «Спокойно, дружище. Всё новое нужно вводить дозированно. Если впихнешь в один урок все свои приёмы — с ума сойдешь ты и дети».

Вот и давайте, коллеги, родители, ребята, постараемся не сходить с ума в этом новом учебном году от всех перемен. Принимать их взвешенно, спокойно и по-доброму. Нам всем предстоит непростое, но интересное время. Удачи нам! И терпения.