Вот честно, отбросив шутки в сторону – я в шоке от прочитанного. В неприятном. Шок усиливается, когда видишь, какое количество признаний у данного романа. Как говорится, «то ли лыжи не едут, то ли я…».
- Бестселлер по версии New York Times, Los Angeles Times и Washington Post, Vanity Fair, Kirkus, Time, The New York Times Book Review и еще более 25 изданий
- Одна из самых значимых книг года по версии New York Times.
- Лауреат премий: NBCC John Leonard Prize, Kirkus Prize, Center for Fiction First Novel Prize, Dylan Thomas Prize и VCU Cabell First Novelist Award.
Максимально отвратительное чтение в привлекательной обложке. Роман, который, судя по аннотации, должен пробивать на эмоции с первых строк. Дескать, откровенно, ну а как вы еще хотели, ведь нужно задеть тонкие струны души.
Сейчас я вам коротко расскажу, а вы решите – шедевр это, или нет. И что здесь такого значимого, может я чего не поняла?
«Я чищу зубы новой щеткой и наслаждаюсь жесткими щетинками и мерзким привкусом соды в пенсионерской пасте, которая кажется мне закономерным переходом от моей обычной сладкой пасты «Пеппа Пиг». Я не могу вспомнить, когда в последний раз чистила зубы, в этот момент чувствую себя ответственным человеком».
Рэйвен Лейлани
📚Рэйвен Лейлани «Жажда»
Цитата, прямо указывающая на богатый внутренний мир главной героини и её отношение к собственному телу. Эдди двадцать три года, она сирота, она темнокожая. И максимально странная. Эдди трудится редактором в издательстве, в отделе детских книг. Работа хоть и малооплачиваемая, но приличная. К сожалению, оттуда её просят уйти. И вовсе не из-за цвета кожи (хотя тема расизма красной нитью по всему сюжету проходит), а потому, внимание… что эта милая девушка переспала с большей частью офиса (и не по разу), и это как бы уже неприлично выглядит и подрывает имидж организации.
В шестнадцать она сделала аборт от какого-то мужика много старше себя (тут намек на травму юности), далее Эдди не может пропустить ни одну юбку, простите, ни одни брюки. Каждый мужской взгляд, обращённый в её сторону – повод, чтобы переспать с кем-то.
В настоящий момент она «встречается» с взрослым женатым мужчиной. Какая умница, ну а почему бы и не да, если Эдди невмоготу. Вот буквально. Такое ощущение, что кроме половых отношений её не интересует больше ни че го. Каждая вторая мысль - об этом. Все рефлексии – о постели. Где уж тут найти время зубы почистить, действительно.
«Представь себе жизнь, прожитую настолько осторожно, что не осталось никаких отметин о том, что ты вообще жил».
Рэйвен Лейлани
Так как с работы её поперли, денег на съем квартиры нет. И где же Эдди ночует, как думаете? Ни за что не догадаетесь. В доме любовника Эрика. Да, да. Это мило предложила его жена, Ребекка. Еще один неуравновешенный персонаж. Хотя тут все такие. Она работает судмедэкспертом, и время от времени берет с собой Эдди понаблюдать за вскрытиями. С красками и холстом. Какая прелесть, право слово.
В собственном доме Ребекка выделила Эдди комнату, обеспечила косметикой и чистой одеждой. Эдди ищет работу по объявлению, пытается рисовать и помогает социализироваться приемной дочери Ребекки, чернокожей девочке-подростку.
Все смешалось, люди-кони. Тут вам оригинальный любовный треугольник без условностей и табу, циничная и озабоченная Эдди, у которой, простите, постоянно свербит в одном месте, но мечтает она о славе Артемизии Джентилески, да еще не против, чтобы любовник её бил, удобненько устроившийся тюфяк Эрик, стильная, но затюканная Ребекка, которой любовница мужа становится ближе, чем сам муж. И ребенок еще этот, не принимаемый приличным белым обществом (на неё все косо смотрят, ведь Эрик и Ребекка – белые).
«…когда стало больно, я не захотела уязвлять собственную гордость и вместо «прекрати» сказала «ещё»: словно католичка или натура тонкой душевной организации, я верила, что уровень преданности делу напрямую связан с болью, которую испытываешь в процессе».
Рэйвен Лейлани
Стилистически это просто и однобоко. Но плохо не это.
- Плох сюжет, плохи герои, плоха проработка проблематики. Вероятно, автор таким нетривиальным способом хочет поведать миру о проблемах американского общества. Ну ОК. Если это все их проблемы, где-нибудь в странах Африки им делать нечего.
- Проблема чернокожих людей, которой Лейлани тычет читателю в нос, совершенно не цепляет. Я достаточно книг на тему расизма прочитала, но тут полный кринж. Взять для примера просто великолепный роман «Цвет жизни» Джоди Пиколт – ну совершенно другое же дело.
- Что не так с Эдди – не понятно вообще. Очевидно, что метания главной героини должны растревожить, вызвать желание посочувствовать и протянуть руку помощи. Опять нет. Она бесит и раздражает. Её действия, её рассуждения. Ее образ жизни. Более глупую девушку ещё поискать надо. Линия поиска себя – провалена. Линия якобы жертвы обстоятельств – тоже (там еще беременность случилась от Эрика).
- Странный брак Эрика и Ребекки и «третий не лишний» в нем Эдди– просто психоделическое шоу и театр абсурда. Пока читаешь, хочется себя ущипнуть – не снится ли весь этот маловероятный бред. Ну или это такой вариант американской нормы?
Я не бросила чтение только потому, что надеялась, продравшись через озабоченность Эдди (довольно откровенно описанную), и психическую нестабильность Ребекки, добраться до логического финала, где, как мне представлялось, я-таки пойму, что хотел сказать автор. Но нет. Я не поняла ничего. Вообще. И дело, знаете, не в том, что проблемы американцев нам не близки. Есть куча литературы, оставляющая просто неизгладимое впечатление, несмотря на всю несхожесть менталитетов. Роман Рэйвен Лейлани ничего, кроме неприятного и даже тошнотворного послевкусия не вызвал, пусть и подано все было в ярком, ироничном фантике с претензией на откровение. О каких ценностях «Жажда»?
Одна из худших книг, что я вообще когда-либо читала. Рекомендовать даже поклонником современной иностранной прозы язык не поворачивается.
Обсуждаем книги и в Телеграм - КиноБуква, подписывайтесь!