Найти в Дзене
Великая Музыка | G — M

Истории на каждый день: 9 сентября в классической музыке

От королевских барочных торжеств при дворе Людовика XIV до дня всенародной скорби в Норвегии — 9 сентября оказалось удивительно богато на судьбоносные премьеры и пронзительные события. Фонтенбло, 9 сентября 1677 года. Королевская часовня озарена свечами: Жан-Батист Люлли лично дирижирует своим торжественным Te Deum перед блистательным французским двором. Повод особый — крещение его собственного сына, в крестные которого приглашён сам король Людовик XIV. Мощные трубы и литавры вторят ликующим хорам, вознося славу Богу и монарху, а музыка Люлли поражает размахом. Это грандиозное сочинение задало тон всей церемониальной музыке эпохи, прозвучав впоследствии на многих празднествах — от военных побед до королевских свадеб. Вена, 9 сентября 1865 года. В Карл-театре — венская премьера оперетты «Прекрасная Галатея» Франца фон Зуппе превратилась в вечер смеха и очарования. Зрители с восторгом наблюдали, как древний миф о Галатее и Пигмалионе оживает на сцене с комическими поворотами и изящной м
Оглавление
От королевских барочных торжеств при дворе Людовика XIV до дня всенародной скорби в Норвегии — 9 сентября оказалось удивительно богато на судьбоносные премьеры и пронзительные события.

Торжественное исполнение Te Deum Жана-Батиста Люлли при французском дворе в Фонтенбло

Фонтенбло, 9 сентября 1677 года. Королевская часовня озарена свечами: Жан-Батист Люлли лично дирижирует своим торжественным Te Deum перед блистательным французским двором. Повод особый — крещение его собственного сына, в крестные которого приглашён сам король Людовик XIV.

Мощные трубы и литавры вторят ликующим хорам, вознося славу Богу и монарху, а музыка Люлли поражает размахом. Это грандиозное сочинение задало тон всей церемониальной музыке эпохи, прозвучав впоследствии на многих празднествах — от военных побед до королевских свадеб.

Венская премьера оперетты «Прекрасная Галатея» Франца фон Зуппе

-2

Вена, 9 сентября 1865 года. В Карл-театре — венская премьера оперетты «Прекрасная Галатея» Франца фон Зуппе превратилась в вечер смеха и очарования. Зрители с восторгом наблюдали, как древний миф о Галатее и Пигмалионе оживает на сцене с комическими поворотами и изящной музыкой.

Композитор нервно выглядывал из-за кулис, но аплодисменты и смех публики вскоре развеяли его тревоги. Эта лёгкая одноактная опера, ставшая первым большим успехом Зуппе, вскоре зазвучала далеко за пределами Вены, покоряя сердца слушателей от Лондона до Нью-Йорка.

Американская премьера оперы «Сельская честь» Пьетро Масканьи

-3

Филадельфия, 9 сентября 1891 года. Величественный Grand Opera House принимает первую в Америке постановку оперы «Сельская честь» Пьетро Масканьи. После триумфа в Европе страсти сицилийской деревни наконец достигли Нового Света — настолько желанны, что импресарио состязались за право представить оперу первыми.

Зал затаил дыхание, когда оркестр заиграл знаменитое интермеццо и на сцене развернулась история любви, ревности и мести. Публика рукоплескала стоя: американцы оказались покорены новой итальянской оперой, открывшей им яркий мир веризма.

Американская премьера оперетты «Гейша» Сидни Джонса

-4

Нью-Йорк, 9 сентября 1896 года. Золотой занавес нью-йоркского театра Daly’s поднялся, перенося публику в экзотический мир японского чайного домика. Американская премьера оперетты «Гейша» Сидни Джонса подарила Бродвею яркое, кокетливое представление о любви британского моряка и прелестной гейши.

Лондон уже был покорён этой пьесой ранее в том году, и теперь восторженные ньюйоркцы аплодируют пышным декорациям, восточным мелодиям и остроумному юмору, открывая для себя новую театральную сенсацию конца века.

Смерть мексиканского композитора Хулиана Каррильо, автора концепции «звук 13»

-5

Мехико, 9 сентября 1965 года. В этот день мир простился с Хулианом Каррильо — композитором-новатором, осмелившимся заглянуть за грань привычных музыкальных звуков.

Автор концепции «звук 13» утверждал, что мелодия не ограничена двенадцатью полутонами: он делил музыкальный строй на четвертитоны и ещё более мельчайшие доли, открывая бескрайний мир новых гармоний.

Эти смелые идеи опередили своё время, и в день его кончины Мексика чтила память гения, навсегда изменившего музыкальный слух XX века.

История дня: похороны Эдварда Грига

-6

9 сентября 1907 года Берген замер в скорбном молчании. Тысячи людей вышли на улицы, чтобы проводить в последний путь своего любимого композитора, Эдварда Грига. По некоторым оценкам, число собравшихся превысило 30 тысяч. Толпа стояла тихо и с достоинством — от стариков до мальчишек на лицах читалась искренняя печаль. Это был день общенационального траура и прощания с человеком, чья музыка стала душой страны.

Эдвард Григ был при жизни одним из главных столпов норвежской культуры, его музыка прославила Норвегию далеко за её пределами. Неудивительно, что известие о смерти композитора в начале сентября 1907 года потрясло всю страну.

Тело Грига до похорон несколько дней покоилось в зимнем саду его виллы «Трольдхауген», окружённое цветами и венками. А 9 сентября состоялась официальная церемония прощания. Оркестр сыграл проникновенную пьесу Грига «Весной» и мужской хор исполнил народную песню — эти мелодии тронули каждого. По желанию самого композитора кульминацией стало исполнение его «Похоронного марша» в оркестровке друга и коллеги Йохана Хальворсена. Так Норвегия простилась со своим великим сыном, а день этих похорон навсегда остался в культурной памяти страны.

Какая из этих историй показалась вам самой увлекательной? Поделитесь своими музыкальными открытиями в комментариях!

#КлассическаяМузыка #ИсторияМузыки #9Сентября #ЭдвардГриг #Люлли #Масканьи #Зуппе #СельскаяЧесть #ПрекраснаяГалатея #Гейша #ХулианКаррильо #Звук13 #Оперетта #Культура #Искусство

Подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые истории.