Забрали ткань у школьников. Обувь растягивали и мочили. Скупали вещи у населения. В стране дефицит мода менялась, а ткани оставались — и их пускали на другие нужды, например, на матрасы.
Жанна Мелконян, художник по костюмам поделилась своими воспоминаниями.
Капроновые кофточки были мечтой каждой. Людмила жизнь бы отдала за эту вещь.
Приобрести такую кофточку было нереально — капроновую ткань давно сняли с производства. В итоге нашли ее в небольшом провинциальном городке, в маленьком пошивочном цехе. Из нее шили школьные воротнички. Большого труда стоило отвоевывать этот кусок капрона — нельзя было просто так приехать и забрать, потому что у них все по метражу было расписано. Людмила в кадре очаровала всех.
Для Людмилы (героини Ирины Муравьевой) изготовили из шелковой ткани нижнюю юбку, по стоимости намного превосходящую костюм. Шелковые юбки.
Например, чтобы старая обувь из огрубевшей кожи, взятая на костюмерном складе, не натирала ноги актрисам в фильме «Москва слезам не верит», Жанна Мелконян придумала одеть их в белые носки, органично вписав вещь в образ 1950-х.
Загвоздка заключалась в том, что белых носков в Советском Союзе не носили. Художник по костюмам обратилась к чулочно-носочной фабрике с просьбой изготовить их из светлых ниток. Потом в американских журналах писали: «Русские вернули моду на белые носки».
Обувь шить не было средств, пришлось набрать с костюмерных складов. Замачивали растягивали.
1980г киностудии "Мосфильм" были возможности приобретать вещи в какой-то особой секции ГУМа, в ВИАлегпроме. Но этой возможностью могли пользоваться кинофильмы, где герои были иностранцами.
Костюм-тройка из твида для Катерины (Вера Алентова). Твид было невозможно достать, так как из него шили только мужские брюки, а отдельно ткань не продавалась. Тогда Мелконян взяла двенадцать пар мужских брюк из твида и отдала в пошивочный цех. Там их аккуратно разрезали, сшили в единое полотно и раскроили.
Платье для героини Муравьёвой. В условиях дефицита подходящие ткани искали в изделиях, например в чехлах для матрасов. Мастерицы «Мосфильма» привезли матрасы, выпотрошили, постирали, потом стали кроить и шить.
Платье Людмилы сшито из галстучной ткани, что в принципе не практиковалось. В огромном зале Ленинской библиотеки она модно-аляповатая, слегка провинциальная, слишком нарядная — ее образ был безупречен и странноват. Мы
Мы стремились к этому: Людмила очень смешная и трогательная в этой сцене.
Для Людмилы (героини Ирины Муравьевой) изготовили из шелковой ткани нижнюю юбку, по стоимости намного превосходящую костюм. Шелковые юбки.
Есть эпизод в фильме как Екатерина даёт свой наряд Людмиле.
Мосфильм часто покупал костюмы по объявлению у населения, затем специальная комиссия эти вещи оценивала. Вот по такому объявлению нам принесли идеальный костюм для профессора, но он был очень мал актеру.
Кроме того, в Союзе продавались только индийские псевдоджинсы из мягкой ткани, они ужасно сидели. Найти настоящие джинсы — для студии
Но незадолго до этого мой папа подарил моему мужу джинсы Wrangler. Тот долго не решался даже померить. Так они у нас дома и пропали: я принесла их на студию и попросила Баталова померить. Он надел и больше не снимал. Элегантный, но простой рабочий Гоша.
Во всей картине единственный костюм, который принесла на площадку актриса, — этот желтый плащик на Алентовой. Отсюда и пошла байка, что актеры снимались в своем.
Продавец привезла тележку в отдел с колбасой. Люди набросились на товар. Главное взять, а что делать решали потом.
Многи зрители посмотрев картину в кинотеатрах говорили, что так не жили. Столько нарядов не было не у кого. Даже не смотря на то, что главная героиня стала директором и прошло больше 20 лет.
Комментарий женщины: моей советской юности во времена дефицита весь мой гардероб был переделанный. Я перешивала себе наряды из маминых и бабушкиных вещей. Сейчас не переделываю, нет времени этим заниматься.