Православному священнику и миссионеру Александру Меню (1935-1990), во время встреч и выступлений, слушатели не раз задавали вопросы о его отношении к Карлу Густаву Юнгу (1975-1961), известному швейцарскому психологу, культурологу, психиатру.
Александр Мень отвечал и объяснял свое отношение к Юнгу.
Карл Юнг написал ряд работ, касаемые религий, христианства, и отношению их к психотерапии, которой он профессионально занимался и делал в ней успехи.
Юнг и Мень не были антиподами в главном: они оба положительно относились к религии в целом, и христианской религии в частности.
Но Мень был священником.
А Юнг психотерапевтом - аналитиком.
Это разные амплуа.
Они по - разному смотрели на предмет религии.
Давайте, увидим как.
Читайте ниже.
Ставьте лайк. Делитесь с друзьями. Комментируйте.
Мень и Юнг различия
Александр Мень, священник
Это православный христианский священник. Он принял православие, вместе со своей матерью, в лоне Истинной (Катакомбной) православной церкви. В период правления Сталина это была гонимая церковь, в которой процветала истинная вера в Христа. Ибо с теми, кто гоним за веру и правду всегда рядом Христос.
Подход Меня к христианству можно назвать христоцентричным. Недаром, главное произведения отца Александра «Сын Человеческий» посвящено Христу. Христос Меня Живой. Читаешь, и будто Он стоит перед очами твоими. Так описать Христа мог только человек, явственно чувствовавший Христа в своей жизни и любивший Его.
Александр Мень не говорил плохо ни обо одной религии и веровании, но аргументированно показывал, почему христианство стало самой популярной религией Земли. Ни в одной религии, кроме христианства, Бог не нисходит к человеку. В любой иной, человек пытался подняться, чтобы узреть что-то Божье.
Александр Мень именовал Библию Книгой надежды.Видел развитие человечества в виде преображение из твари и творения в сонаследника Божьего.
Карл Густав Юнг, психиатр, аналитик
Он - сын швейцарского протестантского пастора, в детстве с удовольствием посещавший богослужения в протестантском храме. Христианское мировоззрение оказало влияние на юного Карла.
Далее, он становится врачом, психиатром, аналитиком, знакомится с Фрейдом и начинает смотреть на религию в целом, и христианство, в частности, как на предмет психотерапии душ человеческих.
Незадолго до конца своей жизни Юнг говорил в интервью, что он уже не столько верит, сколько знает.
Юнг, в отличие от Меня, концентрируется не на Боге, а на самом человеке. Говоря, что главной проблемой человечества является сам человек.
Образ Божий, о котором говорят теологи, в психотерапии называется божественной самостью внутри человека. Целью психотерапии есть раскрыть и проявить человеку эту свою самость.
Для Юнга Библия не книга надежды, как для Меня, а книга истории культуры, в которой содержится набор историй, мифов и архетипов бессознательной жизни. Архетип Христа – это архетип цельной личности внутри человека.
Как вы относитесь к Юнгу? Александр Мень ответил.
Мень отметил, что уважает Карла Юнга как врача. Действительно, Юнг был прекрасным врачом психиатром, сумевшим помочь многим людям найти настоящего себя.
Но как философ, считал Мень, Юнг писал не аргументированно.
Учение Юнга об архетипах, по мнению Меня, крайне запутанное. В нем есть одна доля истины – наличие общечеловеческой души. Но у Юнга такая общность переходит в пантеистическое понимание Бога. Эту точку зрения Мень не разделял.
Мир коллективного бессознательного и психотипов, который открыл Карл Юнг в душе человеческой, по мнению Александра Меня, это мир ветхого Адама и его разновидностей. Христианство говорит о Новом Адаме, о преображении людей Христом.
Что Карл Юнг сказал о Христе и религии?
Интересны в этом смысле две работы Юнга:
«Психология и религия» (1938 год) и «Ответ Иову» (1952 год).
Юнг смотрел на религию как на психотерапию. Если богослужения помогают душе оздоровиться, то стоит их посещать.
Юнг смотрит на религию не как верующий какой-то одной религии (и потому лояльный только к ней, предвзятый и необъективный), а как на феномен души человека. Его интересовала не сама религия, а ее полезное или вредное влияние на человека.
Юнга интересует не сам Бог, а проекция Бога внутри человека, в архетипе его бессознательного. Проблема людей, заметил Юнг, в том, что Бог для них стал чем-то внешним, экстравертированным. В том время, что божественное надо открывать в себе.
Он говорит, что от коллективного бессознательного человек должен переходить к индивидуальному. Архетип Христа, для человека, это выражение здоровой цельной души.
В «Психологии и религии» Юнг обозначил несколько вещей:.
1. Религия личностно значима для многих людей. Поэтому, изучая личность человека, важно обращать внимание на религиозный феномен в его душе.
2. Религия, считает Юнг, это особая установка ума человека, наблюдающего за разного рода сверхъестественными силами: духами, богами, демонами.
3. Идея Бога и религиозные феномены в подсознании человека выражают психическую целостность человека.
4. Все религии являются психотерапевтическими системами. Не может быть конфликта между психотерапией и религией.
5. Полезное свойство религии по Юнгу: она оберегает человека от невроза (невроз Юнг объяснял в религиозном ключе как проявление «духа тьмы») и помогает психологическому оздоровлению.
6. Религиозные кризисы, напротив, подрывают психику и ведут к неврозам.
7. Восточные религии Юнг почитал больше, чем западные (Юнг написал известное предисловие к японской книге по дзен буддизму). В восточных религиях он видел потенциал развития западного человека, утратившего гармонию из-за конфликтов западного мира.
Эта работа была опубликована в 1938 году. В 1937 году Юнг читал курс лекций по теме «Религия и психология» в Иельском Университете США. А в следующем году опубликовал книгу на основе этих популярных лекций.
Но это еще "цветочки".
Его более поздняя работа «Ответ Иову» достаточно жесткая.
И мы можем понять из нее, почему священник Александр Мень так настороженно относился к Юнгу. Юнг подцепил живой нерв христианства, анализом Библейской Книги Ветхого Завета «Книги Иова», проанализировав ее непредвзято, но по-своему. Не только у Меня, но у любого христианского богослова, читающего эту работу, могут встать волосы дыбом. Это была перверсия и жесть.
Жесть Юнга в «Ответе Иову».
Почувствуем этот нерв швейцарского психиатра Юнга.
Вот, что заметил Юнг:
1. Библейская книга Иова – это божественная драма христианства. История Иова отражает конфликт между добром и злом в божественной природе.
2. Иов подчинился Всемогущему Яхве, но, по факту, Иов оказался более нравственным, чем Бог. (Мень, читая такие заключения Юнга, вероятно, напрягся).
Почему так считал Юнг? Потому что по подстрекательству сатаны Бог мучил бедного и праведного Иова. Иов же поступил по отношению к Богу более праведно и чисто, чем Бог по отношению к Иову. То есть человек, в данном случае, оказался более чистым и нравственным, чем Бог.
3. Через такое отношение Бога к Иову Юнг объясняет необходимость появления Христа.
Бог не потому направил Христа к людям, что люди были грешны, а что Сам Бог так нерадиво поступил к праведнику.
Христос это не искупление Богом людей, а исправление Богом Своей же ошибки, допущенной по отношению к Иову (Ту не только у Александра Меня, у любого христианского богослова могут встать волосы дыбом).
Юнг, таким образом действует не в традиции Теодиции (Бог всегда прав, а человек нет), а в традиции Хомодиции (Бог тоже может накосячить и бывает неправ. Что остается бедному человеку, когда «косячит» Бог?)
4. Юнг говорит, что Бог не только благо и добро, но и имеет злую природу В книге Иова она проявляется в издевательстве Бога над праведником.
5. Юнг подвергает критике концепцию неизменности Бога. Говоря, что если Бог сотворил человека по Своему подобию, то должен включать и в Себя изменения и развитие.
Как видим, аналитика Юнгом книги Иова весьма оригинальная и перверсивная. Для Меня это было не столько богохульством, сколько пониманием того, что Юнг подменил богословие глубинной психологией и слишком «приземлил» Бога вольным трактованием Библии.
Заключение.
Подход священника, христианского пастыря, коим был Александр Мень противоположен подходу аналитика – психотерапевта, коим был Юнг.
Бог Меня – Высшее и Совершенное, в Свете Которого должен преображаться человек из падшего Адама в нового.
Бог Юнга – Высшее, но не Совершенное. Он допускает ошибки и исправляет их. Бог Юнга слишком очеловечен и приземлен под нужды человека.
Пастырь, коим был Александр Мень, помогает человеку обрести личностного Бога и преобразиться в Нем. В то время, как аналитик, коим был Юнг, смотрит на ситуацию извне, как бы отстраненно и непредвзято, наблюдая отражения Бога внутри души человеке в виде символов и архетипов бессознательного.
Но вопрос главный в том, а насколько чиста душа человеческая, чтобы отражать Бога неискаженно?
Мень защищает Бога в традиции теодиции (Бог всегда прав), а Юнг человека в традиции хомодиции (Бог может ошибаться, а человек тоже бывает прав).
Во взгляде на Бога и религию у Меня стоит еврейская традиция богосозерцания. а у Юнга - европейская.
Хотите поделиться по теме статьи – пишите в комментариях.
Ставьте лайк.
Делитесь с друзьями.
мой канал на тему постов - голоданий, где очень много интересного