Всем привет! Сегодня я начну серию статей про достопримечательности Узбекистана, которые мы посмотрели в рамках нашей поездки этим летом. Основной акцент я сделаю на тех вещах, которые заинтересовали меня саму, которые восхитили и наоборот.
- про бюджет нашей поездки можно почитать вот тут: Туристический Узбекистан: бюджет экономной поездки, цены, советы.
Первым городом, достопримечательности которого я рассмотрю будет Самарканд.
Советы перед посещением.
Перед рассказом, хочу поделиться своим наблюдением: имхо, те люди, кто не бывал в Средней Азии и отдельно не изучали историю этого региона (а в школах про него не очень-то изучается), по приезду сюда могут словить ощущение, что они просто утопают в море совершенно новой для себя информации, выхватывая только отдельные знакомые для себя слова, как "Александр Македонский", "монголы", "тюрки", "шелковый путь", "Тамерлан", "мечеть", "минарет" и т.д., большинство же названий, имён, терминов, будет ну совершенно чужими для ушей, например, что за пештак, что за айван? а что такое махалля? а согдийцы это кто? а Улугбек и Алишер Навои это кто? ...
История в этих краях чрезвычайно насыщена на важные и интересные события, здесь были свои культовые личности, свои герои, малоизвестные нам, но важные в мировом масштабе, а архитектура пестрит своими уникальными элементами со своими названиями. Я не историк, я буду упоминать только отдельные факты, важные для моего рассказа, обобщенные из разных источников (если где-то закралась ошибка - пишите).
А так дам совет - к поездке в Узбекистан лучше хоть немного готовиться заранее или найти человека, хорошо подкованного в истории этих мест, который понятно и кратко расскажет о самом важном, так изучать достопримечательности будет намного интереснее и осмысленнее, или как вариант можно перед осмотром достопримечательностей посетить музей истории культуры Узбекистана с экскурсоводом.
В самом же Регистане я не советую брать платный аудио-гид - он того не стоит, очень скучный, можно то же самое и в википедии прочитать или в приложении organic maps, щелкая на здания.
Итак, немного про Самарканд.
Может кто не знает, но Самарканд - это один из древнейших городов мира (ровесник Рима).
Город, судя по археологическим данным, был основан в середине VIII века до н. э. и впервые упоминался в сочинениях римских и греческих историков под именем Мараканда.
Этот древний город был одним из ключевых пунктов на Великом шелковом пути, по которому шла торговля между Китаем и Европой. Самарканд даже получил почетный титул «сердце Великого шелкового пути», а также одно время был центром науки. Одновременно с этим, за долгое время своего существования город пережил многочисленные периоды расцвета и упадка, а также разрушительные землетрясения.
Для внешнего облика города самыми значимыми можно назвать эти два исторических события:
- В 1220 году город был полностью разорен армией Чингисхана, из-за чего были утеряны многие памятники архитектуры прошлых лет. Древний город (Афросиаб), точнее его руины можно увидеть своими глазами, приехав в Самарканд.
- В 1370 году Самарканд стал столицей могущественной империи Тимуридов. При власти Тамерлана (или как его уважительно называют тут - при Эмире Тимуре, отсюда и название империи) город расцвел, был центром не только культуры и торговли, но и науки. Даже потеряв статус столицы позднее, именно в нем вплоть до 1868 года проходили коронации среднеазиатских правителей разных династий у тронного камня Тимуридов.
Сейчас это город третий по величине в Узбекистане, с численностью населения примерно 595,8 тыс. чел. (2025г.). Большая часть сохранившейся древней архитектуры города относится как раз к эпохе Тимуридов, а также узбекской династии Джанидов (Аштарханидов).
Регистан и медресе.
Начать рассказ о достопримечательностях города логично с его знаменитой центральной площади - Регистана.
Регистан переводится буквально, как "место, покрытое песком". Так называли главные площади в городах Среднего Востока и самаркандская площадь является самой известной благодаря великолепному архитектурному ансамблю из трех медресе XV—XVII веков: медресе Улугбека, медресе Шердор и медресе Тилля-Кари, включенных в 2001 году в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Этот архитектурный комплекс - один из ярчайших примеров исламской архитектуры, он является центром притяжение множества туристов и выглядит впечатляюще и днем и вечером, после захода солнца, когда включается ночная подсветка. Тут также вечерами проходят музыкально-световые шоу и периодически 3D-лазерные шоу.
Лазерное шоу мы не застали, но вот можно посмотреть видео других авторов:
Что такое медресе?
Для среднестатистического россиянина, далекого от исламской культуры слово "медресе" часто мало что значит. Мы и сами когда приехали в Узбекистан, сразу задались этим вопросом, пришлось разбираться!
Поэтому, чтобы глубже проникнуться исторической важностью этих архитектурных сооружений, поясню его значение.
В арабском языке слово «медраса» означает любое учебное заведение.
В течение своего периода становления термин «медресе» относился к высшему учебному заведению, учебная программа которого первоначально включала только «религиозные науки», в то время как светские науки часто исключались. Но со временем учебная программа расширялась и многие более поздние медресе преподавали как религиозные, так и «светские науки», такие как логика, математика и философия. Некоторые медресе охватывали ещё и историю, политику, этику, музыку, метафизику, медицину, астрономию и химию. Учебная программа обычно устанавливалась его основателем.
В средние века это были единственные высшие общеобразовательные учреждения в исламском мире, где готовили служителей культа, учителей начальных школ, а также государственных служащих. Медресе заканчивали ведущие учёные Арабского мира.
Система мусульманского образования на протяжении многих веков была передовой и оказала влияние на становление системы колледжей в средневековой Западной Европе. В Новое время медресе пришли в упадок.
А во времена СССР на территории страны были закрыты все мусульманские школы — за исключением бухарского медресе Мири-Араб и ташкентского Барак-хана (с 1971 Исламский университет).
Сейчас в Узбекистане помимо системы светского образования имеется и система исламского образования, в которую встроены различные медресе.
Итак, какие же медресе мы можем увидеть на Регистане и в чем их особенности:
1. Медресе Улугбека.
Это самая древняя медресе из этого архитектурного ансамбля, датируемая началом 15-го века. Она была возведена по приказу нынешнего правителя, внука Тамерлана: Улугбека. А кто точно был архитектором - неизвестно, есть только версии.
Улугбек - очень интересная историческая личность, он был не только мудрым правителем государства Тимуридов, но также и выдающимся учёным, математиком, астрономом!!!, просветителем, меценатом искусства и поэтом своего времени, интересовался историей и основал одну из важнейших обсерваторий средневековья. Главным научным трудом Улугбека считаются «Новые Гурагановы астрономические таблицы», точность которых превосходила все достигнутое ранее на Востоке и в Европе.
Много ли вы знаете таких правителей? Кажется, правитель-астроном это что-то уникальное)
В это медресе Улугбек пригласил большое количество астрономов и математиков исламского мира, здесь же он сам лично читал лекции.
Медресе Улугбека построено в персидском стиле под названием "Азери" (его особенность - внушительные размеры и использование куполов большого диаметра), более поздние постройки в регистанском ансамбле старались согласовать с этим стилем.
Устройство медресе.
Именно здесь, на Регистане, мы впервые познакомились с типовым архитектурным устройством медресе, которое потом видели во множестве других мест в Узбекистане.
Акцентирую ваше внимание на слове "типовой". С этим связан мой совет при посещении Узбекистана: если вы не ярый фанат архитектуры и орнаментов, не нужно посещать все исторические медресе подряд, они все плюс-минус одинаковые, выберите несколько, максимально разных и самых значимых, иначе после 3-4 медресе вам станет скучно. Проверено на нашем друге))
Структура медресе примерно такая:
- Прямоугольный внутренний двор.
- Аудитории для занятий (летние в нишах=айванах и зимние - дарсханы по углам), кельи (худжры) для проживания студентов, прочие помещения (библиотека, бани-омывальни и т.д.), расположенные по периметру двора (здесь в 2 этажа, но бывают и одноэтажные медресе).
- Украшенные порталы по центральным осям строения: огромный прямоугольный входной портал со стороны площади называется пештак, остальные три меньших размеров.
- Минареты (здесь 4 штуки по углам ансамбля).
- Мечеть (в этой медресе она занимает всю заднюю часть строения, у другим могла быть в заднем углу или где-то ещё).
Вот как выглядит Пештак с двумя минаретами по бокам, ощутите масштабы:
Кстати, в декоре пештака не просто так использованы многочисленные голубые звезды (прямо над стрельчатой аркой) - они символизируют звездное небо, божественное пространство, а также говорят о личности заказчика - о страсти Улугбека к астрономии.
Этот Пештак с минаретом попали на фото знаменитого фотографа Проскудина-Горского:
Перед входом во внутренний двор, напротив ажурной панджары (=решетчатое окно), есть вот такая памятная табличка с именами ученых и мыслителей Востока, окончивших это заведение или преподававших здесь:
А вот как сейчас выглядит внутренний двор (листайте карусель):
Внутри двора посажены деревья, расставлены скамеечки для отдыха и установлены солнечные часы:
В каждом углу двора есть зимняя аудитория-дарсхана, перекрытая куполом. Эти комнаты примыкают к комнате мечети с запада и к айвану (=нише) главного портала с востока. Размещение аудиторий в углах было принято почти всеми медресе в Средней Азии, хотя в более поздних медресе обычно один из углов был занят мечетью.
Про декор.
Для меня самое интересное, что было в архитектуре этой медресе - декор и многообразие орнаментов, покрывающих сооружение с самого низа до самого верха. Здесь использовали глазурованные кирпичи, резную кашинную мозаику, майолику, резной мрамор.
Из декора здесь я впервые увидела такой элемент, как сотовый свод или сталактиты и это что-то потрясающее, можно долго разглядывать эту геометрию.
Я даже про них отдельную статью написала - вот тут.
Декоративные мотивы в основном геометрические (например, гирих), растительные и эпиграфические (= каллиграфические надписи почерком сулс или квадратным куфическим шрифтом). И как я уже говорила, тут много орнаментов-звёзд, похожих на синие цветы. Прям реально много и смотрится это интересно!
Насчет надписей - если знать о чем они, разглядывать их будет ещё интереснее:
Например, помимо цитат из Корана, на входном портале можно найти такую надпись: "Поистине, самое возвышенное деяние, поднимающее здание величия в этом мире, а также самое совершенное из возведенных в Предвечности зданий, которое возносит [священные] правила
наук и прямого пути, укрепляющего устои шариата и законности и
возносящего ввысь, – это место, где обитают ученые."
Кому интересны все надписи - вот тут есть про это статья с фото.
Мне лично было удивительно, что вот такие орнаменты, тоже оказались текстом:
То есть вот это вот всё текст, а не геометрический орнамент:
Про виды орнаментов подробнее я расскажу отдельно в следующий раз, а сегодня просто покажу фото:
Послесловие про торговлю в храме науки.
Раньше вся торговля на Регистане была на центральной площади, но прошли века - и вот торговля никуда не ушла, она переместилась внутрь медресе. Относиться к этому можно по-разному, но реальность такова: в кельях на первом этаже медресе сейчас располагаются ремесленные лавки, где можно купить сувениры, платья и т.д. - это вы потом увидите повсеместно в других исторических зданиях и городах Узбекистана.
Конкретно здесь продавцы были не навязчивые, и меня это устраивало, хотя наверное было бы лучше, будь здесь в продаже собрание тематичных работ - про Улугбека, звезды, астрономию и т.д.
2. Медресе Шердор (букв. Медресе со львами).
Если идти по хронологии, то следующее медресе это Шердор.
Немного истории.
Оно и медресе Тилля-Кари были построено по приказу наместника бухарских ханов, талантливого военачальника и правителя Самарканда Ялангтуша Баходура в 17 веке.
Немного истории: к 17му веку караванные пути через Самарканд потеряли своё значение, что привело к упадку торговли и ремесленного производства, застою в экономической жизни страны. Самарканд перестал быть столицей, он вошёл в состав Бухарского ханства, как особый удел. Теперь столицей была Бухара, в которой правил Имамкули-хан.
Ялангтуш Баходур был тем, кто помог этому хану взойти на престол и помогал защищать ханство от соседей как главнокомандующий армией. Он юридически подчинялся хану, но всё-таки имел большую политическую значимость, влияние и фактически независимо правил Самаркандом. И вот в таких политических условиях наместник задумал строительство таких грандиозных сооружений.
Как гласит надпись на фасаде медресе Шердор, оно было возведено "ради Аллаха и в честь духовного наставника (муршида) ходжи Абу-л-Хашима". Однако, несомненно этим сооружением наместник прославил и самого себя.
Строительство здания осуществил самаркандский зодчий Абдул Джаббар, а декором занимался мастер Мухаммад Аббас.
Структура медресе.
Главный фасад медресе Шердор задумывалась как зеркальное отражение медресе Улугбека, но из-за поднявшегося на 2 метра грунта, Шердор получилась более приземистой. В остальном Шердор также во многом повторяет медресе Улугбека: такой же внутренний двор, нарядный огромный Пештак, порталы с айванами, два яруса келий, минареты по углам, аудитории-дарсханы тоже в углах и передние под куполами, мечеть также имеется, но передвинута к углу.
Собственно, все самые большие различия сводятся к куполам над аудиториями-дарсханами - они на высоких барабанах, а также, что правая от главного входа купольная дарсхана со временем была превращена в усыпальницу (=гурхану). Здесь находится мнимая могила имама Мухаммада бин Джафар Садыка. А левая купольная дарсхана выполняла функцию мечети.
Сама идея такого масштабного строительства со стороны наместника выглядит очень амбициозно, как будто соревнование с прошлым.
В течение 300 лет медресе было одним из известнейших образовательных учреждений, где одновременно могли обучаться 40 человек.
Немного фото:
Про символ "Лев и Солнце". И белую газель.
Медресе Шердор в первую очередь выделяется своим уникальным узором на парадном портале: майоликовой мозаикой выложен фантастический лев, за спиной которого сияет солнечный лик с человеческим лицом, а впереди бежит белая газель/джейран. Оно и названо так в честь этой мозаики: Шердор = "имеющий львов", т.е. буквально "Медресе со львами".
Фантастический зверь вообще похож больше на тигра, но с гривой, как у льва, а персидское слово "шер", может переводиться и как лев и как тигр, но если проследить историю этого изображения, то можно утверждать, что это всё-таки лев. И для его странного облика есть вполне веские причины.
Символ "Лев и солнце" имеет древнее происхождение, берущее свои истоки в астрологии (Солнце в созвездии Льва). Потом он становится популярным при тюрской династии Сельджукидов (XII век), которые помещают этот символ на монеты, как личный знак власти, потом его заимствуют монголы, позднее Тамерлан и его потомки — бабуриды Индии, одновременно с этим символ укореняется в Иране - при династий Сефевидов и первых Каджаров.
Даже больше - для Ирана с течением времени этот символ становится национальным (присутствовал на флаге, в декоре зданий, печатался на банкнотах) и остается официальным символом государства вплоть до революции 1979 года. После революции символ запрещают для изображения в общественных местах и государственных организациях как "чужой", заимствованный от тюрков и заменяют современным гербом Ирана.
Почему на медресе лев выглядит так странно?
Это связано с запретом в исламе изображать людей и животных. Существовало много способов обойти этот запрет. И вот один из них был - создавать стилизованные или далекие от реальности изображения. Вот тут и нарисовали не существующее в реальности, фантастическое животное, только напоминающее льва или тигра.
Для исламской архитектуры такие зооморфные мотивы редки. Помимо Шердора мы видели только еще одно медресе в Бухаре с животным на фасаде - с фантастической птицей. Примечательно, что оба медресе строились примерно в одни годы.
Что вообще значил этот символ?
На самом деле его общее значение постоянно менялось. В целом прослеживается общее: лев - универсальный символ силы, могущества, власти, относящейся к чему угодно (к государству, правителю, войнам ......), солнечный лик - символ покровительства, поддержки, тоже от чего угодно - от государства или супруги правителя, поддерживающей его власть от ислама, света истины, чего-то божественного и т.д.
На примере Ирана значения менялись так: в эпоху Сефевидов символ обозначал два столпа общества: государство и исламскую религию. После лев мог быть истолкован в качестве метафоры для изображения Али ибн Абу Талиба, зятя пророка Мухаммеда, для героев Ирана, которые готовы защитить страну от врагов, или в его древней интерпретации как символ королевской власти. Солнце попеременно толковалось как символ короля, Джамшида, мифического царя Ирана, и Родины в целом.
Что означает этот символ на медресе Шердор?
Нет никаких источников, где бы говорилось о причинах выбора такой мозаики, так что тут можно только догадываться и строить красивые теории.
Этим занимались разные исследователи, были гипотезы, что изображение было прямым подражанием Ирану, или связано с мифологическими до-исламскими сюжетами, что оно связано с геральдикой заказчика или с символикой суфийской поэзии. Возможно, в реальности имело место сочетание нескольких смыслов. Самые правдоподобные гипотезы сейчас - геральдическая и суфийская.
Суфийская, поэтическая символика (суфизм - аскетически-мистическое направление в исламе). Эта версия связана с надписью на медресе о том, что оно посвящено духовному наставнику Ялангтуша Баходура - Ходжа Абу-л-Хашим Дагбеди, который был выходцем одной из самых уважаемых суфийских династий в регионе. Покровительство и ученичество у самого авторитетного суфийского лидера Самарканда имело огромное значение, а уж строительство в честь него медресе - тем более. Тут сплелись и личная благодарность наместника своему учителю, его религиозность и политические мотивы.
Наместник, будучи человеком образованным и знавшим персидский язык, не мог не знать значимой поэзии того времени и суфийского символизма, где лев мог означать божественное величие, духовную силу, мощь или пророка/духовного наставника (=муршида), через которого бог проявляет свою силу; газель могла означать человеческую душу; а солнце - божественный свет, истину, откровение.
Также известны повторяющиеся поэтические и религиозные сюжеты про охоту в разных вариациях, где Бог-охотник/пастух выпускает стрелы божественной любви, а раненая душа в разных образах (птицы, дичи...), смиряется и приходит к Богу. В общем, смысл охоты - духовный путь, возвращение души к Богу.
- "Суфий подобен охотнику, отправившемуся на охоту: он видит следы газели и идет по следу." (автор - Джалаладдин Руми - знаменитый поэт-суфий XIII века).
- "Мы — дичь. Так кто же расставил тенета?" (Руми).
Геральдика. Есть данные, что некоторые ханы того времени использовали свои геральдические изображения на парадных порталах. Также, по сохранившимся документам, подобное изображение со львом и солнцем украшало и дворец Ак-Сарай и считалось гербом самаркандского царя, то есть самого Тамерлана. Вероятно, помещая мотив льва с солнечным ликом Баходур желал показать легитимность и преемственность своей власти, как нового правителя Самарканда, вслед за Тимуридами, показать свою силу и могущество, а вот лань/джейран - уникальный символ, являлась уже его личным геральдическим знаком (тамгой). Зооморфные образы в целом были традиционными для кочевых племен, а как раз из такого выходил наместник (племя алчин), к тому же джейран - типичное животное местных степей. Таким образом, весь сюжет вероятно возвеличивал его самого. Не зря мозаичная часть на портале медресе гласит:
"Военачальник, полководец, справедливый Ялангтуш! Если прилетела стрела, восхваляющая его совершенство, - это изящный язык, полный жемчуга. Он соорудил такую мадрасу, что земля доведена им до зенита неба, - это знамя взаимного их украшения. Годами не достигнет высокой вершины его портала мощью и усердием искусных крыльев орел ума. Веками не достигает верха запретных его минаретов искусный акробат мысли по канату фантазии. Когда архитектор точной правильности воздвиг изгиб арки портала, небеса, приняв за новую луну, прикусили палец от удивления".
А возможно, сюжет на портале Шердор совмещал эти два смысла: и символику власти и сюжет охоты - духовного пути. Тут мы никогда не узнаем точно.
В сети можно увидеть и другие современные "народные" интерпретации сюжета.
*
Сейчас сюжет из Шердор является одним из национальных символов Узбекистана и печатается на многочисленной сувенирной продукции: магнитиках, футболках, кружках и т.д.. А не так давно даже был на одной из узбекских купюр:
*
Медресе на фото и картинах.
Ещё из интересного - это Медресе рисовал знаменитый русский живописец Верещагин:
И также фотографировал Проскудин-Горский:
А ещё здесь, в Самарканде, недалеко от Регистана в центре ремесленников, мы увидели эпичную картину с изображением Шердор кисти современного узбекского художника, члена Академии художеств Республики Узбекистан, Ахмада Умарова. И даже познакомились с художником лично.
*
Из этих фотографий и картин становится понятен весь масштаб реставрации зданий. Здесь восстанавливали мозаики, выпрямляли минареты.
Декор.
В декоративном оформлении медресе также как и в предыдущем медресе были использованы наборы из глазурованных кирпичей, майолика и кашинная мозаика, цветовые гаммы примерно те же, отличаются только орнаменты. А ещё есть мраморные плиты с резьбой:
Из орнаментов можно увидеть многочисленные каллиграфические надписи (изречения пророка Мухаммеда и фрагменты из священного Корана, а также тексты о заказчике и его духовном наставнике), растительные мотивы (н-р, вьющиеся стебли с бутонами или пышные букеты цветов в вазонах, как символ древа жизни) и геометрические узоры, звезды тоже встречаются, но немного:
Идём дальше, к последнему медресе.
3. Медресе Тилля-Кари.
Это самая "новая" из трех медресе, сделанная таких размеров и форм, чтобы в первую очередь гармонично завершить архитектурный ансамбль Регистана, её задача - быть фоном для двух другим огромных медресе.
Главная фишка медресе - золотые интерьеры соборной мечети.
Её название с персидского означает «позолоченное». И это не случайно. Для меня главное впечатление в этой медресе - это как раз позолоченные интерьеры внутри её мечети. Они просто невероятно красивые по цветам, сочетание сияющего золотого и синего вместе с хорошим освещением делают атмосферу внутри мечети особенной, торжественной. Посмотрите сами:
Несмотря на то, что это сочетание цветов довольно часто встречается в Узбекистане, именно тут выбраны особенно приятные оттенки, кардинально меняющие восприятие пространства. В общем здесь я залипла на долго.
Устройство медресе.
Структура Тилля-Кари несколько отличается от двух других медресе:
Да, тут также есть парадный портал-Пештак, порталы с айванами по центральным осям, также есть прямоугольный двор, по периметру которого многочисленные кельи-худжры, но уже в один ярус, а не два.
Главный фасад медресе выполнен в бухарском стиле и сбоку от парадного портала расположены длинные двухъярусные фронтальные крылья с арочными нишами выходящими на площадь.
Вместо минаретов по углам здания сделаны не высокие башни-гульдасты, которые одновременно могут выполнять функции минаретов. А с западной стороны двора расположено портально-купольное здание большой мечети.
К моменту начала строительства соборные мечети Самарканда (Биби-Ханым и Алике Кукельташ) лежали в руинах, и именно поэтому при проектировании было решено совместить в здании медресе высшую духовную школу и соборную мечеть (=джума-мечеть).
Мечеть состоит из трёх частей. В центре крестообразное в плане помещение, перекрытое двойным куполом, в котором расположены отделанная мрамором ниша, указывающая на Мекку (= михраб) и одиннадцатиступенчатый мраморная трибуна (=минбар). С обеих сторон к центральному залу примыкают открытые со стороны двора галереи на столбах.
Сейчас одну галерею в мечети занимает экспозиция музея реставрации площади Регистан:
А другую галерею - выставка-продажа ремесленных товаров Узбекистана:
Декор.
Наружные и дворовые фасады медресе тут также облицованы кирпичной и наборной мозаикой и майоликой с геометрическими, растительными и эпиграфическими орнаментами. Вот немного деталей:
А вот ещё фото Проскудина-Горского:
Строительство и отделка медресе Тилля-Кари были завершены в 1660 году уже после смерти Ялангтуш Бахадур, так что заказчик такого грандиозного сооружения к сожалению не смог насладиться всем архитектурным ансамблем целиком. А вот сейчас, несмотря на все беды и землетрясения, выпавшие на долю города и благодаря огромному труду реставраторов, мы это сделать можем.
Резюме. Какое медресе Регистана самое красивое?
По моему мнению, сложно выделить из трёх самую-самую красивую медресе, потому что в каждой есть своя изюминка.
Поэтому скажу вот так:
- если говорить про парадный вход, то для меня самый красивый он у медресе Шердор,
- если про наружный декор двора и сам двор - то это медресе Улугбека (о, эти звёзды !),
- а если про интерьеры - то самая красивая конечно медресе Тилля-Кари.
Краткие итоги.
- Регистан - это must see в Самарканде. Мимо него сложно пройти, он стоит того, чтобы заплатить за билеты и погулять внутри. Можно посетить дважды, чтобы увидеть вечерние шоу.
- Здесь можно начать знакомство с устройством такого сооружения, как медресе, а также с элементами исламской архитектуры и орнаментами.
- Если вы не фанат архитектуры и не знакомы с историей Средней Азии, стоит самому подготовиться к посещению/поискать интересного гида-экскурсовода, который поможет погрузиться в ту эпоху, когда в медресе жили и учились выдающиеся умы Востока, когда Самарканд процветал.
Здесь вы также сможете:
- Увидеть уникальную мозаику со львами в медресе Шердор.
- Впервые залипнуть на геометрию сотовых сводов.
- Перегрузить мозг множеством ярких и пестрых орнаментов и поймать художественное вдохновение.
- Проникнуться волшебной атмосферой золотых интерьеров мечети медресе Тилля-Кари.
- Посмотреть экспонаты из музея реставрации Регистана.
- Познакомиться с разнообразием изделий современных ремесленников Узбекистана.
На этом всё, спасибо всем, кто дочитал до конца!
Подписывайтесь, ставьте лайки, пишите комментарии, это ценно =)
Пишу про путешествия и походы:
Фотографирую Тверскую флору: Весенние лесные цветы. Мой личный топ 10.
И котиков: Путешествия и котики: города кошек, кото-встречи и кото-портреты.
Моя группа в вк.