Найти в Дзене

ПЕТЕРГОФ. «ПИРАМИДА», «ТРИТОН» И ФИНАЛ (Восточная часть нижнего парка)

Предыдущая публикация: Отправившись гулять по территории, расположенной за Монплезирской аллеей, можно обнаружить один единственный, но удивительно красивый и уникальный фонтан. Он – самый многоводный в Петергофе, и поэтому к нему нужно обязательно подойти. Ещё недавно от Римских фонтанов симметрично отходили две косые аллеи – одна вела к фонтану «Адам», другая – к фонтану «Пирамида» (1721-1725, арх. Н.Микетти, М.Земцов). Теперь к «Пирамиде» можно подойти либо с Никольской аллеи, либо с Марлинской, пройдя по ней за Менажерийный пруд. А поскольку у этого пруда в своей виртуальной прогулке я увлеклась шутихами (как и большинство посетителей парка), то теперь отправлюсь туда по Никольской аллее. Никольскую и Марлинскую под углом пересекает Пирамидная аллея, посреди которой устроена покрытая газоном площадка. Над ней на высоту около 8 метров поднимается светящаяся и журчащая «Пирамида», окутанная искрящейся вуалью из водяных брызг. Стоя особнячком, в стороне от главных аллей, при первой вс
Оглавление
В Оранжерейном саду /фото из личного архива, 2024/
В Оранжерейном саду /фото из личного архива, 2024/

ВЕЧНЫЙ ПРАЗДНИК под названием «ПЕТЕРГОФ»

АНСАМБЛЬ ВОСТОЧНОЙ ЧАСТИ

Предыдущая публикация:

ФОНТАН «ПИРАМИДА»

Отправившись гулять по территории, расположенной за Монплезирской аллеей, можно обнаружить один единственный, но удивительно красивый и уникальный фонтан. Он – самый многоводный в Петергофе, и поэтому к нему нужно обязательно подойти.

Ещё недавно от Римских фонтанов симметрично отходили две косые аллеи – одна вела к фонтану «Адам», другая – к фонтану «Пирамида» (1721-1725, арх. Н.Микетти, М.Земцов). Теперь к «Пирамиде» можно подойти либо с Никольской аллеи, либо с Марлинской, пройдя по ней за Менажерийный пруд. А поскольку у этого пруда в своей виртуальной прогулке я увлеклась шутихами (как и большинство посетителей парка), то теперь отправлюсь туда по Никольской аллее. Никольскую и Марлинскую под углом пересекает Пирамидная аллея, посреди которой устроена покрытая газоном площадка. Над ней на высоту около 8 метров поднимается светящаяся и журчащая «Пирамида», окутанная искрящейся вуалью из водяных брызг.

Стоя особнячком, в стороне от главных аллей, при первой встрече это «хрустальное сооружение», созданное из тонких струй воды, появляется среди зелени парка совершенно неожиданно и очень эффектно. «Пирамида» стоит в центре квадратного бассейна на невысоком мраморном трёхступенчатом пьедестале. 500 струй воды взмывают вверх на семь уровней разной высоты, выбрасывая ежесекундно около 100 литров воды. Падающая вода переполняет чашу бассейна и четырьмя небольшими каскадами стекает в окружающий его канал. Бассейн огораживает мраморная балюстрада с декоративными вазами, которая прерывается в тех местах, откуда выходят каскады, ориентированные по сторонам света.

Пётр 1 задумал этот мощный фонтан как отдельно стоящий памятный обелиск, посвящённый победе в Северной войне. В 18 веке в русской армии появилась традиция устанавливать в честь побед на местах сражений небольшие пирамидальные обелиски. Их сооружали из всего, что было под рукой – из дерева, камня или в виде каркаса, обтянутого парусиной. У Петра «под рукой» в Петергофе в качестве строительного материала была вода, и созданный по царскому указу фонтан стал уникальным обелиском.

Сооружение его началось одновременно с началом работ по созданию морской резиденции в 1721 году, а завершилось уже после кончины Петра 1 в 1724. Один из восхищённых посетителей Петергофа впоследствии вспоминал, что такого большого и красивого водомёта нет, может быть, больше нигде. Тогда ещё не было эффектной мраморной балюстрады. Она появилась только к концу 18 столетия.

В годы войны была взорвана водоподводящая система «Пирамиды», повреждена мраморная балюстрада и разрушены ступени фонтанов. На реставрацию ушло больше времени, чем на строительство. Она продолжалась с 1946 по 1956 год.

ОРАНЖЕРЕЙНЫЙ САД

В цветочном раю

Куда бы не увели тропинки восточной части парка, чтобы завершить знакомство с ансамблем Петергофа, непременно нужно выйти к Оранжерейному саду. Он находится в конце аллеи, отходящей на запад от «Шахматной горы». Как только вступаешь на неё, забываешь обо всём, потому что оказываешься в цветочном раю. Декорации в нём меняются день ото дня, сколько бы раз не попадал в Петергоф в сезон. Весеннее море тюльпанов под арками цветущих яблонь и в ароматах «прибрежных» нарциссов сменяет буйство красок и запахов лета. Пионы, розы, флоксы, дельфиниум, лилии, ирисы, появляясь поочерёдно, величаво возвышаются над полосами из петуний, бегоний, алиссиума, хосты. Клумбы затейливой формы тянутся вдоль аллеи, полукругом расходятся у садового павильона и разворачиваются веером к склону. На эту сказочную красоту тоже нужно оставить время! Здесь, пожалуй, посетители делают больше фотографий, чем в каком-либо другом уголке парка. Что ж, Петергоф год от года уже несколько десятилетий почти не меняется, а цветники всё время разные!

Полукругом развёрнуто к саду красивое здание, очень похожее на дворец. Но, поскольку в парке всего 4 дворца, и все они уже возникали на пути во время прогулки, возникает вопрос о его назначении. Впрочем, попав в Оранжерейный сад, ответ напрашивается сам. Это – Оранжерея (1722-1724, Н.Микетти, И. Брауншвейн), первое в России сооружение для выращивания и сохранения в холодное время года теплолюбивых растений.

Слово происходит от английского «orange» – апельсин. В 15-16 веках в связи с развитием мореплавания в Европе появляются экзотические растения, которые трудно было выращивать в условиях довольно сурового европейского климата с холодными зимами. Их высаживали в кадки, которые летом расставляли в садах, а на зиму убирали в специально сооружённый тёплый дом, который и получил название «оранжерея». Петровская Оранжерея в Петергофе положила начало этому увлечению, и во всех усадьбах 18 века обязательными стали подобные хозяйственные постройки, которые, как правило, создавалась в едином стиле с остальными зданиями сада и вместе с главным усадебным домом составляли единый ансамбль. Вот почему оранжереи в усадьбах России так были похожи на дворцы.

Оранжерея и Оранжерейный сад /фото с сайта https://peterhofmuseum.ru /
Оранжерея и Оранжерейный сад /фото с сайта https://peterhofmuseum.ru /

Здание Оранжереи в Петергофе состоит из центрального двухэтажного корпуса и пристроенных к нему боковых галерей с высокими окнами, вдоль которых сверху тянется балюстрада. Над галереей под ломанной крышей устроен мансардный этаж, что позволяло обеспечить постоянное проживание в доме садовников, ухаживающих за растениями круглый год.

Петровская Оранжерея была полукругом развёрнута к югу, что позволяло закрыть территорию перед ней от северных ветров и создать благоприятный микроклимат для выращивания цветов. Напротив неё на склоне был устроен погреб для хранения луковичных растений. Он был оформлен в виде грота, но со временем обветшал, его разобрали и восстанавливать не стали. Между Оранжереей и погребом был устроен бассейн, который предназначался и использовался для полива растений. Но, конечно, и этот бассейн не обошёлся без своего фонтана «со смыслом», который был задуман ещё Петром 1.

Фонтан "Тритон" в Оранжерейном саду /фото из личного архива, 2024/
Фонтан "Тритон" в Оранжерейном саду /фото из личного архива, 2024/

Фонтан во славу флота Российского

Славу России в Оранжерейном пруду решительным аккордом возносит восьмиметровая струя воды, вырывающаяся из пасти морского чудовища, покорённого повелителем морских глубин Тритоном.

Именно фонтан, установленный в Оранжерейном пруду, задумывался как прославление молодого российского флота, одержавшего великую победу над шведами на море. После Полтавской битвы сухопутные войска Карла 12 были разгромлены, и боевые действия переместились на Балтийское море, где уже летом 1714 года у мыса Гангут (современное название – полуостров Ханко) была разгромлена шведская флотилия. Русский царь ликовал! В Петергофе он решил увековечить память о Гангутской победе. Посвящённый ей фонтан Пётр задумал поставить рядом с Большим каскадом.

Фонтан "Тритон" в Оранжерейном саду /фото из личного архива, 2018/
Фонтан "Тритон" в Оранжерейном саду /фото из личного архива, 2018/

Кто однажды разгадывал нехитрые аллегории 18 века, глядя на установленную в пруду Оранжерейного сада гигантскую золочёную фигуру Тритона (1726, арх. Усов, скул. Б-К. Растрелли), раздирающего пасть морскому чудовищу, легко догадается, кто есть кто. Ну, конечно, Тритон – олицетворение флота российского, чудовище – шведского флота. Ну и ещё 4 черепашки, разбегающиеся в сторону. Явно кто-то испугался мощи Тритона! Похоже, это – союзники Швеции в Северной войне: Англия, Голштиния, Османская империя и Малороссия. Всё просто, всё сошлось, всё получилось! Но у меня «пазл» никак не складывается, сколько я ни пытаюсь разобраться с этим фонтаном!

Загадки «Тритона»

Создание Оранжерейного сада началось в 1722 году, за год до открытия резиденции. А идея создания мемориального фонтана, по всей вероятности, пришла Петру 1 в связи с 10-летием Гангутского сражения, в 1724. Но открытие состоялось уже после его смерти. Изначально бассейн, в котором установили фонтан (одновременно использовался как источник воды для полива сада) имел сложную форму шестнадцатигранной фигуры. Считается, что образ легендарного героя Тритона создал скульптор Карло Растрелли, отец будущего архитектора. Сохранился его рисунок. Но в немногочисленных источниках, которые удалось найти, сообщается, что фонтан получил название «Сатир со змеёй». Получается, Пётр, давший добро на создание аллегорического фонтана, ассоциировал российский флот с Сатиром? Что-то не получается.

Тритон (или Сатир?) был изготовлен из свинца и позолочен. Как и остальные фонтаны из этого металла, он сильно обветшал уже к концу 18 века. Но тогда изменили только форму бассейна, сделав его круглым. А фонтан постоянно ремонтировали и сохранили почти до конца следующего столетия. Только в 1876 году статую в Оранжерейном пруду заменили. Новую фигуру изготовили в Германии, снова из свинца, но отлили методом гальванопластики по рисункам популярного в то время мастера Давида Иенсена (1816-1902).

Хотя Иенсен создавал рисунок по образу и подобию обветшавшего фонтана, немцы были не очень точны и отошли от оригинала. И вот тогда в Оранжерейном пруду и появился «Тритон с крокодилом». Так стали называть с тех пор этот фонтан. Ну, что ж, крокодил – вполне морское чудовище! Однажды в парке, где часто меняется погода и солнце вдруг закрыла туча, маленький мальчик подбежал к Тритону и воскликнул: «Папа, папа, смотри! Этот Крокодил солнышко проглотил!»

Фонтан "Тритон" в Оранжерейном саду /фото из личного архива, 2021/
Фонтан "Тритон" в Оранжерейном саду /фото из личного архива, 2021/

В годы немецкой оккупации Оранжерейный ансамбль, включая «Тритона с крокодилом», постигла участь других фонтанов и дворцов. Оранжерея была сожжена, бассейн взорван, фигуры из него исчезли. Отлили их во время работ по воссозданию Петергофа из бронзы: черепашек – по найденным свинцовым оригиналам, центральную фигуру – по сохранившемуся рисунку Растрелли. И в Оранжерейном пруду вновь засиял позолотой… Тритон! А куда делся «Сатир» или почему фонтан так назывался? Это осталось загадкой.

Финал

Из Оранжерейного сада я люблю выйти снова к Большому каскаду и замкнуть круг, начав с триумфа, им и завершить. Я снова слушаю симфонию воды с хрустальными нотками, любуюсь блеском золота и мощью Самсона, победившего Льва, рассматриваю цветники партера с его затейливыми завитушками и строгие мраморные колоннады, и наслаждаюсь гармонией Петергофа. Хочется остановить мгновение! И Хочется остановить мгновение! каждый раз в душе рождается знакомое чувство – восторженное, радостное и немного грустное. Так бывает, когда праздник подходит к концу, а уходить не хочется!

Но иногда мне нравится из Оранжерейного сада медленно подняться по склону холма по затейливо разбегающимся лестницам и пандусам. Пологий спуск начинается ещё у площади перед «Шахматной горой», из Оранжерейного сада на него выводят лестницы. Появился пандус ещё в 1730-х годах 18 века при Анне Иоанновне и предназначался для въезда в Нижний парк Петергофа в экипажах. Он получил название «Каретный спуск». Я поднимаюсь вверх медленно-медленно. Нарядный, цветущий Петергоф остаётся внизу, словно город под крылом взлетающего самолёта, и отпускает меня!

Прогулка по территории парадной морской резиденции Петергоф подошла к концу. Я начала её в Верхнем саду, обошла вокруг Большого дворца, спустилась в Нижний парк у его Корпуса под гербом и завершила у Церковного корпуса. Но какой бы маршрут мы не выбрали, эта прогулка каждый раз будет необыкновенной. Нижний парк Петергофа не похож ни на одну другую императорскую резиденцию. Здесь никогда не жили владельцы, но всегда встречали гостей, и с размахом готовились к приёму. В Петергофе российские монархи на протяжении двух столетий демонстрировали величие Российской державы. Здесь нет места обыденности и повседневности. Здесь пафосно и торжественно, изысканно и богато, весело и красиво! Здесь дух захватывает с каждым шагом и душа наполняется радостью.

Я ухожу и уношу в душе праздник! Но в Петергоф нужно возвращаться и восхищаться! Обязательно! Всем! Чтобы встрепенуть в себе ликование, радость и любовь к жизни! Только с этим багажом можно рассчитывать на благополучие и дальнейшее наше процветание!

Прогулка по парадному Петергофу завершилась. Но впереди ждут новые неспешные прогулки в историю Присоединяйтесь, пойдём дальше делать открытия вместе!

А начало прогулки здесь:

Спасибо, что дочитали до конца! Если заинтересовались -

Путешествуйте с каналом ВИРТУАЛЬНЫЕ ПРОГУЛКИ в историю через ПУТЕВОДИТЕЛЬ В ИСТОРИЮ и ОГЛАВЛЕНИЕ КНИГ, а по миру через ДНЕВНИКИ ПУТЕШЕСТВИЙ! Эти рубрикаторы закреплены и помогут выбрать статью, которая сможет вас заинтересовать!