Разве можно запереть мир и владеть им? Оказывается можно, и это вполне реально для того, кто владеет... Впрочем, обо всём по порядку.
На нашей планете существует множество стран, которые между собой ведут торговлю, обмен, делают поставки товаров и услуг. Эти функции осуществляются путём передачи и доставки товаров из страны в страну как по земле (наземным транспортом), так и по воздуху (самолётами и вертолётами), и по воде (на кораблях). Доставлять товары по воздуху можно практически в любой район мира, где есть возможность строить взлётно-посадочные полосы или площадки для вертолётов, но не все грузы возможно перевозить по воздуху, да и не в любой район можно направить воздушное судно. И тогда остаётся только наземный транспорт или водный.
Ещё совсем недавно у человечества не было ни автомобилей, ни самолётов, ни вертолётов. Однако потребности наших предков были не менее значительными. Например, требовались товары из Китая или Индии, а как их доставить в Америку? Единственным способом были морские перевозки. Это означает, что уже тогда существовали морские торговые пути, отмеченные на картах и использовавшиеся для различных перевозок, включая пассажирские.
Для того чтобы корабль мог пройти из Средиземного моря в Чёрное, ему необходимо было преодолеть два важных пролива: Босфор и Дарданеллы.
Босфор — пролив длиной 29,9 километра. Его ширина меняется: от 3 700 метров в самом широком месте до 660 метров в самом узком. Глубина пролива варьируется от 20 до 120 метров, но для безопасного прохода судов, включая крупные, нужна глубина от 33 до 80 метров.
Босфор и Дарданеллы — важные морские пути, которые регулируются Конвенцией Монтрё, подписанной в 1936 году. Этот международный договор позволяет торговым судам свободно проходить через проливы. Однако для военных судов есть ограничения, зависящие от того, принадлежат ли они странам, имеющим выход к Чёрному морю.
В мире существует несколько проливов и каналов, которые позволяют проходить суднам из одного моря в другое. А что будет, если эти проливы закрыть, и различные суда не смогут по ним проходить?
Об этом когда-то думал и британский адмирал Джон Фишер. В 1904 году он заявил, что существует пять ключей запирающих мир. «И все эти ключи у нас», — говорил он. Разумеется, речь шла о некоторых проливах, таких как Гибралтарский, Дуврский, Малаккский, а также о Суэцком канале и мысе Доброй Надежды. Британская империя считала эти проходы для судов своими ключами.
И на самом деле, контроль над ключевыми узкими проливами на тот момент времени давал стратегическое превосходство тому, кто владел ими. На сколько важны эти ключи в наше время, когда существуют другие технологии для переброса груза, для пассажирских перевозок и т. д.? Давайте рассмотрим каждый объект отдельно.
Гибралтарский пролив
Гибралтарский пролив важен с военной, экономической и экологической точек зрения. Он соединяет Атлантический океан со Средиземным морем и разделяет Европу и Африку. Он по-прежнему является заморской территорией Британии.
Стратегическое значение контроля над проливом заключается в том, что он:
- служит военно-морской базой для Великобритании;
- охраняет важный морской путь к Суэцкому каналу;
- во время войны (Второй мировой) служил ключевым логистическим узлом.
Ежегодно через этот пролив проходит более 100 тысяч судов, и это не только танкеры и контейнеровозы, но и пассажирские. Это важный узел для глобальной торговли, в том числе нефтью, газом и прочими товарами.
Географическое положение пролива делает его важным для контроля миграционных потоков.
Дуврский пролив
Дуврский пролив, также известный как Дуврский перешеек, представляет собой узкий водный путь, который является самой узкой частью пролива Ла-Манша. Этот пролив служит границей между Ла-Маншем и Северным морем, разделяя Великобританию от континентальной Европы. Он принадлежит Великобритании и Франции.
В стратегическом отношении Дуврский пролив играет немалую роль: торговля, военная стратегия и экология.
Пролив открывает путь к ключевым европейским портам, таким как Лондон, Амстердам, Роттердам, Гамбург и Антверпен. Он является важнейшим транспортным коридором для товаров, которые ввозят в Европу или вывозят из неё. Пролив также связывает Атлантический океан с Северным и Балтийским морями, что гораздо более привлекательно, чем обходной маршрут вокруг Шотландии.
Также пролив стал самым коротким стратегическим путём для переброски войск во время войн. Это сыграло важную роль во время Столетней войны, когда пролив приобрёл ключевое значение для Англии. Здесь происходили значимые морские сражения, например, в 1588 году сражение между испанской и английской эскадрами, которое нанесло первый серьёзный урон испанской Непобедимой армаде. Во время Второй мировой войны пролив был укреплён: британские вооружённые силы создали огневые позиции вдоль побережья графства Кент, а немецкие войска усиливали оборону Франции. В итоге, обе стороны вели артиллерийский огонь по судам и бомбардировали прибрежные города и военные объекты.
Малаккский пролив
Малаккский пролив соединяет Андаманское море, относящееся к Индийскому океану, и Южно-Китайское море, принадлежащее Тихому океану. Он расположен между Малайским полуостровом (западная часть Малайзии) и индонезийским островом Суматра.
Малаккский пролив — важный морской путь, наряду с Суэцким и Панамским каналами. Он играет ключевую роль в международной торговле. Каждый год через пролив проходит около 50 тысяч судов, перевозящих от 1/5 до 1/4 всего мирового торгового объёма. Для Китая этот пролив особенно важен. Через него идёт основная часть импорта нефти из Юго-Восточной Азии.
С XVIII по XX век Малаккский полуостров был колонией Великобритании и назывался Британской Малайей.
Сегодня полуостров делится между тремя странами: Республикой Союз Мьянма, Королевством Таиланд и Федерацией Малайзия. Южная часть принадлежит Малайзии,северо-западная — Мьянме, а остальная северная половина входит в южный регион Таиланда.
Суэцкий канал
Суэцкий канал — это водный путь, пролегающий через Египет, который соединяет Средиземное и Красное моря. Этот канал служит условной границей между Африкой и Евразией. Благодаря Суэцкому каналу, суда могут следовать кратчайшим морским маршрутом между Европой и Азией, минуя длинный путь вокруг Африки.
Суэцкий канал также, как и вышеописанные проливы, в XIX-XX веках принадлежал Британской Короне, правда не полностью. Она делила его с Францией. Но, тем не менее, это был ещё один логистический узел британцев. Сначала это упрощало доступ Британии к их колониям, а затем открылся и доступ к нефти в Персидском заливе. Но в 1956 году этот канал стал принадлежать Египту.
В 2014 году Египет начал строительство второй ветки Суэцкого канала для обеспечения двустороннего движения судов. Через год работы были завершены. Как и первый канал, новый канал находится в собственности Египта.
Суэцкий канал, связывающий Африку с Синайским полуостровом, играет ключевую роль в международной торговле. Этот водный путь, соединяющий Средиземное и Красное моря, не нуждается в шлюзовых системах, так как их уровень практически одинаков. Это позволяет значительно сократить время доставки грузов и расстояние между Европой и Азией аж на 7-8 тысяч километров! Суэцкий канал важен для мировой экономики, обеспечивая 10% всех перевозок мира.
Кстати, в Древнем Египте был построен первый в истории водный канал. Первые документальные свидетельства о существовании канала, соединяющего Красное море с рекой Нил, датируют вторым тысячелетием до н. э. Этот гидротехнический объект, известный как Канал фараонов, был возведён при правлении фараона Сенусерта III. Канал обеспечивал транспортную артерию для осуществления торговых операций с древним африканским государством Пунт.
Суэцкий канал — ключевой элемент международной торговли. Его значение особенно важно для транспортировки энергоносителей и контейнеров. Также канал позволяет эффективно и быстро доставлять ближневосточную нефть в Европу и Северную Америку. Также через него импортируется сырьё для Китая и Индии. Поэтому бесперебойная работа этого транспортного коридора критически важна для глобальной энергетической безопасности.
Мыс Доброй Надежды
Мыс Доброй Надежды находится на Капском полуострове, к югу от Кейптауна, в ЮАР. Этот объект важен как ориентир для торговых судов, идущих из Европы в страны Дальнего Востока. Капский полуостров, находящийся рядом с мысом, имеет стратегическое значение. Он является не только важным портом, но и ключевым поставщиком топлива и сельскохозяйственной продукции для обеспечения военных и торговых судов.
Мыс Доброй Надежды входил в состав Капской колонии — британского владения на территории современной Южно-Африканской Республики. Колония существовала с 1795 по 1802 год и затем с 1806 по 1910 год. В 1910 году Капская колония стала частью независимого Южно-Африканского Союза, который сейчас называется Южно-Африканской Республикой (ЮАР).
В заключение
Ещё более века назад этими ключевыми точками могла управлять Британия, и судоходство в них зависело в основном от решений Британского руководства. Возможно, адмирал Фишер был прав, что 5 ключей, запирающих мир, на тот момент были в руках английских колонизаторов.
Но в наше время эти ключевые точки находятся в собственности разных стран, так что одной стране, которая вдруг захочет «запереть» мир, не все «ключи» уже принадлежат. Чтобы перекрыть все эти проливы (каналы), нужно с кем-то договариваться, а это уже не просто.
В наше время таких "ключей" уже больше. Я уже говорила выше о проливах Босфор и Дарданеллы, которые контролирует Турция, но следует упомянуть и о Панамском канале, и Датском проливе в Исландии, а также о Северном морском пути, который относится к России.
Буду рада вашим комментариям, лайкам, подписке.
Вы можете поблагодарить автора, отправив донат:
Читайте на моём канале:
Всем Добра!