Найти в Дзене

Как снимали фильм «Пятый элемент»: 14 интересных фактов и кадры со съемок

В 1997 году Люк Бессон подарил миру один из самых ярких, эксцентричных и визуально революционных научно-фантастических фильмов всех времен. «Пятый элемент» — это не просто история спасения мира, а грандиозное космическое приключение, смешавшее в себе оперу, комедию, боевик и философию.

За невероятными костюмами Жан-Поля Готье, масштабными декорациями и новаторскими спецэффектами скрывается не менее захватывающая история создания, полная творческих прорывов, курьезных совпадений и чистой магии кинематографа.

-2

1. Сценарий из школьной тетради. Идея «Пятого элемента» родилась в голове Люка Бессона еще когда он был подростком. Первую версию сценария он написал в 16 лет на уроках в средней школе. Правда, тот ранний вариант был гораздо мрачнее и серьезнее финального. Бессон неоднократно возвращался к нему, переписывал и оттачивал, чтобы к началу 90-х он, наконец, был готов к воплощению.

-3

2. Секретное имя Лилу. Полное имя Пятого элемента, которое Лилу называет при «рождении», — это не просто набор звуков. Оно звучит как ЛилуминАй ЛекатАриба ЛаминачАй Экбат Дэ СэбАт. По сюжету, это древний язык богов, а само имя, по замыслу Бессона, является ключом к активации оружия против Великого Зла.

-4

3. Язык, на котором говорили только двое. Божественный язык, на котором говорит Лилу, был полностью придуман Люком Бессоном. Он разработал его грамматику и базовый словарь. Однако Милла Йовович внесла огромный вклад в его звучание, активно импровизируя на площадке. К концу съемок Бессон и Йовович настолько освоили этот язык, что могли свободно общаться на нем, что совершенно изумляло остальных членов съемочной группы.

-5

4. Случайная цитата Ницше от Олдмана. В сцене, где Зорг (Гари Олдман) угрожает священнику, он произносит: «То, что тебя не убивает, делает тебя сильнее». Это знаменитая цитата Фридриха Ницше. Ирония судьбы в том, что за несколько лет до этого Брюс Уиллис, его главный оппонент по фильму, выпустил музыкальный альбом под названием — «The Return of Bruno», где одна из песен так и называлась.

-6

5. Руби Род по имени Лок. Эксцентричный медиамагнат и ведущий изначально носил гораздо менее гламурное имя — Лок Род. Именно под этим именем персонаж Криса Такера фигурирует в ранних версиях сценария и даже в новеллизации фильма. Имя «Руби» появилось позже, идеально подчеркнув его яркий и «драгоценный» образ.

-7

6. Секретная дата в календаре. В сцене в квартире Корбена Далласа на стене висит календарь, где отмечена дата 18 марта 2263 года. Это не случайность. 18 марта — день рождения самого Люка Бессона. Таким образом режиссер оставил в фильме свой личный, скрытый автограф.

-8

7. Хронометраж по сценарию. В эпизоде на борту космического лайнера президент Земли дает священнику Вито Корнелиусу ровно 20 секунд, чтобы объяснить суть угрозы. И актер Йен Холм, произнося свой монолог, укладывается ровно в этот лимит. Это блестящий пример актерского мастерства и точного следования режиссерскому замыслу.

-9

8. Оперная дива из бункера. Имя оперной певицы Дивы Плавалагуна имеет весьма неожиданное происхождение. «Plava Laguna» (в переводе с хорватского «Голубая лагуна») — это название отеля и бомбоубежища в Хорватии, где юный Люк Бессон часто проводил каникулы у своих родственников.

-10

9. Рекорд французского кинематографа. На момент выхода «Пятый элемент» с бюджетом около $90 млн стал самым дорогим фильмом в истории европейского кино. Производство финансировалось французской студией Gaumont, что позволило Бессону сохранить творческий контроль над своим грандиозным видением.

-11

10. Прорыв в области спецэффектов. Бюджет на визуальные эффекты к фильму составил астрономические $80 млн, что на тот момент было абсолютным рекордом в индустрии. Для создания футуристического Нью-Йорка 2263 года было использовано более 200 CGI-макетов, а над эффектами работали легендарные студии Digital Domain и ILM.

-12

11. Дива, созданная компьютером. Невероятная ария Дивы Плавалагуны, исполненная оперной певицей Инвой Мулой, была дополнена с помощью компьютерных технологий. Часть нот была просто недоступна для человеческого голоса, поэтому специалисты по эффектам сгенерировали их на компьютере и искусно вписали в вокальную партию.

-13

12. Злодеи-игрушки 80-х. Забавные паразиты, которых техники высасывают из шасси космолета перед полетом во Флостон Парадайз, — это не продукт работы художников по эффектам. Это настоящие виниловые куклы-монстры Boglins, очень популярные игрушки в конце 1980-х годов.

-14

13. Доверие Олдмана к Бессону. Гари Олдман, мастер перевоплощения, согласился сыграть роль Жана-Батиста Эмануэля Зорга, даже не прочитав сценарий. Он был настолько впечатлен предыдущей работой Бессона, «Леоном», что безоговорочно доверился режиссеру.

-15

14. Рекордный взрыв в павильоне. Финальный взрыв в зале Флостон Парадайз, где Зорг сталкивается с Великим Злом, на момент создания фильма был самым большим взрывом, когда-либо снятым внутри павильона. Для его осуществления потребовалось сложнейшее планирование и точнейший расчет.

-16

«Пятый элемент» — это кинематографический эксперимент, который мог бы с треском провалиться, но вместо этого навсегда вошел в историю. Бессону удалось невозможное: сплавить воедино безумный визуал, эксцентричный юмор, искренние эмоции и философские вопросы. Фильм, рожденный в школьной тетрадке, стал эталоном стиля и вдохновил целое поколение режиссеров на смелые визуальные и нарративные эксперименты. Это доказывает, что самая безумная мечта, если в нее верить, может стать реальностью.