Обязательные 10 000 шагов в день, нежелательная растительность на теле, 3 литра воды в сутки... Наверняка вы слышали об этих нормах, которые должны стать частью ежедневной рутины каждого человека. По крайней мере, именно это нам внушают через соцсети, глянцевые журналы и рекламу "здорового образа жизни".
Но задумывались ли вы, кто прописал нам эти условия? К примеру, кто рекомендует проходить 10 000 шагов в день? Или почему волосы под мышками в современном обществе – это неэстетично?
Может быть, вы подумали, что проводились исследования, и исходя из них появились данные нормы?
На самом деле нами, как марионетками, управляют маркетологи. Задача маркетологов – придумать проблему, а затем что-нибудь продать для ее решения. И вот уже более 100 лет маркетологи в этом успешно преуспевают! И я вам докажу на обычных примерах, как маленькое зернышко неуверенности в себе, посеянное великими мастерами продаж, сегодня превратилось в мировой тренд, приносящий индустриям красоты и здоровья миллионные доходы.
1. 10 000 шагов в день
Вот здесь история особенно показательна! В 1965 году японская компания Yamasa создала первый шагомер в рамках маркетинговой кампании перед Олимпиадой 1964 года в Токио. Устройство называлось «Manpo-kei», что переводится как «измеритель 10 000 шагов».
Самое интересное: японский иероглиф, обозначающий число 10 000, визуально похож на идущего человека!
Вот и весь «научный подход». Никаких исследований, никаких медицинских обоснований - просто удачный маркетинговый ход, который зацепил покупателей. Как отмечают исследователи, это была чисто маркетинговая уловка, а не медицинская рекомендация.
Сегодня эта цифра настолько въелась в наше сознание, что фитнес-браслеты, приложения и тренеры по всему миру продолжают навязывать именно эту норму, хотя для разных людей оптимальная физическая активность может кардинально отличаться.
2. Удаление волос с тела
А вот это - настоящий шедевр маркетинга! До начала XX века в США рынка товаров для женской депиляции практически не существовало, поскольку удаление волос подмышками и на ногах было «практически неслыханным».
В 1915 году компания Gillette представила первую бритву, специально предназначенную для женщин - Milady Decollette.
Но этого было мало - нужно было создать проблему! В 1920-х годах новая мода на платья без рукавов и короткие юбки означала, что ноги и подмышки американских женщин стали видны в обществе, и рекламодатели тут же этим воспользовались.
Результат? К 1960-м годам 98% американских женщин в возрасте от 15 до 44 лет сообщали, что удаляют волосы на теле. Из нулевой потребности за полвека создали многомиллиардную индустрию!
3. Лишний вес
История борьбы с «лишним весом» - это отдельная глава маркетингового успеха. Если раньше полнота считалась признаком достатка и здоровья, то в XX веке индустрия диет, фитнеса и «здорового питания» переформатировала наше восприятие.
А индустрия моды добавила свою лепту - худые модели позволяли экономить на ткани при пошиве образцов для показов. Практичность в чистом виде, завернутая в красивую упаковку про «стандарты красоты».
Производители диетических продуктов, спортивного питания, абонементов в спортзалы - все они заинтересованы в том, чтобы мы постоянно были недовольны своим весом. Стандарты «идеального тела» меняются каждое десятилетие, но одно остается неизменным - мы должны с этим что-то делать и тратить на это деньги.
4. Целлюлит
Особенно забавно, что «проблема» целлюлита вообще была придумана относительно недавно! До 1960-х годов этого термина в косметологии практически не существовало. Это обычная особенность строения женской подкожной клетчатки, которая есть у 80-90% женщин после полового созревания.
Но косметическая индустрия не могла пройти мимо такой возможности! Кремы от целлюлита, массажи, процедуры, специальное белье — миллиарды долларов тратятся на «борьбу» с тем, что является совершенно нормальной физиологической особенностью женского тела.
5. 3 литра воды в день
Эта норма - тоже плод маркетинга, хоть и более завуалированного. Производители бутилированной воды, фильтров, спортивного питания активно продвигают идею о том, что мы пьем катастрофически мало воды.
На самом деле потребность в жидкости индивидуальна и зависит от массы факторов: веса, активности, климата, состояния здоровья. Но согласитесь, гораздо проще продать воду, если внушить людям, что им нужно пить строго определенное количество литров в день.
6. Загар
История с загаром - это классика маркетингового переворота! До 1920-х годов бледная кожа была эталоном красоты, поскольку загар ассоциировался с тяжелым физическим трудом на солнце. Незамужних девушек из высшего общества всячески оберегали от загара, напоминая им, что в противном случае они просто не смогут найти достойного мужа.
Но в XX веке все перевернулось: загар стал символом успеха и отдыха на дорогих курортах. Индустрия соляриев, кремов для загара, автозагаров превратила то, что раньше было признаком низкого социального статуса, в объект желания. А потом, когда выяснилось, что избыточное УФ-излучение вредно, появилась новая ниша - кремы от загара, средства после загара, услуги по восстановлению кожи.
8. Белоснежные зубы
Естественный цвет зубов - слегка желтоватый. Но индустрия отбеливания убедила нас, что зубы должны быть белее белого. Результат - многомиллиардный рынок отбеливающих средств и процедур.
Видите закономерность? Сначала создается проблема там, где ее не было. Потом эта проблема через рекламу, «экспертные» мнения и социальное давление превращается в норму. И наконец, нам продается решение под «соусом» быть красивыми и здоровыми.
А мы тратим время, деньги и нервы на борьбу с тем, что нам навязали как «неправильное», хотя зачастую это абсолютно нормальные особенности человеческого тела и поведения.
Конечно, никто не утверждает, что лишний вес добавляет здоровья или лучше лежать на диване, чем пройти пару тысяч шагов. Золотая середина во всем – вот к чему хотелось бы подвести мысль этого поста. И прежде чем совершить какое-то действие, подумайте, этого хотите вы или это то, что было навязано извне.