Тарифное регулирование ОСАГО - это тарифные коридоры в пределах, которых страховые компании могут устанавливать свои ставки на полисы ОСАГО.
Основные факторы, которые влияют на стоимость полиса:
- тип транспортного средства;
- формы собственности — физическое или юридическое лицо.
С 27 января 2025 года Банк России расширил тарифный коридор ОСАГО для некоторых категорий транспорта из-за высокой убыточности этих категорий:
· Общественный транспорт (троллейбусы, трамваи, автобусы) — на 11,57%.
· Мототранспорт и грузовики с разрешённой максимальной массой 16 тонн и ниже — на 20%. Коэффициент зависит от мощности двигателя, и шкалы возраста-стажа водителя.
Что повлияло на расширения тарифного коридора?
1. Рост числа ДТП. Например, как показывает практика, небольшие грузовики чаще других становятся виновниками ДТП с максимальным ущербом 400 тысяч рублей.
2. Увеличение ущерба. За последние годы размер ущерба от аварий по вине мотоциклов вырос на 32%.
3. Для автомобилей базовые ставки остались прежними, однако на коэффициент теперь влияют: рост цен на запчасти и ремонт, убытки страховых компаний, увеличение средней выплаты, судебная нагрузка и изменения в региональной политике.
В январе – марте 2025 года стоимость классического полиса ОСАГО для обычных автомобилистов снизилась на 5,1% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составила 6,9 тыс. рублей. Об этом сообщается в обзоре ключевых показателей деятельности страховщиков, который опубликовал Банк России. Если сравнить количество проданных полисов за 2024- 2025 года, получим статистику снижения продаж классических полисов ОСАГО. В первом квартале 2024 года было продано 6 млн полисов е-ОСАГО, во втором - 7,6 млн, в третьем - 8 млн, в четвертом 8,3 млн. А по итогам всего прошлого года было продано на 4,1 млн больше таких полисов, чем годом ранее.
Возможность оформления кратковременных полисов и рост конкуренции на страховом рынке повлияли на снижение коэффициента. Например, все чаще таксисты делают выбор в пользу кратковременного полиса ОСАГО за 400 рублей. Ранее закон предусматривал определенные условия для оформления краткосрочных полисов ОСАГО на 3 месяца, 5, 15, 20 дней. Сегодня оформить полис можно даже на сутки, т.е. купить ОСАГО ровно на тот период, когда машина реально будет использоваться.
Система страхования становится гибче с появлением краткосрочных полисов. Страховое возмещение в случае ДТП по кратковременному полису ОСАГО такое же, как и по полису, оформленному на год. Также стоит отметить, что отсутствие полиса ОСАГО в списке обязательных документов при постановки машины на учет в ГИБДД, тоже сделали выбор в пользу кратковременного полиса.
Но, следует учитывать два нюанса:
- Страховой кратковременный договор вступает в силу через 3 дня после заключения, если в нём не указано иное.
- Продлить краткосрочный полис до годового нельзя, и наоборот: годовой договор нельзя сделать краткосрочным.
Из этого следует, что Федеральный закон от 4 августа 2023 года №455-ФЗ «О внесении изменений в статьи 9 и 10 Федерального закона „Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств“» , расширил возможности тарифного коридора, изменив не только базовые ставки и коэффициента страховых тарифов, но и срок действия договора обязательного страхования.
Единственное, что остается неизменным, на стоимость полиса влияют:
- водительскую историю клиента,
- регион,
- возраст/стаж,
- модель автомобиля,
- и даже поведение на дороге (штрафы).
Только теперь для каждого водителя страховая компания может устанавливать свою стоимость полиса, исходя из факторов описанных выше. Ранее тарифный коридор предполагал коэффициенты для определенных категорий водителей, а именно была минимальная и максимальная базовая ставка. Теперь страховой рынок превратился в аукцион, где каждая компания предлагает свою ставку на водительский лот.
КАК СНИЗИТЬ СТОИМОСТЬ ПОЛИСА ОСАГО?
1. Используйте сайты- агрегаторы для сравнения стоимости тарифных коэффициентов: ОСАГО Сравни.ру, Банки.ру, РСА
2. Проверяйте и запрашивайте информацию, что входит в тариф, например, если у вас хорошая история безаварийной езды за прошлый год, минимум штрафов, но страховая компания поднимает в два раза стоимость полиса для Вас, и отказывается объяснить данный фактор-это повод для жалобы в ЦБ или РСА (Российский союз автостраховщиков).
ПРОВЕРИТЬ ИСТОРИЮ МОЖНО:
на сайте РСА - https://autoins.ru
3. Телематика – используя современное технологическое устройство слежения за стилем вождения, возможно получить скидку до 40% в страховой компании при оформлении полиса. Но, если Вы предпочитаете резкую или грубую манеру вождения, реально получить «ценник с характером».
Самое главное! Даже если у Вас отвратительная история, страховая компания не имеет право отказывать в страховом договоре ОСАГО в силу пункта 3 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации.