Найти в Дзене

Александр и Александр: поэт и царь в доме Ришелье

Автор - Владислав Кожин Статьей постоянного автора нашей рубрики Владислава Кожина мы начинаем разговор об эпохе Александра I и посвящаем его 200-летию памяти императора, который внес свой вклад в развитие Тавриды. Одной из ярких личностей этой эпохи был Александр Сергеевич Пушкин. Его произведения крымского периода составляют мировую славу русской литературы, а Дом-музей А. С. Пушкина в Гурзуфе является местом исторической памяти. В июне 2025 года Дом-музей А. С. Пушкина в Гурзуфе распахнул свои двери после завершения масштабных ремонтно-реставрационных работ, в ходе которых особое внимание было уделено восстановлению исторического облика здания, включая мансардный этаж, бельведер и лестницу, ведущую к библиотеке герцога Ришелье, первого владельца дома. В обновленной экспозиции, посвященной жизни и творчеству величайшего русского поэта, представлены прижизненные издания поэта, копии его рукописей, предметы быта пушкинской эпохи, а также материалы, отражающие влияние крымских впечатлен

Автор - Владислав Кожин

Статьей постоянного автора нашей рубрики Владислава Кожина мы начинаем разговор об эпохе Александра I и посвящаем его 200-летию памяти императора, который внес свой вклад в развитие Тавриды.

 Портрет Александра I, копия с работы Г. Кюгельгена по оригиналу В. Боровиковского
Портрет Александра I, копия с работы Г. Кюгельгена по оригиналу В. Боровиковского

Одной из ярких личностей этой эпохи был Александр Сергеевич Пушкин. Его произведения крымского периода составляют мировую славу русской литературы, а Дом-музей А. С. Пушкина в Гурзуфе является местом исторической памяти.

А. С. Пушкин. Копия с портрета О. Кипренского, 1827
А. С. Пушкин. Копия с портрета О. Кипренского, 1827

В июне 2025 года Дом-музей А. С. Пушкина в Гурзуфе распахнул свои двери после завершения масштабных ремонтно-реставрационных работ, в ходе которых особое внимание было уделено восстановлению исторического облика здания, включая мансардный этаж, бельведер и лестницу, ведущую к библиотеке герцога Ришелье, первого владельца дома. В обновленной экспозиции, посвященной жизни и творчеству величайшего русского поэта, представлены прижизненные издания поэта, копии его рукописей, предметы быта пушкинской эпохи, а также материалы, отражающие влияние крымских впечатлений на его творчество. Пушкинский дом в Гурзуфе, как называли музей до революции, сохраняет память о владельцах дома — герцоге Ришелье, графе Воронцове, промышленнике Губонине, чьи судьбы тесно связаны с историей России и Крыма.

Впервые мы можем увидеть максимально достоверно двойные анфилады «дворца Ришелье» и, наконец, то самое место, где Пушкин жил — мансарду, — где ночами он заслушивался шумом моря, размышлял о чудном крае, впервые так сильно впечатлившем юную душу.

Пушкинская комната в мансарде
Пушкинская комната в мансарде

Путешествие в Крым в 1820 году вместе с семьей генерала Н. Н. Раевского имело большое значение в жизни и творчестве поэта. Они поселились в доме Ришелье «так как его Гурзуфский дом оказался на всем Южном берегу единственным в европейском смысле ˂…˃ в нем останавливались все приезжие». Пушкин «в кругу милого семейства» прожил около трех недель. Это были «бесконечные прогулки к морю и в окрестности, работа над «Кавказским пленником», чтение, занятие вместе с Николаем Раевским английским языком, дружеские вечера в доме». В ноябре 1836 года, вспоминая Крым, в письме музыканту, поэту-переводчику Николаю Борисовичу Голицыну он написал: «Как я завидую вашему прекрасному крымскому климату: письмо ваше разбудило во мне множество воспоминаний всякого рода. Там колыбель моего «Онегина», и вы, конечно, узнали некоторых лиц».

Не только имя Пушкина связано с Гурзуфом и Крымом, но и имя Александра I, который дважды побывал в Крыму — в 1818 и 1825 годах. В 1825 году Александр I был гостем М. С. Воронцова. Нам удалось разыскать и вернуть из Рима подлинный предмет, некогда находившийся в доме у графа Воронцова, — кофейный столик из карельской березы.

Столик, за которым отдыхал Александр I
Столик, за которым отдыхал Александр I

Под толстой полировкой сохранилась надпись, выполненная орешковыми чернилами: «За сим столиком почивать изволил Государь Александр Павлович в доме его сиятельства графа М. С. Воронцова в Юрзуфе в лето 1825-е».

Битва народов под Лейпцигом и портрет Александра I по оригиналу Дж. Доу в экспозиции музея
Битва народов под Лейпцигом и портрет Александра I по оригиналу Дж. Доу в экспозиции музея

Также в музее представлены подлинные гравюры, изображающие «Битву народов при Лейпциге», «Священный союз», копии барельефов Федора Толстого, иконография жизни Александра I, которая хранится в фондовом собрании. В экспозиции можно увидеть два списка с выдающихся портретов Александра Павловича: повторение по полотну Герхарда фон Кюгельгена с оригинала Владимира Боровиковского и живописная копия со знаменитого портрета работы Джорджа Доу.

Наш музей — классическая модель особой точки в пространстве и времени, где история перестает быть мифом, а реальность насыщена символами и образами: здесь напрямую соединяются материальные и нематериальные слои исторического наследия. Александровская эпоха — это пушкинская эпоха.

 Рукопись А. С. Пушкина (воспроизведение на бумаге времени поэта) с портретами семейства Раевских
Рукопись А. С. Пушкина (воспроизведение на бумаге времени поэта) с портретами семейства Раевских

Специалисты, в том числе автор, создававшие новую экспозицию Музея А. С. Пушкина в Гурзуфе, сознавали свою ответственность перед поколениями и старались бережно сохранить и преумножить то наследие, которое им выпала честь хранить.

В залах музея А. С. Пушкина в Гурзуфе
В залах музея А. С. Пушкина в Гурзуфе

Двухсотлетие памяти императора, избавившего Россию от нашествия французов, а затем и покорившего Париж, — повод пересмотреть наше отношение к наследию этого выдающегося правителя. Крым с его уникальным опытом по сохранению различных пластов истории мог бы стать площадкой, где память об Александре I обретает свое новое значение наравне с его эпохой.