Мультфильмы — это не только детские приключения и яркие краски. За пределами семейного кино существует целый мир анимации для взрослых: остросоциальные драмы, философские притчи, чёрный юмор и жестокие фэнтезийные истории. В этой подборке — пять неожиданных, но по-настоящему сильных мультфильмов.
Хребет ночи (The Spine of Night), 2021
IMDb: 6.4; Кинопоиск: 7.1; одобрение критиков: 80% (71)
Брутальный и невероятно жестокий британско-американский мультфильм, перемешивающий в себе тёмное фэнтези, мистический ужас и философскую причту. Это редкий пример взрослой анимации, в которой каждая сцена пропитана атмосферой древнего зла и чудовищного насилия. Лента создана в технике ротоскопирования — сначала снимали живых актёров, а затем их обрисовывали вручную, что придало картине пульсирующую, почти плотскую выразительность. Визуальный язык отсылает к легендарным работам Ральфа Бакши и иллюстрациям Фрэнка Фразетты. Это кино для тех, кто ищет не просто мрачное зрелище, а возможность погрузиться в мифологию абсолютной власти и её разрушительной природы. В основе проекта — короткометражка 2013 года «Преамбула», которая так понравилась Филипу Джелэтту (сценаристу «Любви. Смерти. Роботов»), что он обратился к ее создателю Моргану Галену Кингу, чтобы вместе расширить историю до полнометражного формата. Главную героиню озвучила Люси Лоулесс, прославившаяся ролью Зены в культовом сериале, что привнесло в образ ведьмы Цзод особую харизму. Всё вышеперечисленное сделало «Хребет ночи» одним из самых обсуждаемых независимых мультфильмов 2020‑х годов.
Аннотация. Великое болото, древние времена. Цзод, королева племени, поднимается на заснеженную гору, где в черепе исполина обитает хранитель таинственного цветка — источника запредельной силы. Она пришла не просто так: перед смертью женщина хочет рассказать свою историю. В ней — падший учёный Гал‑Сур, превратившийся в жестокого тирана, который покоряет земли огнём и магией. Его власть базируется на гигантских боевых машинах и могущественной армии, способных уничтожать целые цивилизации. Такая чудовищная жажда власти, желание подчинить своей воле чужие народы рано или поздно должны были наткнуться на сопротивление. Циклы насилия необходимо прервать.
Пока Сборня не разлучит нас (Até que a Sbórnia nos Separe), 2013
IMDb: 7.6
Бразильская анимационная трагикомедия с черным юмором, сочетающая остроумную сатиру, абсурд и философскую глубину. Рассказывает о двух музыкантах из вымышленной изолированной страны, жизнь которых резко меняется после падения стены, защищавшей их от остального мира. Мультфильм основан на одноимённой пьесе «Танго и трагедии» (1984), созданной Нико Николаевским и Хике Гомесом, которые приняли участие в создании музыкального сопровождения к этому проекту и озвучивании его персонажей. Саундтрек включает как оригинальные композиции из первоисточника, так и классические бразильские мелодии, усиливая атмосферу культурного столкновения и ностальгии. Режиссеры — Отто Гуерра («Вуд и Сток: Секс, Орегано и Рок‑н‑Ролл») и Эннио Торресан («Спайси Сити»). Бюджет составил 4 миллиона бразильских реалов (около 850 тысяч долларов). Английский вариант названия — «Until Sbornia Takes Us Apart».
Аннотация. Сборня — странный, самобытный остров, живущий по своим законам за высокой стеной, скрывающей его от шума и соблазнов внешнего мира. Каждый день здесь — ритмичный, драматичный, с оттенком трагедии — прямо как танго. Два местных музыканта, Краунус и Плетская, хранят традиции и отражают дух народа. Но однажды стена рушится. Сначала это кажется катастрофой, но вскоре на развалинах появляются новые звуки, мода, идеи, улыбки. Одни бросаются в объятия перемен, другие впадают в панику, третьи пытаются сохранить то, что ещё можно спасти. Главные герои оказываются по разные стороны руин: один видит в возникшем хаосе возможности, другой — угрозы. Их дуэт распадается, как и сама Сборня, но в этом бедствии рождается нечто новое — смешное, тревожное, порой абсурдное, но всегда живое.
Слепая ива, спящая женщина (Saules aveugles, femme endormie), 2022
IMDb: 7.1; одобрение критиков: 79% (28)
Анимационная фантасмагория с элементами мистики и экзистенциальной драмы. Предлагает визуальную поэму, погружающую зрителя в сюрреалистические глубины повседневной жизни, и гипнотическое, мечтательное и тревожное путешествие, в котором реальность переплетается с фантазией, а внутренние переживания героев обретают форму чудовищ и говорящих животных. Создана с использованием инновационной техники, сочетающей 3D‑моделирование с 2D‑анимацией. Мультфильм основан на шести рассказах японского писателя Харуки Мураками из сборников «После землетрясения», «Исчезновение слона» и «Токийские легенды», объединённых атмосферой одиночества, поиска смысла жизни и столкновения с необъяснимым. Действие разворачивается в Токио вскоре после катастрофического землетрясения 2011 года. Режиссировал ленту Пьер Фёльдеш, ранее известный как композитор. За производство отвечали Франция, Люксембург, Канада и Нидерланды. Английский вариант названия — Blind Willow, Sleeping Woman.
Аннотация. 2011 год, Токио. Спустя несколько недель после ужасного землетрясения город всё еще не пришел в себя. Банковский служащий Такеши живёт размеренной, почти механической жизнью, пока однажды к нему не заявляется гигантская невозмутимая лягушка. Она называет себя Фрог и сообщает, что Токио находится на грани уничтожения — под землей растёт ужасный червь, способный вызвать новое, ещё более страшное землетрясение. Единственный, кто может остановить его, — это Такеши. Вместе они начинают подготовку к битве, которая пройдёт не на поверхности, а в глубинах подземного мира. Параллельно сквозь призму других судеб проявляются фрагменты одной большой картины: мир хрупок, а смысл жизни может открыться в самых невероятных формах.
Эдит и я (Technotise - Edit i ja), 2009
IMDb: 7.3; Кинопоиск: 7.1
Киберпанковский сербский мультфильм с элементами философской драмы, пронизанный атмосферой тревожного технологического будущего. Имеет визуальную эстетику, вдохновлённую японским аниме. Это редкий пример постмодернистского подхода к жанру научной фантастики в восточноевропейском кинематографе, сочетающий дерзость повествования, напряжённую психологическую глубину и смелый стиль рисовки. Считается культовым явлением в сербском кинематографе. Действие разворачивается в недалёком будущем, где технологии стирают границы между человеком и машиной, поднимая острые вопросы идентичности, самосознания и цены прогресса. В центре истории — девушка, которая, желая преуспеть в учебе, вставляет в свое тело нелегальный чип, после чего в ней и вокруг нее начинаются странные изменения. Лента основана на одноимённом графическом романе 2001 года Алексы Гайича. Он же выступил режиссером. Бюджет проекта составил 900 000 долларов США. Английский вариант названия — Technotise: Edit & I.
Аннотация. 2074 год, Белград. Студентка Эдит Стефанович в шестой раз проваливает экзамен и в отчаянии обращается к теневому дилеру, чтобы вживить себе украденный военный чип, способный записывать всё, что она видит. Устройство помогает ей в учёбе, но неожиданно активируется, когда девушка случайно видит таинственную формулу, созданную математическим гением Абелем Мустаковым. Чип, подключённый к её сознанию, вычисляет уравнение и обретает собственную личность, даруя Эдит сверхспособности. Однако с каждой минутой технология всё глубже проникает в тело и разум главной героини, угрожая стереть её человеческую сущность. В то же время за ней охотятся могущественные силы, жаждущие вернуть себе революционную разработку.
Вампиры в Гаване! (¡Vampiros en La Habana!), 1985
IMDb: 6.9; Кинопоиск: 5.7
Кубинский мультипликационный фильм, сочетающий чёрную комедию, вампирский ужастик и политическую сатиру с дерзким, ироничным духом. Это редкий пример анимации для взрослых, созданной в условиях ограниченных ресурсов, но ставшей международным феноменом благодаря острой социальной аллегории, яркому визуальному стилю и остроумной игре с жанрами. За свою смелую критику капитализма, в которой западные элиты изображены как вампиры, и лихое, динамичное повествование, лента обрела культовый статус и стала одной из немногих кубинских работ, получивших широкое распространение в США, несмотря на идеологические различия. В центре сюжета — молодой человек, который внезапно оказывается на поле боя европейских и американских вампиров, пытающихся завладеть микстурой, позволяющей кровососам находиться под лучами солнца. Режиссёр — Хуан Падрон («Эльпидио Вальдес»). Английский вариант названия — Vampires in Havana.
Аннотация. 1930‑е годы, Гавана. Пепито — трубач в ночном клубе и мечтательный революционер, втайне желающий свергнуть режим генерала Мачадо. Он не подозревает, что является потомком графа Дракулы. На солнце молодой человек может спокойно находиться, так как принимает секретную микстуру, созданную его дядей. Эта формула делает вампиров неуязвимыми к свету. Когда о разработке узнают две могущественные силы — европейская вампирская мафия, жаждущая коммерциализировать изобретение, и американский вампирский синдикат, чьи доходы от подземных курортов могут оказаться под угрозой, — Гавана окунается в водоворот удивительных событий. Пепито, его подруга Лола и их друзья оказываются в эпицентре хаоса, где каждый хочет заполучить формулу любой ценой.
Вас может заинтересовать:
- Upitko.ru — мой сайт-рулетка, созданный для поиска кино.
- Упитко: Быстро о кино — мой Telegram-канал.