Найти в Дзене
AXXCID

Блогер Эдвард Бил разгневал матроса, конфликт закончился скорой и бинтами

Оглавление

История, случившаяся не так давно в одном из портовых баров, моментально облетела соцсети и стала поводом для жарких споров. Популярный блогер Эдвард Бил решил снять очередной провокационный ролик для своего канала. Выбрав целью моряка, только что сошедшего на берег после долгого рейса, он с ухмылкой заявил что-то вроде: «Ну что, как там ваши кораблики плавают?». Последовал мгновенный и жёсткий ответ – удар в нос. Бил получил перелом, а интернет – пищу для бесконечных дискуссий. Для большинства это показалось дикой и неадекватной реакцией на безобидную фразу. Но для тех, кто знаком с морской культурой, в этом поступке была своя, пусть и гипертрофированная, логика.

Матрос в ярости: очередной пранк Эдварда Била закончился в карете скорой
Матрос в ярости: очередной пранк Эдварда Била закончился в карете скорой

Этот инцидент – лишь верхушка айсберга. За ним скрывается целый пласт традиций, суеверий и неписаных правил, формировавшихся веками. Море не прощает ошибок и легкомыслия. Оно культивировало среди тех, кто бросает ему вызов, особое братство, где уважение к профессии, судну и коллегам стоит на первом месте. И этот кодекс чести выражен в языке – в фразах и табуированных выражениях. Нарушитель рискует не только получить словесный отпор, но и всерьёз обидеть человека, для которого море – это не романтика, а тяжёлая, а подчас и опасная работа.

«Корабль плавает»: самое опасное слово в лексиконе

Для уха обывателя разница между «плавает» и «ходит» кажется надуманной. Но для моряка это принципиальный вопрос, проверка на профпригодность и уважение. Фраза «кораблик плавает» режет слух так же, как стоматологу назвать бормашину «дрелью», а пилоту – самолёт «железкой».

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Плавает всё, что лишено воли и управления: бревно, доска... Плавание – это пассивное состояние, подчинённое воле волн и течений. Корабль же – это сложнейший механизм, управляемый командой профессионалов. Он не плавает, он ходит. Он следует курсу, преодолевает стихию, выполняет задачу. Глагол «ходит» наделяет судно силой, волей и целью. Это слово – дань уважения не железу, а людям, которые им управляют. Произнося «корабль ходит», мы признаём титанический труд экипажа, его мастерство и победу над безличной стихией.

История знает немало случаев, когда подобные «мелочи» вызывали конфликты. Известен рассказ о капитане старой закалки, который на подобное замечание ответил молчаливым, но красноречивым жестом. Он подозвал молодого матроса, велел принести стакан воды и бросить в него спичку. «Вот видишь? – сказал он провинившемуся пассажиру. – Она плавает. А мой двадцатитысячетонный лайнер – ходит. Запомни это».

Не называйте его «лодкой» или «яхтой»

Ещё один верный способ задеть профессионала – уменьшительно-ласкательно назвать его судно «лодочкой» или, что ещё хуже, обозвать боевой корабль или грузовой гигант «яхтой». Лодка – это нечто маленькое, уютное, часто прогулочное. Для моряка его корабль – это дом, крепость и рабочее место. Это огромный, сложный организм, куда вложены миллионы, а жизни экипажа зависят от его надежности.

Сравнение с яхтой, особенно в отношении военного или торгового судна, звучит как издевательство. Яхта – это символ праздности, роскоши, безделья. Это антипод рабочей лошадки, день и ночь бороздящей океаны с грузами или несущей боевую вахту. Такое сравнение обесценивает весь титанический труд экипажа, сводя его к развлечению. Один моряк как-то метко заметил: «Назвать атомный авианосец "большой лодкой" – это как назвать космический шаттл "педальной колясочкой". Глупо».

Никогда не спрашивайте о женщинах в порту

Клише о «девушке в каждом порту» – одно из самых заезженных и обидных. Оно рисует образ моряка как безответственного гуляки, который только и ждёт, чтобы сойти на берег и предаться разврату. Реальность, как всегда, гораздо сложнее и трагичнее.

Фото из открытых источников
Фото из открытых источников

Долгие месяцы в отрыве от дома, от семьи, от любимого человека – это не романтика, а тяжелейшее психологическое испытание. Да, в портах есть определенные места и определённые правила, но для большинства моряков каждый заход в чужую гавань – это не повод для кутежа, а возможность выйти на связь с домом, купить подарки детям, услышать голос жены. Этот стереотип больно бьёт по их репутации как верных мужей и ответственных отцов. Он превращает их тяжелейший труд, требующий колоссальной дисциплины, в подобие весёлого круиза.

Как-то раз ветеран северного флота поделился воспоминанием: «Самое страшное – это не шторм. Страшнее – приходить после девяти месяцев в море и видеть, как твой сын смотрит на тебя как на чужого дядю. А тут ещё какие-то умники с вопросами про "девчонок". Да это последнее, о чем мы думаем. Мы о доме думаем. Всю дорогу».

Избегайте вопросов про штормы и катастрофы

Людям на берегу, очарованным романтикой моря, так и хочется спросить: «А в шторм бывал? Страшно? А тонул кто-нибудь на твоих глазах?». Эти вопросы, заданные с любопытством, сродни вопросу врачу: «А много больных вы потеряли?».

Море – это не аттракцион. Это стихия, которая не прощает ошибок. Воспоминания о настоящих штормах, аварияx, потерянных товарищах – это самые тяжёлые, вытесняемые психологические травмы. Моряки предпочитают о них не говорить. Суеверные по своей натуре, они считают, что разговоры о катастрофах и смерти – это накликивание беды. Существует неписаное правило: на судне не свистят (чтобы не вызвать ветер), не произносят слово «кролик» (по старинным поверьям, это животное приносит неудачу кораблю) и уж тем более не обсуждают прошлые несчастья.

Подобные расспросы не вызывают приятной ностальгии. Они заставляют человека заново переживать моменты чистого, животного ужаса и беспомощности перед лицом разъярённой стихии. Это грубое вторжение в личное пространство, прикрытое маской праздного интереса.

Не давайте советов и не сравнивайте с круизным лайнером

«А вот на круизном лайнере, где я был, всё было по-другому…» – эта фраза гарантированно вызовет раздражение. Работа на торговом, рыболовном или военном судне не имеет ничего общего с индустрией развлечений. Круизный лайнер – это плавучий отель, его главная цель – комфорт пассажиров.

Экипаж же грузового судна работает в условиях жёсткого графика, автономности и колоссальной ответственности за многомиллионный груз. Это не обслуживание, это тяжелейший физический и интеллектуальный труд. Сравнивать эти две реальности – кощунство. Это как сравнивать работу шахтёра и аниматора в аквапарке. И уж тем более не стоит давать советы о том, как лучше управлять судном или работать с грузом. Представьте, что вы советуете хирургу, как правильно держать скальпель, насмотревшись сериала «Доктор Хаус».

Язык как пропуск в закрытое братство

Морская культура – это культура избранных, сплочённых общим трудом, опасностью и изоляцией. Их язык, полный специфических терминов и табу, – это не просто причуда, а способ оградить своё сообщество от чужаков, маркер принадлежности к особому братству.

Эдвард Бил
Эдвард Бил

Уважая эти неписаные правила, мы проявляем уважение не к абстрактным понятиям, а к конкретным людям. К тем, кто обеспечивает работу глобальной экономики, перевозя грузы через океаны. К тем, кто охраняет границы. К тем, кто неделями не видит земли, борясь с усталостью и тоской по дому. Их мир суров и полон суеверий, в их профессии цена ошибки слишком высока.

Инцидент с блогером Билом – это, конечно, крайность. Но он, как громкий сигнал, напоминает нам о простой истине: входя в чужой мир, будь то капитанский мостик или просто разговор с профессионалом, стоит проявлять такт и уважение. Иногда лучше просто молча выслушать и попытаться понять. А начать можно с малого – просто сказать «корабль ходит». И увидеть в ответ не сжатый кулак, а уважительный кивок.

→ РАНЕЕ МЫ РАССКАЗЫВАЛИ...