Найти в Дзене
СанТольич

Опыт применения миномётов - мнение командира миномёта ММГ-7 Карабаг, Афган

Напомню - в Созе, в КДПО, на вооружении минбатов местных отрядов были автоматические миномёты 2Б9 "Василёк". Кстати: 82-мм миномет «Василек» в Афгане также устанавливается на самоходные шасси; наиболее распространенным является установка в кузов 2-тонного грузовика ГАЗ-66 4x4. Еще одним вариантом является установка «Василька» на грузовую платформу соответствующим образом модифицированного гусеничного транспортера МТ-ЛБ. Но у нас, в минбате ММГ-7 Карабаг, "Васильков" не было - только "самовары" БМ-37 и ПМ-43. ТТХ приводить не буду - я уже об этом писал. Так вот, командование ММГ-7 допустило ошибку в нашем обучении (пехота же...) - при переходе с "Васильков" на "самовары" излишнее внимание уделило развёртыванию миномётов. А что это значит? Да то и значит - что метод разворачивания "Васильков" от "самоваров" сильно отличался! "Василёк" разворачивался из кузова ГАЗ-66 (спецмодификации), на спецсистеме тросов по выкладными направляющим, а у "самоваров" предполагалась только буксировка на
БГ ММГ-7 окапывается на боевом выезде.
БГ ММГ-7 окапывается на боевом выезде.

Напомню - в Созе, в КДПО, на вооружении минбатов местных отрядов были автоматические миномёты 2Б9 "Василёк".

Широко применялся и в Афгане.
Широко применялся и в Афгане.

Кстати: 82-мм миномет «Василек» в Афгане также устанавливается на самоходные шасси; наиболее распространенным является установка в кузов 2-тонного грузовика ГАЗ-66 4x4. Еще одним вариантом является установка «Василька» на грузовую платформу соответствующим образом модифицированного гусеничного транспортера МТ-ЛБ.

-3

Но у нас, в минбате ММГ-7 Карабаг, "Васильков" не было - только "самовары" БМ-37 и ПМ-43.

-4

-5

ТТХ приводить не буду - я уже об этом писал.

Так вот, командование ММГ-7 допустило ошибку в нашем обучении (пехота же...) - при переходе с "Васильков" на "самовары" излишнее внимание уделило развёртыванию миномётов.

А что это значит?

Да то и значит - что метод разворачивания "Васильков" от "самоваров" сильно отличался! "Василёк" разворачивался из кузова ГАЗ-66 (спецмодификации), на спецсистеме тросов по выкладными направляющим, а у "самоваров" предполагалась только буксировка на миномётном ходу и разворачивание именно с него.

Загруженный "Василёк" в кузове ГАЗ-66, без тента.
Загруженный "Василёк" в кузове ГАЗ-66, без тента.

ПМ-43 на колёсном ходу. ВВерху, справа, видно кольцо для буксировки.
ПМ-43 на колёсном ходу. ВВерху, справа, видно кольцо для буксировки.

То есть - отцепить ПМ, на колёсном ходу дотащить его до места огневой позиции, а затем, открепив крепёж лафета, резким рывком за хвостовую часть, которой цеплялись за буксир, выбрасывать миномёт вперёд, при этом - наводчик и заряжающий, держась за ножки лафета, раздвигают их для установки ствола.

Ужас, да?

Но ужас в том, что весь этот геморрой, которым нас дрочили в учцентре ПогО Керки, с такой установкой ПМ - нам в Афгане не пригодился, от слова - СОВСЕМ!!!

Буксируемый миномёт, в конце лета и начале осени, когда вся зелень уже давно выгорела, собирал на себя всю пыль Афгана и миномёт был похож на песчаную дюну. К тому же - такой прицеп сковывал ход машины, которая его буксировала, к тому же: это была сильная демаскировка БГ - значит в этой машине везут артБП... Понятно, да?...

И от такого применения ПМ отказались - в двухмесячный рейд два ПМ погрузили разобранными, в машины с БП.

И тактика здесь уже была другая - выскочить из-под обстрела и уже после этого развернуть миномёты и заколбасить врага.

К примеру, так произошло при подходе нашей БГ к Калайи-Най, в 2-х месячном рейде. Мы тогда нарвались в засаду - пули легли в аккурат между нами, я об этом уже писал. И вот БГ выскочила из-под обстрела, развернулась в ближайшем распадке, и мой расчёт, под командование комбата, поквитался с духами - накрыл за сопкой, с которой обстреляли нашу колонну, около десятка духов.

С батальонниками было проще. Мы их применяли, в основном, при сопровождении колонны в Союз. Гантраки мы сделать не могли, но тактика применения батальонников это нивелировала - миномёты везли на броне БМП, в хвосте колонны, только с отстёгнутой опорной плитой и один готовый ящик с минами - рядом.

Чуть что - приказ: миномёт в минуту разворачивается за бронёй БМП и открывается огонь.

Так было в наш первый марш с экипажем БМП №302 - Ичетовкиным и Сатовым, с которыми мы, в октябре-декабре 1985 года, прошли двухмесячный рейд по трём северным провинциям Афгана - Герат, Бадгис, Фарьяб.

Экипаж БМП №302: мехвод Олежка Ичетовкин, в башне навочик Сатов, Юра, если не ошибаюсь. На командирском месте - пр-к Филин, старшина заставы БМП.
Экипаж БМП №302: мехвод Олежка Ичетовкин, в башне навочик Сатов, Юра, если не ошибаюсь. На командирском месте - пр-к Филин, старшина заставы БМП.

Тогда, в сентябре 1985-го, при сопровождении колонны в Союз, сапёры засекли подозрительных лиц на сопке, возле которой проходил наш маршрут. ХЗ, кто такие, и стада вокруг никакого нет.

Мне приказ от командира БГ - Уничтожить!

К бою! - пока расчёт спрыгивал с брони я дал сигнал знаком руки мехводу Олежке Ичетовкину: "Прикрой бронёй" и он поставил машину поперёк движения, а пока мы разворачивали миномёт, а я готовил данные для стрельбы, наводчик Сат бдительно крутил головой по сторонам.

Попал по сопке первой миной, с небольшим недолётом - наблюдатели мгновенно смылись. Но я добавил им в догонку, с увеличением дальности, ещё несколько мин - по лошадям и возможным резервам. Наука от комбата...

А сапёры, тем временем, быстро проверили дорогу, мне скомандовали "Отбой" и колонна двинулась дальше.

А уже после двухмесячного рейда наши командиры сделали правильные выводы.

Еще во время рейда, после ночного боя под Гарчагаем, вышел приказ - ориентиры для БГ назначает только минбат, и ночью стреляем только мы, боевые машины только наблюдают и докладывают о целях в минбат и открывают огонь только в случае прямого нападения.

Разумно...

А уже после рейда - изменилось расположение подразделений в колонне. В частности: в майской операции я, старший БТР №814, со своим расчётом, шёл почти в середине колонны БГ, затем шли две машины с нашими миномётами и б/п (мой ПМ-43 и БМ-37 мл. с-та Чермянинова), затем БМП с расчётом Андрея, а замыкающей шла БМП с десантом из ребят взвода обеспечения - теперь именно на них была задача буксировки подбитой техники.

Напомню, перед боем в к. Гарчагай и вышла большая хня - БГ встала на ночёвку, а наша, замыкающая, БМП, во главе с комбатом, ещё час тащила подорванный мерс местного купца.

Тот самый подорвавшийся мерс. Допиваю утренний чай на броне нашей БМП№302, а справа - мой наводчик Ильдар Гарайшин, 19 октября 1985 г. Окрестности к. Гарчагай.
Тот самый подорвавшийся мерс. Допиваю утренний чай на броне нашей БМП№302, а справа - мой наводчик Ильдар Гарайшин, 19 октября 1985 г. Окрестности к. Гарчагай.

Ну и вот, миномёты и один расчёт прибыл, а комбата и второго расчёта - нет. Поэтому не успели осмотреть местность засветло, занять хорошую позицию и ориентиры тоже назначали по темну. А так бы мы духов тогда заколбасили ещё быстрее.

Я об этом бое уже писал.

В общем, учились все - и офицеры тоже...